За рулем маршрутки может оказаться неопытный, пьяный, обкуренный или водитель-нелегал — таковы данные всероссийского рейда, проведенного в конце 2013 года.

Проблема с переездом в «ПАЗиках» и «Газелях» приобрела характер беды общероссийского масштаба.

Проблема с переездом в «ПАЗиках» и «Газелях» приобрела характер беды общероссийского масштаба.

Судите сами, вот лишь несколько громких аварий в соловьином крае за год. 6 августа 2013 года в Курске маршрутка обгоняла автобус, въехала в ограждение, за которым шли дорожные работы. Водитель сманеврировал, микроавтобус перевернулся на крышу, 13 человек пострадали и оказались в больнице, у одного из них сломан позвоночник. 22 мая 2014 года ночью водитель маршрутки не справился с управлением, вылетел на встречную полосу и врезался в КАМАЗ. К счастью, пассажиров в салоне не оказалось, водителя с черепно-мозговой травмой госпитализировали. 22 декабря 2013 года в Курской области в столкновении маршрутки и легкового автомобиля пострадали 10 человек, трое из них погибли.

В сводках ГИБДД сообщения о тяжелых авариях приходят ежедневно. В Госавтоинспекции статистикой заинтересовались и провели рейд по всей России. Выяснилось: за тонированными стеклами маршруток скрываются нелегалы, неопытные водители. Об обязательном медосмотре перед выездом в нашей стране или не знают, или забывают. Врачи осматривают шоферов только в государственных автопарках, которых в провинциальных городах немного. Это как в «русской рулетке»: никогда не знаешь, кто тебя везет. Из вариантов — пьяный, с похмелья, а то и обкуренный водитель. Выбирай любого!

 

Страх

Мастер по маникюру Катя добирается до работы на маршрутке, на собственный автомобиль она еще не заработала. Впечатлений от поездок каждый раз масса.

— Представляешь, у меня на КЗТЗ ходит по маршруту красная «Газель». Сажусь в нее, а дальше начинаются крутые виражи. Мы на «сотне» заходим в повороты, подрезаем

«ПАЗики», и все это ради лишних 13 рублей. Такая битва за клиента, — делится впечатлениями Катя. На днях ее муж сел в эту самую маршрутку. Сейчас семья задумалась о покупке машины и получении водительских прав.

— А как иначе? Если даже мой муж испугался.

— А ты не боишься, что проблемы возникнут на дороге с теми же водителями маршруток? Ты можешь также стать участником аварии, потому что в тебя влетит «Газель».

— Об этом я пока не думала. Буду ездить аккуратно и внимательно.

Пятилетний Ваня теперь гуляет с бабушкой и только пешком. Затащить ребенка в маршрутку не получится. Ванечка скандалит, закатывает истерики и пытается убежать. Ребенок боится. В четыре года он попал в аварию — в маршрутку влетела легковушка.

— Тогда пострадали три девушки. Удар был настолько сильным, что нас отбросило в конец маршрутки. Я Ванечку схватила и как-то так сгруппировалась, навалилась на него, защищая от падения. А он испугался звука, скрежета металла и капель крови на полу, — рассказывает бабушка Ванечки Инна Григорьевна.

В семье пытались уговорить малыша, угрожали ремнем и обещали дорогие подарки, но ничего не помогало. Ванечка до сих пор не садится в маршрутки, предпочитая трамваи, троллейбусы и такси. Родители обратились к психологу. Специалист выслушал родителей и порекомендовал подождать: вот вырастет, тогда сможете все объяснить. По ночам Ванечка просыпается и плачет — снятся кошмары.

— Устали бороться с его страхами, но ничего сделать не можем. Думаем, что подрастет и тогда получится справиться с этой проблемой. Но пока ходим пешком. Тяжело, конечно, но делать нечего.

Одна моя знакомая предпочитает добираться на работу на такси. Ежемесячно на свою привычку она тратит треть зарплаты, но отказаться от нее не может.

— Таксисты, конечно, те еще приезжают… Но я плачу за свой комфорт. Почему я не люблю маршрутки? Потому что боюсь толпы, ненавижу лихачей и грубиянов, а таких у нас 80%, — рассказывает Евгения.

 

«Быдло» и сотрудничество

Так сложилось, что знакомство с маршрутками у меня началось в девятом классе, до этого в школу постоянно возили на машине. Мы жили далеко за городом. Как только поселок заселили, начали думать об инфраструктуре и общественном транспорте. Первое время детей в школы развозил военный «ЗиЛ», нас грузили как солдат, и десантировали у каждого учебного заведения группами.

— Гимназия № 44! Два человека, по-шли! — по-военному кричал водитель. Затем быт наладился, из поселка в город стали ездить маршрутки, на которые нужно было «успевать». «Газели» ходили по особому расписанию: с семи утра до семи вечера, уехать позже или раньше было за гранью реальности. Каждое утро на конечной остановке маршрутки собиралась толпа желающих уехать. Отношения с местными жителями у водителей как-то сразу не заладились: они считали нас «быдлом» и любили издеваться.

20-градусный мороз, я учусь в девятом классе, утро. Прихожу на остановку, а там толпа, человек 50, все ждут. На обочине стоит маршрутка, водитель спокойно курит сигарету в салоне и потягивает кофе. Ждет, пока люди подойдут еще. Градус возмущения растет.

— Может быть, мы поедем? Почему вы стоите и чего ждете? — возмущались пассажиры.

— Вот допью и поедем, четверть часа назад маршрутка ушла, мне торопиться некуда, — парировал водитель.

Через 10 минут он «подает» маршрутку. Вы когда-нибудь видели, как человеческая толпа отбрасывает машину на полметра? До сих пор удивляюсь, как они ее не перевернули. Водитель кричит, ругается, но людей не остановить, они хлынули в маршрутку как поток горной реки. В традиционной маршрутке — 15 мест. В наши вмещалось 25 человек. Через пост ГИБДД переполненные «Газели» переваливались с закрытыми шторками. Постовые относились с пониманием.

— Куда ты едешь? У тебя семь человек тут лишних! Ты понимаешь, что это крупный штраф, — орал инспектор на водителя.

— Вы не понимаете? Мы уехать не можем, до ближайшего населенного пункта 20 километров! Как вы нам предлагаете перемещаться, если маршруток нет? — заступались пассажиры. Как правило, после такой словесной перепалки водителя отпускали.

— Почему вы нас так не любите? — спросила я как-то у знакомого «маршрутчика».

— Потому что вы все «долбанутые» в своем поселке живете. Совершенно невыгодный маршрут, набиваются только «свои», городских из маршрутки выгоняете, да и треть из вас ездят пьяными. За что вас уважать? — отчитывался водитель Сергей. На этом маршруте он проработал два года, со знакомых денег не брал, они расплачивались душевными разговорами и улыбками. Однажды в его маршрутку влетела легковушка, водитель которой погиб. По словам Сергея, он припарковался на обочине и ждал, когда выйдут пассажиры. Многие тогда поговаривали, что «маршрутчик» бросил «Газель» на дороге, а водитель легковушки не успел среагировать и уйти в сторону. Как было на самом деле, никто не знает, но сегодня дорогу в поселке оборудовали специальными карманами для транспорта.

— У тебя есть выходные? Как складывается распорядок дня водителя?

— Выходные есть. Получается где— то два раза в месяц. В пять утра выезжаю, еду в гараж за машиной, потом выхожу на рейс. И целый день мотаюсь по городу, обедаю на ходу. Часы пик — утро и вечер, когда пассажиры едут на работу и с работы. Никакой личной жизни, доползаю до дома и спать, — признается Сергей.

— А чем занимается «маршрутчик», как отдыхает?

— Видишь, вот Андрюха «060», он бухает. У него есть напарник и выходных больше — с пятницы по воскресенье. Андрей пьет с вечера пятницы до вечера воскресенья. В понедельник у него похмелье, но за руль садится, надо же деньги зарабатывать. Вон поехал Кирюха, он сидит на слабых наркотиках, у Сашка «205» — на каждой остановке по девочке. Так и живем! — рассказывает Сережа.

— Тебе нравится работа?

— Нормальная, главное, чтобы план не задирали. Стабильно в день отдаю хозяину машины 1,5 тысячи, 500 рублей забираю на бензин. Если машина ломается, то отработал впустую, если нет — то чуть-чуть денег есть, — признается Сергей.

В детстве знакомый Василий травмировал пятку. Сегодня старая рана гноится, нога постоянно болит. Василия это не останавливает: он уверенно давит на газ, работая на городском маршруте. Он уже пять лет «честный маршрутчик», хоть и инвалид. Впрочем, на его состояние здоровья работодатель не обращает внимания. В Курске вообще не принято справляться о здоровье подчиненных в этой отрасли. Перевернувшаяся курская маршрутка принадлежала частному лицу, и из десяти работающих у него шоферов пятеро трудились нелегально.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру