В городах Черноземья вновь пройдет акция «Бессмертный полк»

Родственники погибших на фронтах ВОВ пройдут колонной по улицам городов

Дед, вставай, посмотри, как мало осталось в этом честном строю, как много восставших. Я знаю, ты больше не встанешь… Дед, я знаю, ты видишь. Мы снова в одном строю. Твоя красавица внучка и ты. Дед, я пронесу твою память, ведь я твоя кровь, ведь я твоя память…

Родственники погибших на фронтах ВОВ пройдут колонной по улицам городов

«Бессмертный полк построил в ряд

И генералов, и солдат!

Бессмертный полк — в нем все равны

В борьбе за жизнь и честь страны!»

Гимн "Бессмертного полка"

Время неумолимо идет вперед, из года в год забирая у нас свидетелей страшной трагедии — Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны. Но что еще хуже — стирается память о них. Чтобы не допустить этого, второй год подряд в России проходит акция «Бессмертный полк». Курск не стал исключением. Триумфально включившись в географию проекта в прошлом году, он и в 2016-м собирается повторить этот опыт. Акция станет масштабнее. В этом году колонна проследует от площади Перекальского до Красной площади. Участие в шествии может принять любой желающий.

Бессмертный полк — живая история. Бойцы, медсестры, узники концлагерей, труженики тыла в одном строю чеканят шаг. Каждый из них приближал Победу, за плечами каждого — своя история…

Моя прабабушка, Анна Петровна Толкачева (Павленкова) — жительница села Макарово Михайловского района. Ей было 17 лет, когда немец пришел в Михайловку. Фашисты ставили перед собой задачу «истребить население, убивать всякого русского». Сначала устраивали публичные казни, куда сгоняли жителей близлежащих деревень. Мол, смотрите, что вас ждет. Прабабушка рассказывала, как 19 ноября их собрали на казнь партизанки Вали Диконовой. Она своими глазами видела, как над Валей издевались. Сначала привели почти раздетую, с кровяными ранами, а затем повесили. С третьего раза.

Позже немцы кидали гранаты в дома. Из дневника Иоганнеса Гердера: «Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над их слезами… В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу». Жителей сгоняли в сараи, обложенные соломой, и сжигали заживо. Анну Петровну закрыли в сарае (который уже подожгли) вместе с другими жителями. Здесь рыдали дети, матери… Немец не выдержал и открыл ворота. Некоторым удалось спастись (в том числе и прабабушке). Чтобы 17-летнюю Аню не угнали в Германию, ее родной дядя, Константин Романович Толкачев (секретарь партбюро Михайловского партизанского отряда, затем 2-й секретарь райкома партии) забрал к себе в партизанский отряд. Она стирала бинты раненым, ухаживала за ними, готовила еду.

Мой прадед, Гордей Батин, жил в Золотухинском районе, участвовал в битве на Курской дуге. Командир центрального фронта, маршал Константин Рокоссовский понял, что немцы начнут наступление в районе Понырей через Тепловские высоты. Это был кратчайший путь на Курск. Свыше 2000 танков противника, и все это останавливали люди, которые с гранатой в руках шли на танки. Гордей погиб в первой же битве под танком.

«Бессмертный полк» — это миллионы ушедших. Но что не менее важно, это их потомки. Люди, которые помнят, дорожат этими воспоминаниями и бережно их хранят.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Пока бессмертна память...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру