Сельским хозяйством Орловщины занялся специалист из Питера

В конце марта на должность заместителя председателя правительства Орловской области по агропромышленному комплексу был назначен Дмитрий Бутусов, специалист АПК Ленинградской области.

Какие ключевые проблемы сельского хозяйства Орловщины будут решаться? Можно ли за счет развития АПК вытянуть всю экономику нищего региона, давно уже отстающего по уровню жизни населения от своих соседей? Наша беседа — об амбициозных планах на ближайшие пять лет.

В конце марта на должность заместителя председателя правительства Орловской области по агропромышленному комплексу был назначен Дмитрий Бутусов, специалист АПК Ленинградской области.
Заместитель председателя правительства Орловской области по агропромышленному комплексу Дмитрий Бутусов

 Какие ключевые проблемы сельского хозяйства Орловщины будут решаться? Можно ли за счет развития АПК вытянуть всю экономику нищего региона, давно уже отстающего по уровню жизни населения от своих соседей? Наша беседа — об амбициозных планах на ближайшие пять лет.

Орловский стейк —

уже почти реальность

— Можно ли сегодня, в условиях санкций и практически кризисной ситуации, в принципе говорить о развитии чего-либо, особенно — сельского хозяйства, которое всегда называли «черной дырой»?

— Можно. Орловская область — регион, где агроклиматические условия близки к оптимальным для благоприятного развития сельского хозяйства. Здесь большие возможности для развития растениеводства и кормовой базы для животноводства, а также хорошая научная база — к примеру, в области работает ВНИИ зернобобовых и крупяных культур — всероссийский потенциал для развития собственного семеноводства, что позволило бы отказаться от дорогостоящих импортных семян. Наша задача — создать условия для его развития.

— На памяти большинства живущих ныне орловцев деятельность двух губернаторов: Строева и Козлова. Если говорить об их роли в развитии орловского АПК, то первый, надо признать, заложил основы нынешних успехов в растениеводстве, в результате чего год от года увеличивается рекордная цифра урожая зерновых — в последний год она составила более 3,1 млрд. тонн. Второй привел на Орловщину крупного инвестора, чей СГЦ (Селекционно-генетический центр) стал центром развития свиноводства не только в регионе, но и в России. Сегодня это более 270 тыс. свиней элитной породы, которых с удовольствием покупают более чем в 70 регионах страны и в зарубежье. Но ни тому, ни другому не удалось развить производство крупного рогатого скота и молочное животноводство, а также их переработку. Уже полвека проблеме отсутствия хранилищ для зерна, в результате чего наши рекордные урожаи так же рекордно гибнут. Для вас будут ключевыми именно эти проблемы или у вас иные стратегические задачи?

— Эти, прежде всего. Недавно к нам пришел инвестор — АПХ «Мираторг» для реализации крупнейшей в ЦФО программы по производству говядины. В Шаблыкинском районе строится первая откормочная площадка на 55 тыс. голов и завезена первая партия — 20 тыс. бычков абердин-ангусской породы, которые набирают до 1,7 кг в день. На сегодняшний день это один из самых крупных проектов в АПК России прошлого года.

Выбор Орловской области стал неслучайным, поскольку при правильной организации производства в регионе может быть создана своя кормовая база, позволяющая получать минимальную себестоимость. Компания «Мираторг» уже обрабатывает землю в нескольких районах области, в том числе возвращает в оборот земли, заросшие кустарниками и деревьями. Реализация проекта позволит значительно увеличить объем производства качественной говядины в ЦФО. Это важно, поскольку в настоящий момент Российская Федерация не обеспечивает себя в полном объеме. По разным оценкам, дефицит в мясе — порядка 30%, в молоке — 40%.

Что касается молочного животноводства, оно требует особого внимания. Здесь и производственный цикл более длительный, чем в мясном животноводстве, и сроки окупаемости. Телочка должна родиться, вырасти, оплодотвориться, отелиться, и только потом она даст молоко. То есть на первое молоко можно рассчитывать через 2,5-3 года после начала реализации проекта. И это только одна сторона вопроса.

Данный бизнес в целом очень сложен, это круглогодичное производство, и результат будет только в одном случае: если производитель им живет, здесь нужны не просто классные специалисты, но любящие свое дело. К сожалению, таких людей все меньше и меньше, ведь на протяжении долгого времени молочное животноводство в России не получает должной поддержки государства. Но стоит отметить, что на Орловщине хорошие примеры есть: ЗАО «Славянское» в Верховском районе, ООО «Юпитер» в Болховском, ОАО «Племенной завод им А.С. Георгиевского» в Ливенском районе.

Если в Российской Федерации будут реализованы все заявленные меры поддержки этой сферы в ближайшие несколько лет, то будут все возможности для развитии этой отрасли в целом и на Орловщине.

Деньги дают тем,

кто готов их взять

— Даже если правительство будет выделять «под молоко» деньги, это будет субсидирование, а не финансирование в полном объеме. В нашем нищем бюджете разве есть средства на столь значительные программы?

— Конечно, лишних денег в регионе нет, но и губернатор Орловской области, и правительство региона поддерживают программы сферы АПК, надеюсь, что и депутаты облсовета нас поддержат в этом вопросе. Тем более что АПК — это не просто производство, это определенный уклад жизни, который надо сохранять, если мы не хотим уничтожить деревню как таковую. Я вам так скажу: деревня начинает умирать, когда на мясокомбинат ведут последнюю корову. При всем уважении к сельхозпроизводителям, занимающимся растениеводством, их работа — сезонная. А для возрождения орловского села требуется круглогодичная, то есть животноводство и переработка. Яркий пример — Знаменский СГЦ, который вы уже упоминали. Смотрите, как развивалась ситуация: сначала завезли свинок, потом сеять начали, чтоб животных обеспечить собственными кормами, в прошлом году построили крупнейший в ЦФО элеватор для хранения выращенного, теперь вот строят мясокомбинат для производства 40 тонн ветчины в сутки, где будет занято около 500 человек с зарплатой выше среднеорловской городской. И молодежь перестала уезжать из села. Потому в прошлом году и детсады отремонтировали. Я не сторонник громких лозунгов, но вот это и есть возрождение села в действии.

Опять же: есть федеральная программа развития сельских территорий, предусматривающая строительство там дорог, домов культуры, фельдшерских акушерских пунктов и т.д. Тоже на условиях софинансирования. Если мы хотим укреплять деревню, надо увеличивать объемы участия в этих программах, топтать дорожки в министерства и ведомства, чтобы быть готовыми в любую минуту предложить наш, орловский проект — с проектно-сметной документацией, экспертизой, адресами и т.д. под федеральные средства. Так работают «передовики» — та же Белгородчина, Татарстан, Ленинградская область. Средств не только на Орловщине не хватает, но и в стране в целом, однако дают их тем, кто готов. Мы должны быть всегда готовы. Это тоже моя задача.

— Если уж заговорили о деньгах… В этом году, когда цена на средства защиты растений, на импортные семена, удобрения выросла чуть не вдвое, область помогает лишь крупным сельхозпроизводителям, а средние, мелкие фермеры остались один на один со своими проблемами. Вы говорите: уклад, но уклад — это они, а не крупный инвестор, который здесь даже не живет.

— На самом деле существует комплекс мер, направленный на поддержку малых форм хозяйствования: субсидии процентных ставок, возможность получения грантов на развитие своих хозяйств и т.д. Но процент охвата этими мероприятиями наших фермеров и личных подсобных хозяйств низкий. То есть, с одной стороны, для оказания полноценной государственной поддержки недостаточен объем средств, а с другой — слабая активность самих хозяйств. При этом сегодня наряду с государственной финансовой поддержкой этого сектора нужно развивать консультационные услуги для фермеров, а им самим нужно кооперироваться для решения общих вопросов.

Система субсидирования

уже изменена

— Агрохолдинг «Орловская Нива» вряд ли нуждается в консультировании и кооперации, но и там недовольны системой субсидирования. Аграрии обратились в суд и выиграли дело у правительства области, которое не рассчиталось с ними по субсидиям за прошлый год, а антимонопольное ведомство признало, что в регионе созданы неравные условия для получения субсидий для сельхозпроизводителей. Это как понимать?

— Денег не хватает. В том числе на федеральном уровне. Лимиты ниже потребностей. Задача отраслевого департамента — разработать такие порядки, при которых будут обеспечены равные условия для получения господдержки, нужно совершенствовать правовую базу и механизм оказания государственной помощи.

Если же говорить конкретно об «Орловской Ниве», то объем государственной поддержки за 2011-2014 годы из областного бюджета составил 41 449 583 рублей, в том числе в 2011 году — 13 983 748, в 2012-м — 9 042 978, в 2013-м — 9 744 595 и в 2014 году — 8 678 262 рублей. А с учетом федеральных средств «Орловская Нива» за эти годы получила от государства более 291 млн. рублей.

— И последний вопрос. Какова ситуация с АЧС в Орловской области? Мы справились с проблемой?

— Пока говорить о том, что мы решили все вопросы с АЧС на 100%, преждевременно. На территории области пока еще действуют ограничения и не завершены карантинные мероприятия по ликвидации очага. Ведутся работы по снижению численности дикого кабана. Все действия по ликвидации АЧС отслеживает региональный и федеральный Росссельхознадзор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру