Орловцев спасают… санкции? Депрессивный регион станет особой экономической зоной наряду с Крымом

 Встреча президента страны с орловским губернатором, последующие встречи Вадима Потомского с главами ряда кавказских республик и бизнесменами на Петербургском экономическом форуме позволяют рассчитывать на самое настоящее чудо: на Орловщине появится особая экономическая зона, которая не просто вытащит регион из пропасти, но позволит ему стать в ряд благополучных.

Орловцев спасают… санкции? Депрессивный регион станет особой экономической зоной наряду с Крымом

На своей пресс-конференции губернатор рассказал о некоторых подробностях грядущей «революции».

Вместо раздела — экономическое чудо?

Еще пару лет назад экс-губернатор Орловской области Александр Козлов предупредил орловцев: область депрессивная, ни промышленного, ни людского, ни научного, ни природного ресурсов в ней нет, а потому, скорее всего, ее разделят на несколько частей, которые присоединят к более успешным регионам-соседям. Однако преемник — Вадим Потомский посмотрел на проблему с иной стороны.

— Президент поддержал мою идею о создании на Орловщине особой экономической зоны, потому что это единственный способ вырваться из стагнации, в которой долгое время находится город Орел и Орловская область, — рассказал губернатор. — Нам это дает достаточно серьезные возможности по привлечению инвесторов, списки которых сегодня уже сформированы в ряде министерств Российской Федерации, поскольку есть совершенно четкая шкала по импорторазмещению в общей программе импортозамещения и есть те инвесторы, которые хотят в этой программе участвовать, вкладывать свои деньги. Но для их привлечения в наш регион нужны более комфортные условия, чем предложит кто-либо другой. Особая экономическая зона (ОЭЗ) позволяет нам получить такие условия, так как предусматривает достаточно серьезные послабления по налоговому бремени, в том числе по федеральным налогам. Преференции будут профильными. То есть фармацевтическое производство — вот столько, машиностроение — вот столько, металлургия — вот столько. И это заработает!

Кого у нас хвалят? Липецк, Белгород, Калугу. Знаете, почему? Потому что у них была особая экономическая зона. Им был дан экономический старт. Возьмите моего липецкого коллегу Олега Королева — он может со счета сбиться, сколько он ежегодно открывает заводов — нам такое и не снилось. Потому что у него другие налоги. И тот, кто там строит, понимает, что на его затраты есть налоговое освобождение, а у нас были общие условия. Но в этом году получим ОЭЗ и мы.

Самый главный результат, на который я надеюсь, — появление огромного количества новых рабочих мест. Для меня парадоксально, почему этого не было сделано в Орле при том ресурсе, который Орловщина имела.

Сегодня в Министерстве экономического развития сформирована группа из представителей Минэкономики, Министерства промышленности и торговли и специалистов нашего экономического блока, которая готовит документы для отдельного постановления Правительства РФ о свободной экономической зоне в городе Орле и Орловской области и ее реализации. Подбираются предприятия. Одно из предложений — создание у нас мощного фармацевтического кластера в линейке импортозамещения по лекарственным препаратам.

Второе направление — переработка сельхозпродукции. Будет стоять вопрос о строительстве крупных овощехранилищ, предприятий по заморозке овощей и т. д. Объем предложений сегодня для Орловской области очень большой. Но мы должны выбрать свою «особенность», поскольку нельзя допустить пересечений с интересами других регионов, чтобы не было конкуренции внутри страны.

Я уверен: в течение полугода мы уже увидим не просто эффект, а реализацию этого проекта. Поскольку базовые проекты, с которыми инвесторы обращаются в различные министерства, ища площадки для размещения, уже имеются. Мы их просто сейчас привяжем к себе, к своей инфраструктуре, коммуникациям.

Понятное дело, есть риски недопоступления в бюджет налогов. Но для нас, для Орловской области, самое главное — дополнительные рабочие места и налог на НДФЛ. Потому что тогда мы закрепим своих специалистов у себя, прекратится отток трудовых ресурсов в другие регионы. Ну а доходы… Одна из основных частей доходной части бюджета, который формируется в регионе, — налог с заработной платы. Так что проигрыша не будет.

Сила рукопожатия

Особая экономическая зона обещает экономический подъем в регионе. Однако Потомский считает, что надо работать и в другом направлении. Его он называет «Народным рынком».

— В чем сегодня задача власти? Первое, что волнует орловцев, как показывают соцопросы, — удорожание продуктов питания. Мы стагнировали рост цен, но при такой волатильности валютного рынка гарантий нет. Я понимаю: нет стандартного решения проблемы. Но коли мы попали в кризис, нужно придумывать механизмы взаимодействия регионов и взаимовыручки. Что я имею в виду? Я — представитель КПРФ и глубоко убежден в том, что участие государства в экономических реформах, контроль со стороны власти жизненно необходимы. Был Госплан, благодаря которому каждый знал, кто что делает. Сегодня я разговариваю с главами Закавказских республик Рамазаном Абдулатиповым, Рашидом Темрезовым, Рамзаном Кадыровым, которым требуются огромная модернизация, строительство дорог, зданий и сооружений. Но они не знают, что у меня есть производство грейдеров, комбинированных дорожных машин, мусоровозов. И не потому, что не хотят знать, а потому что все разрознено.

Я предложил: давайте взаимодействовать! Мне надо, чтобы у орловских заводов были заказы, и люди, которые заняты в производстве, не вышли на улицы, потому что нет работы и зарплаты. Вы делаете заказы, даже если пока нет денег — я подожду пару месяцев, помня, что вся овощная, плодовая продукция, продаваемая на Орловщине, в 90% случаях выращена на Северном Кавказе. Мы можем брать там и сыры, молочные продукты, потому что там молочное животноводство неплохо развито — и в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино-Балкарии. И это будут другие цены. То есть мы уступим в технике по деньгам, какую-то часть, а они уступят нам по этим товарам.

Все без исключения откликнулись на мои предложения. В Абхазии буквально через 40 минут мне принесли список, какая техника и в каком количестве им нужна: сколько мусоровозов, КДМов и т д. То же самое формируют сейчас в республиках Северного Кавказа. И с этими заказами мы пойдем на завод, поможем предприятиям профинансироваться под них на старте…

Объективно ведь картина по бюджету складывается нехорошая. Идет секвестр по федеральному бюджету, и это ни для кого не секрет — мы оказались очень зависимы от наших энергоресурсов, которые продаются за границу, и каждый день смотрим на стоимость барреля нефти… А обязательств, особенно по социальной части, — огромное количество, и есть майские указы президента, которые мы не можем не исполнить.

Поэтому работаю как кризисный управляющий. Пару месяцев назад оппоненты меня клевали: вот Потомский пришел — и что изменилось в экономике? А теперь появятся особая экономическая зона, взаимодействие с регионами, и развивается интерес крупных инвесторов. Сегодня я разговаривал с Александром Линником — председателем совета директоров компании «Мираторг». Так вот он сказал, что они намерены увеличить поголовье КРС на Орловщине до 80 тысяч — это будет самое крупное стадо в Европе. Попросил подыскать брошенные загубленные совхозы с землей — они готовы в нее вкладываться. Знаете, почему? История пошла положительная в бизнес-элите страны.

Думаете, почему я поехал на Питерский экономический форум и давал завтрак для питерских бизнесменов, и они пришли? Потому что они меня знают и знают силу моего рукопожатия. Если я сказал: приходите, условия будут нормальные — они придут. Однозначно. А орловцы от этого только выиграют.

Без гипноза

И все же понять, почему президент и правительство пошли навстречу орловскому губернатору в создании особой экономической зоны, да еще в такое сложное для страны время, сложно. Ведь это не удалось даже легендарному и считающемуся в свое время всемогущим Егору Строеву. Может, Потомский обладает гипнозом?

— Гипноз и кабинет президента несовместимы, и кабинет главы правительства тоже. Но обладать даром убеждения можно и нужно. Президент, когда беседует, смотрит в глаза. И четко понимает, лукавите вы или нет, переживаете или не переживаете. Я за год три раза был у президента, приходил всегда с просьбами, и ни в одной он не отказал.

Ходить, просить — ничего зазорного в этом нет. Я этого не стыжусь. Я не хочу, чтобы говорили: был часовой завод — его не стало, был завод Медведева — его не стало, была компания «Орловская Нива» — ее не стало. Я хочу наоборот: не было — и стало! Объясню, почему у меня такая позиция. Мне обидно, что регион с таким потенциалом, с таким ресурсом, с таким преданным русским народом находится в таком положении. А еще хочу оставить добрую память. Вот появится особая экономическая зона, несколько новых заводов, и на них будут работать люди, и они запомнят: это сделал Потомский. К слову сказать, орловцы меня понимают и поддерживают, это показывают многочисленные социологические опросы. Очень большой кредит доверия.

А президент поставил одно условие: все производства должны быть новыми. Никаких старых площадей, зданий, сооружений, технологий. Все так и будет. Каждый квадратный сантиметр по возможности задействуем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру