Кто запечатлел войну на пленке?

Советские фотографы прошли войну с оружием и объективом в руках

В одной руке оружие, в другой — анахромат или перископ советского периода. Они выиграли эту войну, добыли бесценную Победу и сумели передать память о ней потомкам через фотообъективы. Сегодня «МК Черноземье» рассказывает о советских фотографах, сделавших самые известные военные снимки.

Советские фотографы прошли войну с оружием и объективом в руках
Один из самых известных снимков времен Великой Отечественной войны - Знамя Победы над зданием Рейхстага в Берлине, 1945 год © Евгений Халдей/Фотохроника ТАСС. Источник: politikus.ru

Николай Ситников (1914-2000)

Курский фотокорреспондент, журналист, участник ВОВ

Курянин по происхождению, рожденный в семье простого рабочего, Николай Ситников, будучи еще совсем юным мальчиком, публиковался в детской газете «Пионер». Ныне она известна под названием «Пионерская правда». Учился в железнодорожном техникуме, после окончания которого, по решению Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, был направлен в колхозы для проведения агитационно-массовой работы.

Новоиспеченный выпускник ездил по всему Союзу вместе с «Последним аттракционом», или, как называли его в простонародье, с «агитфургоном». Разъезжая по селам, демонстрировал кинофильмы, выпускал «световые газеты» на местные темы, делал фотографии передовиков сельского хозяйства. Свои работы отправлял в «Союзфото», где талантливому фотографу предрекали большой успех. Параллельно с этим публиковался в газете «Курская правда».

Но мирное время закончилось, и из каждого радио раздался суровый голос Молотова с предупреждением о начале Второй мировой. И тогда, в самом начале Великой

Отечественной войны, Николай вступил добровольцем в отряд, который был сформирован для боевых действий в тылу немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Партизан и политрук Ситников, вооруженный не только «дегтяревским пулеметом», но еще и фотоаппаратом, становится летописцем боевых операций отряда особого назначения.

Однажды советский дальномерный малоформатный фотоаппарат, висевший на его груди, спас юношу от пулевого ранения. Пуля пришлась точнехонько в объектив. Однако вскоре судьба вновь испытывает курского бойца на прочность. Тяжелое ранение и ампутация ноги впоследствии.

Здоровье Ситникова после демобилизации оставляло желать лучшего. Но он хотел работать. Курянин идет устраиваться в Фотохронику ТАСС — старейшее в России и странах СНГ агентство фотоинформации. Война с фашистскими захватчиками все еще длилась, и Николай Ситников продолжал разъезжать по Советскому Союзу, рассказывая читателю о жизни в тылах, делая снимки, на которых чаще всего были изображены затемненные цеха, а также суровые советские рабочие. Но самые известные его фотоработы — те, где были запечатлены женщины, собирающие своими худенькими ручонками пулеметы, танки, самолеты. Если взять снимки из этой серии, то самым известным, наверное, будет фотокарточка «Дадим больше танков фронту».

Праздничный салют по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 9 мая 1945 года © Николай Ситников/Фотохроника ТАСС Источник: politikus.ru
В качестве корреспондента ТАСС Николай Ситников был направлен в освобожденный Сталинград, где готовил большую фотоработу об освобожденном городе. Наверное, главная задумка автора этих снимков состояла в том, чтобы показать, как местность, ставшая руинами, возрождается из пепла, возвращается к мирной жизни. На снимках, в основном, можно увидеть, как люди, собравшись вместе, разгружают поезда со строительными материалами, восстанавливают разрушенные заводы. Ситников запечатлел детей и солдат, мирно беседующих в спокойной обстановке. Все эти фотоработы неоднократно поощрялись дипломами на всесоюзных и зарубежных выставках. Курянин был удостоен ордена Красной Звезды и медалей.

Алексей Богданчиков (1893 год рождения)

Курянин, фотокорреспондент, участник ВОВ

Родился Алексей Яковлевич в Курске, где с юных лет работал в сфере фотографии и журналистики сначала в детских, а потом уже и во взрослых журналах. В довоенное время публиковался во многих как местных, так и центральных газетах того периода. В первые военные дни Богданчиков, которому на тот период было уже 50, делает снимки авиационных бомбежек города, а также фотографирует ход эвакуации промышленных предприятий на восток. Со временем был призван в ряды Красной Армии, где занимался обучением новоиспеченных военных корреспондентов, посвящая их в тайны искусства военной фотографии.

Евгений Халдей (1916—1997)

Фотокорреспондент, участник ВОВ

Двоюродный внук великого фотографа сегодня живет в Курске. Его дедушку все без исключения жители России и постсоветского пространства именуют легендарным советским фотографом, который прошел вместе со своим аппаратом «Leica» все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина.

Кадры Евгения Халдея, сделанные им в период с 1941 по 1946 год, запечатлели Великую Отечественную войну практически во всех ее сражениях. Эти снимки облетели весь мир, они приведены в качестве сопровождающих иллюстраций в учебниках, документальных книгах, энциклопедиях.

Силу фотоискусства Халдей познал еще двенадцатилетним мальчиком, когда сделал свой первый снимок городской церквушки на самодельный фотоаппарат из бабушкиных очков и картонной коробки. Вскоре здание было разрушено, однако фотография юного Евгения сохранила единственную память об этом небольшом сооружении.

Через несколько лет юноша купил в свой первый аппарат «Фотокор-1» и был приглашен работать фотокорреспондентом.

Упорство и талант начинающего фотографа быстро стали приносить свои плоды. Евгений начал сотрудничество с украинским «Прессфото, а через некоторое время и с агентством «Союзфото» в Москве. В пятнадцать лет в эту организацию Халдей отправлял свои стеклянные негативы в картонной коробке.

Халдей снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге и т.д.

Снимок «В небе гвардейские Яки» Е. Халдея был сделан во время Белгородско-Харьковской наступательной операции 1943 года, однако самыми знаменитыми работами фотографа в период Второй мировой остаются «Парад Победы» и «Водружение знамени над Рейхстагом».

Борис Игнатович (1899-1979)

Фотокорреспондент, участник ВОВ

Это еще один уникальный фотограф. Родившись в Слуцке, он все же имеет много общего с Черноземьем. Ведь именно Игнатович запечатлел на своих снимках битву на Курской Дуге.

Любил литературу, работал в сфере журналистики. Постепенно Борис накапливал опыт и набивал руку, трудясь в луганской газете «Северо-донецкий коммунист» в качестве стажера.

К 20 годам почти сформировавшийся профессионал своего дела становится репортером газеты «Красная звезда» в Харькове. Регулярно на страницах издания появляются статьи и мысли молодого автора о ходе гражданской войны, которая раздирала страну на части в то время.

1921 году Борис Игнатович получает место главного редактора газеты «Горняк». Он активно начинает сотрудничать с другими именитыми юмористическими журналами, знакомится с Михаилом Булгаковым, Валентином Катаевым и Михаилом Зощенко.

Именно снимок Михаила Зощенко, покупающего яблоки, стал для будущего фотографа первым и основополагающим. Борис Игнатович всерьез увлекается фотоискусством и со временем создает в паре с другим именитым советским фотографом Александром Родченко объединение «левых» мастеров фотоискусства под названием «Октябрь». Они снимали города, архитектуру старых и новых сооружений, делая привычное более ярким и свежим.

Однако вмешивается Великая Отечественная война, и Борис следует за кавалерийскими боевыми частями в роли военного фотокорреспондента, стараясь отснять каждое сражение на свою «Лейку».

Фотография «Бронебойщики готовятся встретить огнем танки противника» сделана в самом начале наступательной операции «Цитадель». Также известна серия снимков «Последствия советской контрартподготовки».

Освобождение советскими солдатами уцелевших узников концлагеря Освенцим (Аушвиц). Над воротами лагеря видна знаменитая вывеска-лозунг «Арбайт махт фрай» (Arbeit macht frei), что означает — «Труд освобождает». Фото: Борис Игнатович.​ Источник: rosphoto.com
В одной руке оружие, в другой — анахромат или перископ советского периода. Бойцы, добывшие великую Победу. И запечатлевшие ее на пленке. Их имена будут жить вечно, как и их работы, пронзительные и откровенные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Война через призму объективов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру