Кон­фликт фер­ме­ров с ин­ве­с­то­ра­ми в Кур­ской об­ла­с­ти про­дол­жа­ет­ся

Чем обернутся земельные споры в Кореневском и Рыльском районах?

«МК Чер­но­зе­мье» про­дол­жа­ет се­рию пуб­ли­ка­ций по зе­мель­ной те­ма­ти­ке. На про­шлой не­де­ле наш кор­ре­с­пон­дент по­бы­вал в Ко­ре­нев­ском и Рыль­ском рай­о­нах, что­бы по­об­щать­ся с людь­ми, ко­то­рые жи­вут и ра­бо­та­ют не­по­сред­ствен­но на тех зем­лях, ко­то­рые ста­ли точ­кой пре­ткно­ве­ния в спо­рах меж­ду «При­стен­ской зер­но­вой ком­па­ни­ей» груп­пы «Ми­ра­торг» и ме­ст­ны­ми жи­те­ля­ми.

Чем обернутся земельные споры в Кореневском и Рыльском районах?

«Жду оче­ред­ных не­при­ят­но­с­тей»

Сна­гост­ский сель­со­вет Ко­ре­нев­ско­го рай­о­на Кур­ской об­ла­с­ти рас­по­ло­жен в жи­во­пис­ном ме­с­теч­ке. Зда­ние уто­па­ет в зе­ле­ни. Идил­ли­че­с­кая кар­тин­ка, вот толь­ко пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та Вла­ди­ми­ру Ко­ноп­ли­ну нет спо­кой­ствия. Он пря­мо за­яв­ля­ет, что бо­ит­ся про­во­ка­ций со сто­ро­ны оп­по­нен­тов, и да­же по­тре­пан­ный жиз­нью ка­зен­ный «жи­гу­ле­нок» за­кры­ва­ет на все зам­ки, опа­са­ясь, чтобы в не­го что-ни­будь не­за­кон­ное не под­бро­си­ли. Бы­ло вре­мя — и са­мо зда­ние пол­го­да бы­ло обес­то­че­но. Что го­во­рить про клуб и биб­лио­те­ку? Про­сто у ме­ст­ной вла­с­ти нет де­нег, чтобы за­пла­тить за элек­тро­энер­гию. Но в ве­де­нии сель­со­ве­та ока­за­лись не­вос­тре­бо­ван­ные паи.

— Я на­чал за­ни­мать­ся эти­ми до­ля­ми с 2008 го­да, — рас­ска­зы­ва­ет Ко­ноп­лев, — в 2013 го­ду мы по­да­ли в суд, чтобы ни­чей­ные до­ли уза­ко­нить. А до это­го ис­ка­ли соб­ствен­ни­ков и на­след­ни­ков по все­му СНГ. Пи­са­ли за­про­сы но­та­ри­у­сам, в «Ро­с­ре­естр», ку­да толь­ко мож­но. Но на 91 пай соб­ствен­ни­ков не на­шли и в кон­це-кон­цов офор­ми­ли в соб­ствен­ность сель­со­ве­та. Ре­ше­ние су­да со­сто­я­лось 5 ию­ня 2014 го­да. И тут воз­ник­ла проб­ле­ма. За­кон есть, но его тол­ку­ют по-раз­но­му. При­шлось мне из­учать су­деб­ную прак­ти­ку Кур­ско­го ар­би­т­раж­но­го су­да, 19-го апел­ля­ци­он­но­го в Во­ро­не­же. Вы­яс­ни­лось, что ино­г­да в том же Во­ро­не­же от­ме­ня­лись ре­ше­ния на­ше­го су­да. Спор шел о том, кто до это­го зем­лю об­ра­ба­ты­вал и как ус­та­но­вить за­кон­ность ра­бо­ты на зем­ле. Но для пе­ре­да­чи зем­ли есть и дру­гой путь. До­льщик мо­жет про­дать зем­лю дру­го­му до­льщи­ку, и здесь ни в од­ном слу­чае су­ды ре­ше­ния не от­ме­ня­ли. Мы со­бра­лись с де­пу­та­та­ми и об­су­ди­ли этот во­прос. Для нас глав­ное бы­ло не про­дать по­бы­с­т­рее, а со­хра­нить ра­бо­чие ме­с­та. У нас есть ме­ст­ная фир­ма «Аг­ро­ин­вест», где се­год­ня ра­бо­та­ют 60 ме­ст­ных жи­те­лей. Лю­ди зар­п­ла­ту по­лу­ча­ют, на­ло­ги идут в наш бюд­жет. Дет­ский са­дик от­ре­мон­ти­ро­ва­ли, де­тей ту­да по­ве­ли, и тут по­яви­лись лю­ди из «Ми­ра­тор­га».

По сло­вам гла­вы сель­со­ве­та, вна­ча­ле это бы­ли от­мо­роз­ки, ко­то­рые пря­мо уг­ро­жа­ли. За­тем их сме­ни­ли веж­ли­вые и гра­мот­ные юрис­ты. Но боль­ше все­го Ко­ноп­ли­на по­тряс­ла по­зи­ция за­ме­с­ти­те­ля гу­бер­на­то­ра об­ла­с­ти Зо­ло­та­ре­ва.

— Он мне пря­мо ска­зал, — го­во­рит Вик­тор Ва­си­ль­е­вич, — «Не от­дашь зем­лю — ся­дешь. Пять глав уже си­дят, ты бу­дешь ше­с­той». Это в при­сут­ствии сво­их за­мов. Я не один на один с ним был. Я по­яс­нил, что ес­ли бы у «Ми­ра­тор­га» в соб­ствен­но­с­ти бы­ла хо­тя бы од­на зе­мель­ная до­ля, то и во­прос бы по-ино­му сто­ял. А так, с ка­кой ста­ти я им зем­лю от­дам? Че­рез два дня к нам при­ехал ра­бот­ник ФСБ. По­том про­ве­ря­ла про­ку­ра­ту­ра и т.д. ...

Но боль­ше все­го Ко­ноп­ли­на воз­му­ти­ло, что ме­ст­ным про­из­во­ди­те­лям пе­ре­да­но-то бы­ло все­го 10% зем­ли, а 90%  и так уже от­ош­ло к «При­стен­ской зер­но­вой ком­па­нии». Уже этот факт дол­жен быть вни­ма­тель­но из­учен ан­ти­мо­но­по­льным уп­рав­ле­ни­ем, так как это уже го­во­рит о до­ми­ни­ро­ва­нии на рын­ке.  Но его и слу­шать не хо­тят. Кста­ти, ан­ти­мо­но­по­льное уп­рав­ле­ние, вме­с­то то­го чтобы кон­т­ро­ли­ро­вать и ре­гу­ли­ро­вать де­я­тель­ность мо­но­по­ли­ста, воз­буж­да­ет де­ла в от­но­ше­нии гла­вы Ус­ти­но­ва за то, что он вы­дал до­ве­рен­ность на пред­став­ле­ние ин­те­ре­сов в су­де гра­мот­но­му и опыт­но­му спе­ци­а­ли­с­ту, ведь не се­к­рет, что са­ми ра­бот­ни­ки сель­со­ве­тов не име­ют до­ста­точ­но­го опы­та и зна­ний в зе­мель­ной сфе­ре. Мно­гие мо­гут за­ду­мать­ся: а при­чем тут до­ве­рен­ность и ан­ти­мо­но­по­льное уп­рав­ле­ние? А при том, что ру­ко­во­дит им Ко­мов  Юрий, а «Ро­с­ре­е­с­т­ром» ру­ко­во­дит Ко­мо­ва Свет­ла­на.

— По­че­му на­ши лю­ди не мо­гут ра­бо­тать на па­ях сво­их от­цов и де­дов? — ки­пя­тит­ся Ко­ноп­лин, — они за эту зем­лю в вой­ну во­е­ва­ли. Од­ни ин­ве­с­то­ры идут. Мос­к­ви­чи бы­ли, пи­тер­цы бы­ли, «Банк Аван­гард» был, «Раз­гу­ляй» был… Где они есть? А «Аг­ро­ин­вест» Ка­лаш­ни­ко­ва он тут был и есть.

Раз­ва­ли­ли кол­хо­зы, уг­ро­би­ли тех­ни­ку, за­чем до­би­вать то, что ос­та­лось? Я бла­го­да­рен су­дь­ям рай­он­но­го, об­ла­ст­но­го и ар­би­т­раж­но­го су­дов, что они все спо­ры рас­смо­т­ре­ли по за­ко­ну.

«Убить фер­ме­ра»?

Фер­мер­ское хо­зяй­ство Ни­ко­лая Ка­лаш­ни­ко­ва ко­г­да-то вы­ку­пи­ло у обан­кро­тив­шей­ся аг­ро­фир­мы «Юж­ная» 150 ко­ров. Се­год­ня их уже пол­то­ры ты­ся­чи. Уда­лось со­хра­нить тех­ни­ку. А на тех зе­мель­ных до­лях, став­ших пред­ме­том спо­ра, он уму­д­ря­ет­ся по­лу­чать при­лич­ные  уро­жаи. С его по­мо­щью в ме­ст­ной шко­ле об­но­ви­ли кры­шу, по­стро­и­ли во­до­на­пор­ную баш­ню и от­ре­мон­ти­ро­ва­ли во­до­про­вод. Да мно­го че­го еще сде­ла­ли. Но на­зо­вем толь­ко од­ну ци­ф­ру: 15 мил­ли­онов 394 ты­ся­чи 602 руб­ля — это на­ло­ги, ко­то­рые за­пла­тил «Аг­ро­ин­вест» го­су­дар­ству в 2015 го­ду. И стра­хо­вые взно­сы, и в пен­си­он­ный фонд, и да­же стра­хо­ва­ние по трав­ма­тиз­му. Вот лю­ди с на­деж­дой и смо­т­рят на Ка­лаш­ни­ко­ва, а  не на оче­ред­но­го ин­ве­с­то­ра, пусть он хоть че­ты­реж­ды бу­дет хо­рош. 

— Лич­но под ме­ня, как про­из­вод­ствен­ни­ка, не ко­па­ли, — го­во­рит Ка­лаш­ни­ков, — ни след­ствен­ный ко­ми­тет, ни ФСБ. На­до про­ве­рять — пусть про­ве­ря­ют. Я про­сил про­дать мне эти до­ли или как юри­ди­че­с­ко­му ли­цу, или как до­льщи­ку. Мне-то все рав­но. Я здесь ро­дил­ся и всю жизнь про­ра­бо­тал. У ме­ня до­ля есть. Ре­ши­ли де­пу­та­ты про­дать как до­льщи­ку — зна­чит, так по за­ко­ну. Ко­г­да «Юж­ную» ор­га­ни­зо­ва­ли из пя­ти хо­зяйств — 1500 че­ло­век ра­бо­та­ли. Ос­та­лось — 300, а сей­час, на­вер­ное, и ста не­ту. Я две­над­цать лет на них про­ра­бо­тал. Лю­ди­шек со­би­рал, тех­ни­ку. Ду­мал, мо­жет, и к луч­ше­му. Круп­ная фир­ма. А ко­г­да ста­ли ее рас­про­да­вать, я ре­шил в этом не уча­с­т­во­вать и в де­ка­б­ре 2014 го­да уво­лил­ся по соб­ствен­но­му же­ла­нию. Те­перь «Юж­ную» при­брал «Ми­ра­торг». Арен­да, су­ба­рен­да, лю­ди, у ко­то­рых там паи, да­же не зна­ют, кто их об­ра­ба­ты­ва­ет. А у ме­ня фир­ма здесь за­ре­ги­с­т­ри­ро­ва­на и на­ло­ги в ме­ст­ный бюд­жет я пла­чу. Ку­да мне ид­ти, да и за­чем?

«Если разрешат — прокомментирует»

Что в Ко­ре­нев­ском, что в Рыль­ском рай­о­нах гла­вы сель­со­ве­тов, вы­сту­пив­ших про­тив но­во­го ин­ве­с­то­ра, жа­ло­ва­лись на про­ку­ра­ту­ру. Ник­то не ос­па­ри­вал пра­во­моч­ность про­ве­рок. Но то, что мне­ние ме­ст­ных про­ку­ро­ров идет в раз­рез с за­ко­ном и со сво­им об­ла­ст­ным на­чаль­ст­вом, до­ка­зы­ва­ет­ся ре­ше­ни­ями су­дов. По­пыт­ка вы­яс­нить, что же все-та­ки про­ис­хо­дит, у про­ку­ро­ра Ко­ре­нев­ско­го рай­о­на Ва­лен­ти­ны Во­ро­па­е­вой ус­пе­хом не увен­ча­лась — бы­ло со­ве­ща­ние. Ви­ди­мо, со­ве­ща­ние про­хо­ди­ло по по­во­ду не­за­кон­ной свал­ки твер­дых бы­то­вых от­хо­дов в де­рев­не Ко­лы­чев­ка или по по­во­ду то­го, что слу­чай­ным об­ра­зом весь му­ни­ци­паль­ный транс­порт на­чал вдруг за­прав­лять­ся на АЗС, ко­то­ры­ми вла­дел до сво­е­го из­бра­ния гла­вой рай­о­на Ко­в­тун Сер­гей Ива­но­вич. А вот рыль­ский про­ку­рор Олег Лу­кин от ком­мен­та­ри­ев от­ка­зал­ся. Нет, не то чтобы со­в­сем. Он про­сто по­яс­нил кор­ре­с­пон­ден­ту «МК Чер­но­зе­мье», что ес­ли ему раз­ре­шат в об­ла­ст­ной про­ку­ра­ту­ре, то он все про­ком­мен­ти­ру­ет и да­же на­де­нет мун­дир. Стран­но дру­гое, ведь мог же Олег Сер­гее­вич про­сто по­вто­рить то, что уже го­во­рил кол­ле­гам из кур­ской ТK «Такт»? Де­с­кать, ра­бо­та­ем, вы­яв­ля­ем, бо­рем­ся. Или не мог? То, что уже ска­за­но, за­чем со­гла­со­вы­вать еще раз? Гла­ва Ма­ло­гне­у­шев­ско­го сель­со­ве­та Рыль­ско­го рай­о­на Алек­сандр Ус­ти­нов пря­мо го­во­рит, что ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры за­ни­ма­ют­ся сбо­ром све­де­ний о зе­мель­ных до­лях и по­том эта ин­фор­ма­ция ка­ким то стран­ным об­ра­зом ока­зы­ва­ет­ся в «ми­ра­тор­гов­ских струк­ту­рах». Вы бы по­смо­т­ре­ли, ка­кие таб­ли­цы рас­сы­ла­ет про­ку­ра­ту­ра, лю­бой от­дел ста­ти­с­ти­ки и мар­ке­тин­га по­за­ви­ду­ет, бе­ри и ра­бо­тай, точ­нее от­би­рай зем­лю у фер­ме­ров. Су­ды «доч­кам Ми­ра­тор­га» от­ка­зы­ва­ют, а про­ку­ро­ры на­хо­дят но­вые ос­но­ва­ния.

Прокурор Рыльского района Курской области Олег Лукин
И вот ка­кая ин­те­рес­ная кол­ли­зия вы­хо­дит.

«МК Чер­но­зе­мье» на­пра­ви­л за­прос в про­ку­ра­ту­ру Кур­ской об­ла­с­ти с прось­бой пред­ос­та­вить ре­дак­ции ко­пию про­ку­рор­ско­го пред­став­ле­ния в ад­рес «Ро­с­ре­е­с­т­ра» за № 7-11-2016. Как нам ста­ло из­ве­ст­но, в нем про­ку­ро­ры тре­бо­ва­ли ус­т­ра­не­ния на­ру­ше­ний при ре­ги­с­т­ра­ции пра­ва соб­ствен­но­с­ти зе­мель­ных до­лей за АПК «Ми­ра­торг» (ООО «При­стен­ская зер­но­вая ком­па­ния») в По­лян­ском сель­со­ве­те Кур­ско­го рай­о­на. 

Нам бы­ло ин­те­рес­но, а не свя­за­но ли оно как-то имен­но с си­ту­а­ций в Ма­ло­гне­у­шев­ском и Сна­гост­ском сель­со­ве­тах? Нам от­ка­за­ли, со­слав­шись на За­кон о про­ку­ра­ту­ре. По­хо­же, что ни­че­го уди­ви­тель­но­го в этом нет. По на­шей ин­фор­ма­ции, в слу­чае с По­лян­ским сель­со­ве­том по­зи­ция облпро­ку­ра­ту­ры иден­тич­на мне­нию пред­се­да­те­лей, де­пу­та­тов Ма­ло­гне­у­шев­ско­го и Сна­гост­ско­го сель­со­ве­тов и схо­жа с по­зи­ци­ей су­дов, а имен­но в том, что у «Ми­ра­тор­га  нет ос­но­ва­ний для при­об­ре­те­ния зе­мель­ных до­лей. То­г­да по­че­му ко­ре­нев­ский и рыль­ский про­ку­ро­ры в сво­их вы­ступ­ле­ни­ях по те­ле­ви­де­нию при­дер­жи­ва­ют­ся про­ти­во­по­лож­ной по­зи­ции? Что ка­са­ет­ся за­про­са, то­ нам со­об­щи­ли, что в ра­бо­те «Ро­с­ре­е­с­т­ра» бы­ли за­ме­ча­ния и на­ру­ше­ния… Но ме­ры при­ня­ты, и «на­ру­ше­ния ус­т­ра­не­ны, при­ня­ты ме­ры по их не­до­пу­ще­нию впредь, ви­нов­ное долж­но­ст­ное ли­цо при­вле­че­но к дис­цип­ли­нар­ной от­вет­ствен­но­с­ти». Хо­те­лось бы все же знать кон­крет­но, кто скрыт за эти­ми фор­му­ли­ров­ка­ми? Ру­ко­во­ди­тель «Рос­сре­е­с­т­ра» Свет­ла­на Ко­мо­ва? Но ее не при­вле­чешь. Она поч­ти год офи­ци­аль­но от­сут­ству­ет на ра­бо­те. Го­во­рят, что по­след­ний раз ее от­пуск про­длен еще дней на 80. Мо­жет, мы и оши­ба­ем­ся, но обыч­но та­кие во­про­сы без не­по­сред­ствен­но­го уча­с­тия ру­ко­вод­ства не ре­ша­ют­ся, и вряд ли ре­ги­с­т­ра­тор са­мо­с­то­я­тель­но при­мет ре­ше­ние на­ру­шать за­кон. Так ко­го же при­влек­ли и на­ка­за­ли? От­ре­а­ги­ро­вать на пред­став­ле­ния про­ку­ра­ту­ры мож­но толь­ко пре­кра­ще­ни­ем пра­ва соб­ствен­но­с­ти. Но «Рос­сре­естр» в суд не об­ра­щал­ся. 

Злые язы­ки го­во­рят, что ру­ко­во­ди­тель кур­ско­го «Ро­с­ре­е­с­т­ра» Све­ла­на­ Ко­мо­ва, ­на­хо­дясь в «бес­сроч­ном» от­пу­с­ке, по­бы­ва­ла за ру­бе­жом. Ин­те­рес­но, пос­ле та­ко­го «ко­ся­ка» ос­тал­ся ли у нее до­пуск к се­к­рет­ной ин­фор­ма­ции? Или по­ра офор­мить но­вый? На­при­мер, по­ме­няв ме­с­то ра­бо­ты. Ска­жем, крес­ло ру­ко­во­ди­те­ля ка­да­с­т­ро­вой па­ла­ты Кур­ской об­ла­с­ти ва­кант­но с 6 мая. Впро­чем, воз­мож­но, о ра­бо­те «Рос­сре­е­с­т­ра» с обыч­ны­ми фер­ме­ра­ми и с от­дель­но взя­ты­ми ин­ве­с­то­ра­ми мы еще рас­ска­жем.

Тем вре­ме­нем гла­ва Ма­ло­гне­у­шев­ско­го сель­со­ве­та Алек­сандр Ус­ти­нов на­пра­вил за­яв­ле­ние в Ге­не­раль­ную про­ку­ра­ту­ру Рос­сии на… про­ку­ра­ту­ру Рыль­ско­го рай­о­на, пря­мо об­ви­нив ее в лоб­би­ро­ва­нии ин­те­ре­сов «Ми­ра­тор­га». Да еще и со­слал­ся на ст. 22 За­ко­на о про­ку­ра­ту­ре, что за­пра­ши­ва­ние по­доб­ных све­де­ний воз­мож­но «толь­ко в слу­чае ин­фор­ма­ции о фак­тах на­ру­ше­ния за­ко­на, в том чис­ле в свя­зи с по­сту­пив­ши­ми об­ра­ще­ни­я­ми о на­ру­ше­нии за­ко­на», при­ло­жив ко­пии уве­дом­ле­ния и таб­ли­цы, ко­то­рые ему над­ле­жа­ло за­пол­нить. Ос­та­ет­ся по­до­ждать, что от­ве­тит Мос­к­ва.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2016

Заголовок в газете: Зе­мель­ные спо­ры — по­след­нее де­ло II

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру