Николай Ситников (1914-2000)
Курский фотокорреспондент, журналист, участник ВОВ
Курянин по происхождению, рожденный в семье простого рабочего, Николай Ситников, будучи еще совсем юным мальчиком, публиковался в детской газете «Пионер». Ныне она известна под названием «Пионерская правда». Учился в железнодорожном техникуме, после окончания которого, по решению Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, был направлен в колхозы для проведения агитационно-массовой работы.
Новоиспеченный выпускник ездил по всему Союзу вместе с «Последним аттракционом», или, как называли его в простонародье, с «агитфургоном». Разъезжая по селам, демонстрировал кинофильмы, выпускал «световые газеты» на местные темы, делал фотографии передовиков сельского хозяйства. Свои работы отправлял в «Союзфото», где талантливому фотографу предрекали большой успех. Параллельно с этим публиковался в газете «Курская правда».
Но мирное время закончилось, и из каждого радио раздался суровый голос Молотова с предупреждением о начале Второй мировой. И тогда, в самом начале Великой
Отечественной войны, Николай вступил добровольцем в отряд, который был сформирован для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситников, вооруженный не только «дегтяревским пулеметом», но еще и фотоаппаратом, становится летописцем боевых операций отряда особого назначения.
Однажды советский дальномерный малоформатный фотоаппарат, висевший на его груди, спас юношу от пулевого ранения. Пуля пришлась точнехонько в объектив. Однако вскоре судьба вновь испытывает курского бойца на прочность. Тяжелое ранение и ампутация ноги впоследствии.
Здоровье Ситникова после демобилизации оставляло желать лучшего. Но он хотел работать. Курянин идет устраиваться в Фотохронику ТАСС — старейшее в России и странах СНГ агентство фотоинформации. Война с фашистскими захватчиками все еще длилась, и Николай Ситников продолжал разъезжать по Советскому Союзу, рассказывая читателю о жизни в тылах, делая снимки, на которых чаще всего были изображены затемненные цеха, а также суровые советские рабочие. Но самые известные его фотоработы — те, где были запечатлены женщины, собирающие своими худенькими ручонками пулеметы, танки, самолеты. Если взять снимки из этой серии, то самым известным, наверное, будет фотокарточка «Дадим больше танков фронту».
В качестве корреспондента ТАСС Николай Ситников был направлен в освобожденный Сталинград, где готовил большую фотоработу об освобожденном городе. Наверное, главная задумка автора этих снимков состояла в том, чтобы показать, как местность, ставшая руинами, возрождается из пепла, возвращается к мирной жизни. На снимках, в основном, можно увидеть, как люди, собравшись вместе, разгружают поезда со строительными материалами, восстанавливают разрушенные заводы. Ситников запечатлел детей и солдат, мирно беседующих в спокойной обстановке. Все эти фотоработы неоднократно поощрялись дипломами на всесоюзных и зарубежных выставках. Курянин был удостоен ордена Красной Звезды и медалей.
Алексей Богданчиков (1893 год рождения)
Курянин, фотокорреспондент, участник ВОВ
Родился Алексей Яковлевич в Курске, где с юных лет работал в сфере фотографии и журналистики сначала в детских, а потом уже и во взрослых журналах. В довоенное время публиковался во многих как местных, так и центральных газетах того периода. В первые военные дни Богданчиков, которому на тот период было уже 50, делает снимки авиационных бомбежек города, а также фотографирует ход эвакуации промышленных предприятий на восток. Со временем был призван в ряды Красной Армии, где занимался обучением новоиспеченных военных корреспондентов, посвящая их в тайны искусства военной фотографии.
Евгений Халдей (1916—1997)
Фотокорреспондент, участник ВОВ
Двоюродный внук великого фотографа сегодня живет в Курске. Его дедушку все без исключения жители России и постсоветского пространства именуют легендарным советским фотографом, который прошел вместе со своим аппаратом «Leica» все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина.
Кадры Евгения Халдея, сделанные им в период с 1941 по 1946 год, запечатлели Великую Отечественную войну практически во всех ее сражениях. Эти снимки облетели весь мир, они приведены в качестве сопровождающих иллюстраций в учебниках, документальных книгах, энциклопедиях.
Силу фотоискусства Халдей познал еще двенадцатилетним мальчиком, когда сделал свой первый снимок городской церквушки на самодельный фотоаппарат из бабушкиных очков и картонной коробки. Вскоре здание было разрушено, однако фотография юного Евгения сохранила единственную память об этом небольшом сооружении.
Через несколько лет юноша купил в свой первый аппарат «Фотокор-1» и был приглашен работать фотокорреспондентом.
Упорство и талант начинающего фотографа быстро стали приносить свои плоды. Евгений начал сотрудничество с украинским «Прессфото, а через некоторое время и с агентством «Союзфото» в Москве. В пятнадцать лет в эту организацию Халдей отправлял свои стеклянные негативы в картонной коробке.
Халдей снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге и т.д.
Снимок «В небе гвардейские Яки» Е. Халдея был сделан во время Белгородско-Харьковской наступательной операции 1943 года, однако самыми знаменитыми работами фотографа в период Второй мировой остаются «Парад Победы» и «Водружение знамени над Рейхстагом».
Борис Игнатович (1899-1979)
Фотокорреспондент, участник ВОВ
Это еще один уникальный фотограф. Родившись в Слуцке, он все же имеет много общего с Черноземьем. Ведь именно Игнатович запечатлел на своих снимках битву на Курской Дуге.
Любил литературу, работал в сфере журналистики. Постепенно Борис накапливал опыт и набивал руку, трудясь в луганской газете «Северо-донецкий коммунист» в качестве стажера.
К 20 годам почти сформировавшийся профессионал своего дела становится репортером газеты «Красная звезда» в Харькове. Регулярно на страницах издания появляются статьи и мысли молодого автора о ходе гражданской войны, которая раздирала страну на части в то время.
1921 году Борис Игнатович получает место главного редактора газеты «Горняк». Он активно начинает сотрудничать с другими именитыми юмористическими журналами, знакомится с Михаилом Булгаковым, Валентином Катаевым и Михаилом Зощенко.
Именно снимок Михаила Зощенко, покупающего яблоки, стал для будущего фотографа первым и основополагающим. Борис Игнатович всерьез увлекается фотоискусством и со временем создает в паре с другим именитым советским фотографом Александром Родченко объединение «левых» мастеров фотоискусства под названием «Октябрь». Они снимали города, архитектуру старых и новых сооружений, делая привычное более ярким и свежим.
Однако вмешивается Великая Отечественная война, и Борис следует за кавалерийскими боевыми частями в роли военного фотокорреспондента, стараясь отснять каждое сражение на свою «Лейку».
Фотография «Бронебойщики готовятся встретить огнем танки противника» сделана в самом начале наступательной операции «Цитадель». Также известна серия снимков «Последствия советской контрартподготовки».
В одной руке оружие, в другой — анахромат или перископ советского периода. Бойцы, добывшие великую Победу. И запечатлевшие ее на пленке. Их имена будут жить вечно, как и их работы, пронзительные и откровенные.