Ольга Пилипенко: «Мы готовим специалистов мирового класса».

Государственный университет — УНПК — история науки длиной в 60 лет

Государственный университет — Учебно-научно-производственный комплекс — учебное заведение с 60-летней историей. За это время был проделан колоссальный путь: от филиала Московского заочного машиностроительного института в Орле до вуза, готовящего кадры для Рос-оборонзаказа и концерна «Ростехнологии». Об истории Госуниверситета — УНПК, особенностях и перспективах развития «МК Черноземье» побеседовал с ректором университета Ольгой Пилипенко.

Государственный университет — УНПК — история науки длиной в 60 лет

Государственный университет — Учебно-научно-производственный комплекс — учебное заведение с 60-летней историей. За это время был проделан колоссальный путь: от филиала Московского заочного машиностроительного института в Орле до вуза, готовящего кадры для Рос-оборонзаказа и концерна «Ростехнологии». Об истории Госуниверситета — УНПК, особенностях и перспективах развития «МК Черноземье» побеседовал с ректором университета Ольгой Пилипенко.

Новое слово в технике

— Ольга Васильевна, расскажите немного об истории вуза. Интересно узнать, как удалось филиал превратить в Госуниверситет, уже в качестве самостоятельной единицы обросший тремя филиалами и обучающий более 13 тысяч студентов? И откуда взялось такое необычное название?

— В 1954 году в Орле открылся учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института. После войны первоочередной задачей, которая стояла перед ним, была подготовка кадров для промышленных предприятий региона. Инженеров, прежде всего. Семь лет спустя консультационный пункт преобразовывается в общетехнический факультет, который в 1964 году был преобразован в Орловский филиал ВЗМИ. И в такой ситуации мы находились до перестройки. А уже в начале 90-х произошел какой-то резкий качественный скачок: поменялся ректор, изменилась структура, мы выделились в отдельный университет — ОрелГТУ.

Современное название вуз приобрел в 2010-м. Несколькими годами ранее мы получили Государственную премию за развитие концепции интеграции образования, науки и производства благодаря тому, что в структуру университета в 90-х вошло одно из крупнейших предприятий области «Научприбор». Сейчас оно занимается выпуском современной медицинской техники: хроматографов, которые исследуют химический состав веществ, малодозных флюорографов. Последний прибор — это новое слово в медицинской технике. Всем известно, как делается обычная флюорограмма. Малодозный флюорограф, в свою очередь, моментально сканирует через одежду и выводит результат на экран компьютера. Флюорографы системы безо-пасности, например, установлены в московском аэропорту Домодедово. Мы также поставляли систему безопасности для саммита на Дальний Восток. Это пропускная система в виде кабин, которые во время сканирования обнаруживают биологическое вещество. Не только металл и пластик, они могут показать, что ты ел вчера, с легкостью обнаруживают взрывчатку и даже наркотик.

Возвращаясь к истории, надо отметить, что перестройка кардинальным образом сказалась на вузе. Здесь стали готовить специалистов не только для промышленных предприятий, но и по другим специальностям. В Орел были приглашены профессора из ведущих вузов всего постсоветского пространства: Молдавии, Белоруссии, Украины, Казахстана и, конечно, России.

Но пока ОрелГТУ крепчал, промышленность в регионе приходила в упадок. Например, крупнейший в Европе сталепрокатный завод прекратил существование. Орловская область застроена в основном именно предприятиями приборостроения, и большинство из них ждала подобная судьба. Тогда мы стали акционерами некоторых предприятий и таким образом сохранили и сами предприятия, и их потенциал, и инженерные кадры. Кроме того, вуз получил дополнительные здания и земли.

Это оказалось весьма кстати, мы начали строить жилье для приглашенных преподавателей.

— Мощный стимул для привлечения в регион специалистов…

— Именно! Целая улица Академическая застроена домами частного сектора — это все для наших профессоров, которые приезжали и создавали научные школы уже на базе ОрелГТУ. И если до середины 90-х годов в университете работали четыре профессора, то сейчас их около двухсот. Уже не только приезжие, но и воспитанные здесь. Лишь небольшой процент сотрудников — это приглашенные в качестве ведущих преподавателей специалисты с предприятий: главные конструкторы, технологи, практики-бухгалтеры, которые ведут занятия или на предприятиях, или у нас здесь. И, конечно, молодые ассистенты, которые учатся в аспирантуре.

От Индонезии до Шотландии

— По каким специальностям сегодня осуществляется подготовка?

— Сейчас мы реализуем практически весь спектр направлений подготовки — 87 специальностей и направлений, начиная от классических: юриспруденция, экономика, бухучет, финансы… И конечно, все инженерные специальности: машиностроение, приборостроение, электроника, информационная безопасность, программная инженерия, строительство, архитектура. А также дизайн, технология конструирования швейных изделий, пищевая промышленность, биотехнология, медицинская техника. Всего 11 факультетов и 47 кафедр.

— Учитывая такой широкий профиль университета и сильный кадровый состав, сюда должны стекаться абитуриенты со всей России?

— И не только России. У нас учатся студенты из 24 государств! Китай, Вьетнам, Индонезия, Латинская Америка, Куба, Чад (Африка). Но есть студенты и из Европы, Германии, Франции, в частности. Преимущественно они учатся в магистратуре, некоторым уже за 30, в наших лабораториях они проходят стажировки.

А мы, в свою очередь, отправляем наших студентов и преподавателей, молодых доцентов или аспирантов стажироваться за границу. У нас заключены договоры с 60 вузами по всему миру: в Шотландии, США, Индонезии, Китае…

— Расскажите о научных проектах, которые разрабатываются в стенах вуза.

— Сейчас мы сотрудничаем с правительством и губернатором Орловской области Вадимом Потомским в разработке концепции кластера, инжиниринговых центров, определения сильных сторон предприятий области для реализации выпуска новой продукции, соответствующей задачам импортозамещения.

Помимо этого, университет планирует создать совместное образовательное предприятие с китайской компанией ZTE, производящей телекоммуникационное оборудование и сотовые телефоны. Это проект колоссального масштаба и значения.

Кроме того, разрабатываем проекты в сфере безопасности среды: это и беспилотники, и аэрокосмические технологии, ГЛОНАСС, транспортная инфраструктура, система «умный город», автоматизация управления и многое другое.

Мы не просто готовим специалистов отвлеченно от производства. Нет! Мы активно сотрудничаем с предприятиями, являемся членами Торгово-промышленной палаты, РСФП, Ассоциации инженерных вузов, Союза машиностроителей. Подготовка настоящих профессионалов невозможна в отрыве от производства, от понимания этого процесса. К тому же вуз выполняет две президентские программы: подготовка управленческих кадров и подготовка и переподготовка инженерных кадров. И традиционно готовим студентов в рамках оборонзаказа — 150-200 человек под предприятия уже не Орловской области, а специалистов для концерна «Ростехнологии».

Один из крупнейших проектов последнего времени разрабатывается совместно с Красногорским заводом С.А. Зверева и Белгородским НИО. Это видеокамеры и видеосистемы 4D. Опытный образец уже представлен, сам проект имеет довольно масштабное финансирование.

Забить гол в Москве

— Это так интересно. Создается ощущение, что мы находимся в крупной лаборатории, а не в университете.

— На самом деле, научное направление — первоочередное, но наши студенты живут не только наукой. У нас очень хорошо развито спортивное направление внеучебной подготовки. Есть свой Ледовый дворец в Мценском филиале, в котором можно проводить соревнования международного класса, своя хоккейная команда, которая держит первое место в ЦФО в студенческой лиге. Помимо этого, наши хоккеисты выступают и с профессиональными командами. Двое ребят в январе играли за команду Министерства образования в Москве в парке Горького, один даже забил гол! Поэтому в чемпионате области с нами никто играть не хочет, неинтересно заведомо проигрывать.

Женская команда по футзалу выступает в высшей лиге и в прошлом году заняла второе место на чемпионате Европы в Португалии.

— Ездили поболеть и поддержать?

— Финал проходил летом, в разгар приемной кампании. В это время ректор обязан находиться в университете. Зато два года подряд мы ездили в Ганновер и в 2015-м тоже планируем. А также в Реймс. Там учатся наши студенты, а французы обучаются у нас.

Возвращаясь к теме спорта… У нас есть самые разные команды, даже по корфболу, родоначальником которого являются голландцы. Впрочем, это не помешало нам их обыграть и стать чемпионами мира в этом виде спорта.

Мужская футбольная команда — дубль нашей орловской команды, лучших потом забирают туда.

У нас создан центр подготовки велосипедистов Дениса Меньшова (победитель двух из трех самых престижных Гранд Туров «Вуэльта Испании» (2005, 2007) и Джиро д’Италия (2009) — прим. редакции). Денис по своим методикам готовит будущих олимпийцев, как он надеется. Один из самых титулованных велогонщиков России живет на нашей улице, воспитывает четверых детей. У нас обучается Николай Жуткин, чемпион России на треке, учился боксер-тяжеловес Денис Бойцов.

Стараемся поддерживать талантливую молодежь, и не только спортсменов.

Дети Индиго

— Работаете со школами?

— Да. Среди ребят есть настоящие уникумы. Например, десятилетний Арсений. Мальчик просто невероятный! Пришел к нам и говорит, что изобрел какую-то ногу робота. А дальше у нас происходит вот такой диалог:

— Дифференциальные уравнения можете решать? — спрашивает он.

Я отвечаю:

— Конечно. Какого, второго порядка? Аналитически решать будем?

— Да нет, — говорит. — Давайте первого порешаем сначала аналитически.

Спрашиваю:

— Зачем тебе?

— Мне надо рассчитать траекторию движения ноги робота. Я почитал Чебышева, изложил все на бумаге…

— Все понятно, — говорю, — пойдем в лабораторию, там посмотрим!

Пришли в лабораторию робототехники и мехатроники, там конструкторы «Лего» профессиональные, инструкции для сбора шагающих, перешагивающих роботов, роботов движения с датчиками. Он собрал без инструкции. Мальчишка уникальнейший. В четвертом классе учится. Я спрашиваю: «Что ты читаешь?»

— Конан Дойля в оригинале, — отвечает совершенно невозмутимо. — Вы знаете, есть разница. Но в школе мне неинтересно, меня там странным считают. Пришел вот в университет математикой позаниматься, а то мне скучно.

Теперь занимается в нашей лаборатории.

У нас есть школа поддержки талантливой молодежи, это программисты. Они, кстати, традиционные участники чемпионата мира по программированию. Жаль только, что ребята, которые проходят через эту школу, потом уезжают, в основном — в Америку. Но мы продолжаем поддерживать с ними отношения.

— Как минимум, это играет на руку имиджу вуза…

— Да, с профессиональной репутацией у нас все в порядке, но, конечно, проблемы остаются. Их вообще много в системе образования. Не хватает финансовых средств для лабораторной базы, для обеспечения мобильности студентов и преподавателей, для стажировки за рубежом. Но мы все равно будем пытаться их найти, ведь подготовка специалистов мирового класса — первоочередная задача. К тому же мы чувствуем поддержку губернатора. В регионе — новый глава, и он по-хорошему активничает, с удовольствием сотрудничает с нами. Знаете, мы с ним хотя и представляем разные политические партии, но в работе удивительно единодушны. Губернатор — это мощный хозяйственник и в то же время политик. И когда он понимает, что подготовка квалифицированных кадров — это задел на будущее, вклад в промышленность и экономику региона, это внушает оптимизм.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру