Кто меня научит?

Родители выступают против платной подготовки к школе и нового образовательного стандарта

С января прошлого года вступил в силу новый стандарт дошкольного образования, согласно которому детский сад больше не будет готовить детей к школе. Теперь этим будут заниматься непосредственно образовательные учреждения.

Родители выступают против платной подготовки к школе и нового образовательного стандарта

 А на днях председатель комитета образования города Курска Сергей Белкин сообщил, что с этого учебного года подготовка к школе к тому же будет осуществляться на платной основе.
Новость вызвала резко отрицательную реакцию среди родителей, но все ли так однозначно? «МК Черноземье» пообщался с педагогами начальных классов и родителями первоклассников.

Детский сад — для творчества
Согласно новому стандарту образования теперь в детском саду вместо подготовки ребенка к школе будут уделять внимание его индивидуальному и творческому развитию. По мнению разработчиков стандарта, в детских садах с их прежней системой происходило разрушение культурной жизни детства. Одним словом, ребенку не давали быть ребенком, подменяя свойственные возрасту интересы стандартными учебными программами.
— Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности, — говорит один из разработчиков стандарта директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. — Главное, что он подойдет с мотивацией — «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность — это ключевые моменты готовности детей к школе.
Воспитатели в детских садах теперь делают акцент на социализации малыша, развивают его способности к играм, рисованию, конструированию. Согласно стандарту развитие будет происходить в коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в сфере физического воспитания. Большое внимание уделяется именно спорту — зимой и летом. А также творчеству — лепке, рисованию, пению и танцам. И главное — играм.
Все это звучит хорошо не только на словах.
— У моего сына способности к рисованию, это воспитатель сегодня сказала, — хвастается мне подруга. — Они каждый день рисуют, лепят, клеят аппликации. На той неделе планетарий к ним приезжал с выездной экспозицией, сегодня — кукольный театр со спектаклем.
— Частный сад? — интересуюсь я.
— Муниципальный, самый обыкновенный сад, — отмахивается она.
В этом самом обыкновенном, к слову, 35 человек в группе, шкафчик — один на двух детей, а кроватей и вовсе не хватает.
— У нас 25 кроваток, — угрюмо пожимает плечами воспитатель, — а детей 35 зачислили в этом году. Остальные, видимо, на матрасах спать будут.
Но при всех этих минусах воспитатели действительно стараются уделить внимание каждому малышу, подметить его способности и рассказать об этом родителям.

Дошкольные курсы — 
для адаптации
Что касается родителей, то они скорее предпочли бы, чтобы их детей продолжали готовить к школе на базе детского сада.
Есть, впрочем, и другая точка зрения:
— Маруся проходила подготовку целый год, — рассказывает Елизавета Дощечкина, мама дочери-первоклашки, — причем именно в той школе, куда мы в конечном итоге поступили, в 42-й. Мое личное мнение, что лучше готовиться именно там, куда и собираетесь идти учиться. Чтобы к 1 сентября и стены стали роднее.
Именно в адаптации, а совсем не в обучении ребенка школьным знаниям и видят цель подготовки сами учителя начальных классов.
Как рассказала заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» Светлана Мальцева, в сознании многих родителей бытует мнение, что, придя в первый класс, ребенок должен уметь читать и писать, поэтому они с гордостью заявляют порой: «А мы уже все прописи освоили, в которых вы писать будете!» Сломать этот стереотип очень сложно. 
— При зачислении в первый класс нет никаких проверок навыков  чтения, счета  или письма, — говорит Светлана Николаевна. — Гораздо важнее для педагогов другое: насколько у ребенка сформирована мотивация к учебе, насколько у него развита память, каков уровень мышления, внимания, восприятия новой информации, умеет ли он самостоятельно себя обслуживать, насколько социализирован. Перед поступлением каждый дошкольник проходит собеседование с психологом и только в присутствии родителей. Ребенок выполняет ряд заданий в игровой форме, по результатам которых выявляются степень его готовности к школе,  уровень школьной зрелости. 
Очень часто родители психологически подавляют ребенка, готовят к тому, что школа — это серьезное испытание, но это неправильно! Школа должна восприниматься малышом как нечто интересное, новое, отнюдь не пугающее. Мы проводим встречи с родителями, на которых призываем: «Не торопите события! Ваш ребенок всему обязательно научится». Подготовительные курсы, которые ведут школы, преследуют совсем другую цель: не научить ребенка читать и писать, а заинтересовать его учебой, помочь привыкнуть к новой обстановке, научить жить в коллективе и, конечно, дать новые знания. Понимаете, в этом возрасте у ребенка существует определенная потребность в знаниях, и со стороны родителей будет неправильным закрыть на это глаза и пустить все на самотек. Неважно, откуда ребенок будет черпать новую информацию: из детского сада, семьи, дошкольных курсов — главное, сам процесс. Но даже если ваш ребенок не посещал детский сад, не посещал курсы дошкольной подготовки — ничего непоправимого в этом нет, его все равно возьмут в школу, где он будет учиться наравне со всеми. Гораздо важнее позаботиться о здоровье малыша (как физическом, так и психическом), речевом развитии.
По словам Мальцевой, то, что курсы платные — закономерно:
— Второй год подряд в нашей школе можно посещать платные курсы дошкольной подготовки. Вся информация есть на сайте школы. Коммерческие они потому, что выходят за рамки образовательных стандартов, являются дополнительной нагрузкой для педагогов, которые их ведут. Спрос на эту подготовку достаточно большой, и он не падает.
Ее коллега,   учитель  начальных классов Наталья Гречко подтверждает, курсы дошкольной подготовки не дублируют знания, которые дают в первом классе.
— В нашей школе существует два вида курсов: полугодовые с октября по апрель и двухнедельные, которые проходят в апреле. Конечно, программы отличаются. Но основной упор в обоих случаях делается на развитие речи и математической логики. Помимо этого происходит развитие мелкой моторики ребенка, двигательной активности, проводятся различные игры, творческие занятия по рисованию, декоративно-прикладному творчеству и музыке. Мы не ставим задачу научить ребенка тому, чему их будут учить в первом классе. Мы знакомим со школой, показываем их рабочее место. Важно, чтобы ребенок знал, как обратиться к учителю, попросить выйти, как общаться со своими одноклассниками.  То есть это прежде всего адаптация, прививание дошкольнику элементарных навыков самообслуживания, которые потребуются ему в стенах школы. 
Будут с вашим ребенком заниматься на курсах дошкольной подготовки, будете ли вы заниматься с малышом сами или не будете совсем, он все равно 1 сентября пойдет в школу, сядет за парту, и для него начнется первый в жизни урок. Ведь несмотря на то, что дошкольная подготовка стала платной, она по-прежнему остается делом абсолютно добровольным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру