Голодают политики, голодают жильцы…

Как в Черноземье отстаивают свои права, отказываясь от пищи

18 марта восемь белгородцев прекратили голодовку, которая длилась больше недели. За это время троим из протестующих потребовалась «скорая». Жители дома 130/132 на улице Победы начали эту акцию, выступая против ничтожной денежной компенсации за их жилье, назначенное под снос.

Как в Черноземье отстаивают свои права, отказываясь от пищи
Жильцы дома 130/132 на улице Победы уверены, что только таким радикальным способом они смогут достучаться до власти. belgorod.bezformata.ru

Последний шанс достучаться до власти

— У нас больше ничего нет, кроме этого жилья, — сказала 75-летняя участница голодовки Раиса Поддубная. Пожилая женщина стала первой «жертвой» отказа от пищи, у нее подскочило давление. Однако даже недомогание не заставило пенсионерку отказаться голодать. Жители дома на улице Победы считают, что это единственный способ привлечь к себе внимание властей. Правда, в администрации акцию расценили как шантаж.

Это не первый конфликт белгородцев и администрации города. Летом жильцы соседнего дома разбили на улице палаточный лагерь с плакатами — «Привыкаем к новым условиям» и также объявили голодовку. Причина — та же, что и сейчас. Власти изымают земли под муниципальные нужды и приговаривают дома под снос, взамен предлагают денежную компенсацию. Однако сумма в 400 тысяч рублей на семью слишком мала, чтобы купить на нее новое жилье.

— Мы не просили ничего у администрации. Это они подали на нас в суд, чтобы выселить. В среднем выделяют всего по 400 тысяч рублей на семью. На эти деньги сейчас ничего не купишь, — объясняет 28-летняя Юлия Поддубная. На шестой день голодовки девушка упала в голодный обморок от истощения. — Как закончится отопительный сезон, нас могут вышвырнуть из наших домов на улицу. У всех семьи, маленькие дети. Нам некуда идти.

Через неделю, когда «скорую» вызвали к 38-летнему мужчине, к голодающим лично приехал заместитель главы администрации Константин Полежаев. Чиновник пообещал, что все пожелания протестующих рассмотрит специальная комиссия. Удовлетворит ли власть требования людей, которые просто боятся оказаться на улице, покажет время.

 

Трудный год омбудсмена Загнойко

2012 год стал непростым для омбудсмена Липецкой области Николая Загнойко. Ему пришлось улаживать два крупных конфликта между местной властью и предпринимателями, которые в обоих случаях объявили голодовку.

В марте от пищи отказался коллектив ООО «Магазин №32 «Радуга». Пять женщин протестовали против городской администрации, отказавшей им в льготной приватизации помещения. После десятидневной голодовки их осталось четверо, 63-летнюю Валентину Дегтереву госпитализировали с сердечным приступом.

Липецкий конфликт развернулся после выхода в 2008 году федерального закона №159–ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставляющего субъектам малого бизнеса право выкупа арендуемых у муниципалитета помещений на льготных условиях. Однако коллективу в льготной приватизации отказали, ссылаясь на имеющуюся у них задержку по арендной плате. Помещение продали на аукционе другому покупателю.

Как пишет Николай Загнойко в своем ежегодном докладе, «ООО «Магазин «Радуга» с таким развитием событий не смирился. Началась долговременная юридическая тяжба, вылившаяся в одиннадцать дел, рассматривавшихся арбитражными судами различных инстанций. Практически все они подтвердили правомерность действий департамента экономики Липецка. Однако Липецким областным арбитражным судом был наложен запрет на любого рода сделки с помещением до выяснения законности действия сторон. Но вопреки этому запрету, решения в пользу нового владельца все же начали осуществляться. И тогда, исчерпав все юридические возможности, учредители ООО «Магазин «Радуга» и трудовой коллектив начали голодовку протеста, которая продолжалась почти десять дней».

— Передать исполнительный лист с указанной в нем обеспечительной мерой чиновникам оказалось непросто, — вспоминают участницы акции. — Представители администрации Липецка отмахивались от нас, как от мух. Пока наш коллектив и другие представители малого бизнеса митинговали под стенами администрации Липецка, протестуя против вопиющего беззакония, мы имели на руках решение суда, запрещающего какие-либо сделки с помещением, а чиновники в этот день продавали местному олигарху «Радугу» по взаимовыгодной цене!

Голодовка предпринимателей получила широкий резонанс в СМИ. Николай Загнойко несколько раз встречался с женщинами, убеждая их прекратить акцию. Но прекратилась она только тогда, когда мэр Липецка Михаил Гулевский встретился с протестующими и подписал соглашение об урегулировании спора. Победитель аукциона письменно отказался от заключения контракта с муниципалитетом, а собственники магазина получили право на льготную приватизацию. По словам омбудсмена, все участники конфликта буквально прошли по лезвию бритвы, но в итоге все же получился хеппи-энд.

А вот конфликт, разгоревшийся в Липецке в июле того же года между владельцами киосков и властями города, развернулся прямо на Соборной площади, в центре города. Двадцать человек разбили палатки с табличками «Голодовка», выступая против постановления № 156 «О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Липецкой области», ограничивающего торговлю алкоголем с 21 до 9 часов.

Правда, голодать собравшимся удалось всего несколько часов. Размещение палаток на площади оказалось несанкционированным, и полиция протестантов разогнала.

— Малый бизнес — это уже как вымирающий вид, — говорит Светлана Яблоновская, одна из участниц митинга. — Поэтому боремся за выживание, как можем.

Однако ни городская власть, ни омбудсмен Николай Загнойко предпринимателей не поддержали. «Алкоголизация общества достигла опасных пределов. С этим злом надо бороться не только методами внушения. Пора и власть употребить. Органы государственной власти имеют юридическое право в соответствии с законом устанавливать определенные правила и условия для торговли спиртным», — высказался омбудсмен.

 

По политическим мотивам

В январе 2012 года орловский блогер Олег Шепелев объявил голодовку, которую официально подтвердил врач. Шепелев протестовал против нарушения законодательства РФ районными властями на выборах. Блогер баллотировался в депутаты Облсовета от одной из партий и набрал 25 процентов голосов. Однако в законодательный орган не прошел. Впрочем, ничего, кроме общественного внимания, своей акцией политик не добился.

А еще раньше, в 2005-м, голодовки прокатились по многим регионам нашей страны. От пищи отказались депутаты партии «Родина». Список голодающих пополнил и курский депутат Владимир Квасков. Причина, побудившая политиков к таким кардинальным мерам, — скандальный закон о монетизации льгот, который был принят в обществе весьма неоднозначно. Лидер думской фракции «Родина» Дмитрий Рогозин в знак протеста объявил о бессрочной голодовке, коллеги его поддержали. А курянин Квасков, помимо моратория на этот закон, потребовал также экспертизы действующих тарифов ЖКХ и снижения их на 50 процентов.

В воскресенье утром Владимир Квасков привез в свой рабочий кабинет спальный мешок и несколько бутылок минералки и заявил о том, что начинает бессрочную голодовку, пока власти не удовлетворят его требования или «уже врачи вынесут меня из кабинета». Надо признаться, что это стало одной из самых эффективных пиар-акций в области. Простые куряне были в восторге, они звонили голодающему и всячески выражали ему свою поддержку. Продержался народный избранник чуть больше пяти дней.

 

Кроме того...

Орловский пенсионер Михаил Полетайкин в октябре прошлого года повесил на шею табличку «Объявил голодовку» себе на шею и устроился с ней прямо под дверью кабинета мэра Орла. «А что, — сказал Полетайкин, — здесь тепло, кресло удобное. Буду сидеть, пока власть не заработает». К слову, многочисленныве иски о возмещении ущерба, которые пенсионер выставляет своему соседу сверху, сделавшему ремонт, суд не удовлетворил. А разнообразные комиссии, за девять лет судебных тяжб неоднократно побывавшие в доме №174 на Московском шоссе, также не нашли ничего криминального в ремонте злокозненного соседа. Михаил Полетайкин решил голодать против всеобщей несправедливости.

Ситуации, вынуждающие людей отказаться от пищи в знак борьбы с чем бы то ни было, бывают разные. Кто-то ищет справедливости, кто-то действует в сугубо эгоистичных интересах. Кто-то готов идти до конца, рисковать здоровьем... А кто-то хватается за еду, стоит закрыться двери за последним журналистом с камерой. Один метод, разные цели, и всегда разный результат.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру