Жизнь в шашечку

Закон о такси № 69 вступил в силу еще в сентябре 2011 года, но не сделал жизнь пассажиров проще и приятнее. Наш репортаж обо всех горестях на дороге.

 При отборе в каждом таксопарке города Курска с претендентом проводится собеседование. Объявления о наборе водителей в службу такси постоянно звучат по всем местным телевизионным каналам, потому что 50% кандидатов каждый раз отсеивается.

Закон о такси № 69 вступил в силу еще в сентябре 2011 года, но не сделал жизнь пассажиров проще и приятнее. Наш репортаж обо всех горестях на дороге.
www.reWalls.com

Водитель — лицо компании, он должен быть спокойным, уверенным в себе, способным держать ситуацию под контролем. Он должен осознавать ответственность за жизнь пассажира, быть коммуникабельным, но и уметь молчать, если это необходимо, и, разумеется, не слыть хамом. Как правило, в таксопарки предпочитают брать водителей со стажем не менее пяти лет, не моложе двадцати пяти, так как у них уже устоявшаяся психика, лучше семейных — они предпочитают лишний раз не рисковать на дороге. Автомобиль тоже должен быть новеньким, чистеньким, исправным.

Всё это мне душевно рассказали в одной из служб курского такси. Лично я каждое утро пренебрегаю общественным транспортом, предпочитаю отдавать энную часть своей зарплаты на такси и при этом прекрасно осознаю, что так должно быть в идеале. В рейс уходят зачастую полупьяные, хамовитые и психически неуравновешенные граждане. Регулярно приходят криминальные сводки о том, что таксист в состоянии наркотического или алкогольного опьянения был задержан на месте аварии.

Голословно обвинять всех таксистов города не хочется (вдруг припомнят), попробую разобраться.

Немного желтого

— Таксист,— задушевно говорит мне водитель, разменивая деньги,— это не профессия, а призвание. Он прав — в списке опасных профессий водители такси находятся по соседству с полицейскими, боксерами и каким-то образом затесавшимися в статистику футбольными судьями.

Существует «синдром попутчика», когда соседу по купе или таксисту открывают душу. Таксист часто не просто психолог или исповедник по совместительству, а «жилетка», в которую можно выплакаться, рассказать самое сокровенное, попросить совета, а иногда и номер телефона.

Курский таксист Антон рассказал, как однажды был акушеркой. Ему пришлось принимать роды прямо в дороге.

— Заказ поступил: довезти женщину из Фатежского района в областной роддом, но малыш ждать не захотел. Хорошо, что у меня мама — врач, я консультировался с ней по телефону. Роды прошли хорошо, мальчика назвали в мою честь. Сейчас вспоминаю об этом с гордостью, а тогда мне было очень страшно. Больше в тот день я никуда не поехал, отогнал машину в парк, дежурил вместе с отцом ребенка под окнами роддома. Врач вышел, успокоил нас, похвалил меня. Теперь я точно знаю, что в дороге нужно быть готовым ко всему. Антошке сейчас уже два года.

Водители такси работают с людьми, поэтому человеколюбие — одно из основных их качеств, а другие в этой профессии надолго не остаются. Так, до ближайшего столба.

Немного черного

«Это я потому такой злой был, что у меня велосипеда не было», — вспоминается сразу почтальон Печкин. Как-то раз меня с подругой вез до дома типично советский таксист: кожаная куртка, рация, фуражка. С первого взгляда было ясно — вся жизнь у него «в шашечку».

Почему-то он жутко оскорбился, когда мы стали говорить о том, что таксист, который нас подвозил вчера, ужасно долго парковался.

— Почему вы нас так обзываете? Что мы, не люди, что ли?

Мы удивленно притихли.

— Почему сразу «таксист»? Я — водитель таксомотора!

Мы удивились еще раз, на всякий случай извинились и разрешили звать нас не повелителями клавиатуры, а просто журналистками. И тут полилось про тот самый «велосипед», в котором скрыт корень всех проблем.

— «Шашечки» стоят на машине, ты легализован, но любой гаишник начинает тебя «щипать». Покажи огнетушитель, у тебя дворники ржавые. Должно быть четыре брызговика, а у тебя только два, — раздраженно рассказывал водитель таксомотора. — В Европе таксист — достойная профессия, у него и машина в лизинге, и выплаты низкие. А у нас всё еще сельское хозяйство развивается, в том смысле, что мы — дойные коровы! Да еще и пассажиры достают! Ночью то наркоманы сядут, то проститутки.

Водитель таксомотора поведал, что маршрут дезоморфинщиков в Курске всегда один — сначала в ларьке на железнодорожном вокзале они покупают растворитель, а потом едут в две известные аптеки: первая располагается по адресу: ул. Дейнеки, 2, вторая — возле областной больницы, напротив остановки (редакция не несет ответственности за предоставленную информацию, мы просто цитируем слова водителя). Силовикам же стоит обратить внимание на эту информацию, авось и правда. У нас ведь всё работает на этом самом «авосе». Тут должен стоять подмигивающий смайлик.

Курская специфика

Что скрывать, Курск славится торговыми центрами и таксистами. Зачастую другие профессии представлены очень немногочисленными представителями. Всего в Курске насчитывается 23 службы такси. Конкуренция еще та! На дороге каждая вторая машина — с «шашечками». Бомбил считать не будем.

В конце прошлого года начальник Курской областной Госавтоинспекции Александр Нарыков отчитался, что за 2013 год на территории города Курска «зарегистрировано порядка 250 дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей, работающих в режиме «Такси».

— Каждый из нас, садясь в вызванное такси, невольно может оценить техническое состояние автомобиля, которое в большинстве случаев остается неудовлетворительным. Также стоит отметить, что производственно-техническая база индивидуальных предпринимателей не отвечает предъявляемым требованиям, это и приводит к нарушению периодичности технического обслуживания транспортных средств, — заявил Александр Нарыков.

Глобальной проблемой современного таксопарка является отсутствие квалифицированной кадровой политики при подборе водителей, осуществляющих пассажирские перевозки. За рулем оказываются случайные люди, не имеющие соответствующего опыта работы. Были зарегистрированы случаи, когда водители перевозили пассажиров в состоянии алкогольного опьянения.

— Зачастую владельцы транспортных средств, самостоятельно выезжая на улицы города, чувствуют свою безнаказанность и позволяют себе эксплуатировать транспортные средства без предрейсового осмотра. О медицинском освидетельствовании самого себя как водителя и речи быть не может. По результатам совещания руководство Госавтоинспекции совместно с индивидуальными предпринимателями решило усилить контроль за данным видом деятельности, ежемесячно подводя итоги оперативной обстановки на дорогах в Курской области, — рассказали в пресс-службе УГИБДД УВД по Курской области.

Если просматривать криминальные сводки, то чаще всего бьются машины из автопарка «Любимое». Ходят слухи, что большинство водителей этой службы почти не имеют опыта вождения и платежи в службе таковы, что таксисты вынуждены работать круглые сутки. Случается, чтобы успокоить нервы, они принимают алкоголь или наркотики. О какой безопасности пассажиров можно говорить?!

Ложка мёда

Январский ледяной дождь стучит по стеклу. Шумит рация, из динамиков льется музыка местной радиостанции. Таксист Леонид ждет пассажира, курит в окно. Он прекрасно знает город — все улочки, перекрестки, светофоры, объездные дороги. Хорошая погода — невыгодная, мало заказов, а в дождь и снег успокаивающе шуршат дворники и меняются люди на заднем сиденье.

Очередной заказ — ехать в частный сектор. В машину садятся обеспокоенная мама с двухлетним малышом и дедушка с бабушкой. Маму высаживают через квартал, ей нужно забрать второго ребенка, бабушка сидит впереди, разглагольствует о состоянии дорог. Добираются до дома. Бабулечка расплачивается и помогает мужу выбраться с заднего сидения, он опирается и на бабушку, и на палку, сердечно благодарит таксиста. Следующий заказ. Нужно забрать женщину из одной больницы и срочно перевезти в другую.

Внезапно на заднем сиденье кто-то начинает шевелиться. Леонид оглядывается. Малыш сморщил личико — через секунду разразится рыданиями.

— А где мама?

Бабушка и дедушка забыли внука.

— Дальше сплошная суматоха, — рассказывает Леонид, — женщина переживает, что опоздает к врачу, девочки-операторы ищут телефон мамы ребенка, которая вызывала машину. Я стараюсь успеть везде и всюду, а заодно успокаиваю малыша, показываю «бибику» и дворники. Удивительно, что за час, пока искали номер телефона родительницы, никто не хватился ребенка. Даже когда я привез его домой, бабушка не вышла. Мне пришлось перелезть через ограду и стучаться в окно, к крыльцу не подпускала собака. Спасибо мне, естественно, никто не сказал.

Леонид — это приятное исключение из многочисленных таксистов города. Неравнодушный, заботливый, милый, улыбчивый, доброжелательный. Не плевался в окно, не матерился, не давал почетных кругов, желая заработать еще десятку, не просил поставить ноги ровно, чтобы не испачкались половички, не отпускал похабных шуточек, не слушал радио «Шансон» и даже нашел сдачу. Не правда ли, редкость?

Топ-5 такси-историй

Из фильма ужасов

Я уезжала от подруги в два часа ночи. За мной приехала затонированная полностью «Хонда», таксист был молчалив и ехал достаточно аккуратно. Только вот номер у авто был три шестерки, а на ключах висел брелок в виде морды красного дьявола с рогами. Я с ужасом вспомнила, что начался час Быка…

Театр абсурда

— Вы простите, что машина грязная внутри и снаружи. Я просто вторые сутки работаю без передыха, помыть некогда, — поприветствовал меня водитель.

Оказалось, что неделю назад он попал в аварию — «заработался, не углядел встречную машину». Автомобиль у него в аренде, вот и работает на износ, «хотя страшно болит голова, видать, сотрясение нехилое». Руль выглядит нелепым, из него вырваны подушки безопасности, и он «уже не так слушается». Вспомнив все молитвы, я доехала до работы и зареклась пользоваться самой дорогой и популярной службой такси в городе.

Может быть, Нью-Йорк?

Курск только просыпался, а мой друг уже встал, но еще находился в состоянии сладостной дремы. Именно в ней он и хотел до-

ехать до работы, а уже там выпить кофе без сахара и окунуться в дела житейские. Но проснуться пришлось раньше. Машину к подъезду подал колоритнейший таксист — индус. Он был в чалме и дхоти, музыка соответствующая. «Whataddress? Whataddress?» («Какой адрес?» — исковерканый английский).

Хамство бонусом

Этот черный «Логан» я не забуду никогда. Как только я села, водитель начал возмущаться, что мой двор имеет всего один проезд, потом долго копался в навигаторе и матерился. Гнев от механики перешел на других водителей, а точнее, «обезьян» и «псов». Когда мы не смогли с первого раза на лысоватой резине подняться на обледеневшую горку, он зло мне улыбнулся: «Сейчас выйдешь — толкать будешь». В ответ на мои возмущения получила: «Не нравится — садись на трамвай!»

С первого взгляда

Напоследок решила вспомнить своего безмолвного спутника из малопопулярного в Курске такси. Он частенько забирал меня из дома и вез на работу, а потом обратно. Как только он видел меня, то молча выбирал диск и ставил группу «Кино». Я не знаю, как он разглядел во мне фанатку Цоя, но не ошибся. И я очень ему благодарна за столь приятные поездки под звезду по имени Цой. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру