Почему видеокамеры не снижают аварийности на дорогах

Как в Курске предлагают снизить число ДТП

Видеокамеры, — рассерженно говорит мой спутник — автомобилист со стажем. — Это просто средство наживы на водителях. Вот скажи мне, почему, например, почему возле деревеньки Постоялые Дворы в Курском районе нет знака, предупреждающего о камере видеофиксации, а сама камера есть? В Отрешково такая же ситуация. На станции Охочевка в Щигровском районе... Представь, какие суммы здесь в итоге «навариваются».

Как в Курске предлагают снизить число ДТП

«Письма счастья»

Но даже там, где видеокамеры обозначены по всем правилам, автомобилисту не гарантируется, что он обойдется без финансовых потерь. Например, не так давно куряне активно жаловались на видеокамеру на улице Энгельса, которая даже при соблюдении положенной на этом участке скорости, все равно делала снимок, и как следствие — автомобилист получал «письмо счастья» со штрафом.

Эти нарушения, к слову, привлекли внимание областной прокуратуры. Как рассказали в пресс-службе Курской облпрокуратуры, была проведена соответствующая проверка, которая выявила ряд нарушений в установке средств видеофиксации. Прокуратура вынесла представление для устранения нарушений.

Прокурорская проверка дала возможность пострадавшим курским водителям обратиться в суд на основании этого документа. И уже через суд вернуть деньги, заплаченные за несуществующие нарушения.

Но, возможно, мелкие погрешности в работе регистраторов можно было бы списать, если бы не одно глобальное «но»: видеокамеры никак не влияют на снижение аварийности. Еще в ноябре прошлого года Владимир Путин отметил, что деньги в регионах нужно вкладывать не в коммерческие проекты, а в создание системы дорожной безопасности.

И вот здесь начинаются проблемы. Если в оборудовании региональных дорог видео

камерами все складывается, то дорожная инфраструктура находится в Курской области в плачевном состоянии.

История вопроса

По итогам 2014 года сразу в 42 регионах России был отмечен рост уровня смертности на дорогах. В мае 2015 года президент Владимир Путин заявил о необходимости создания системы публичного мониторинга ситуации на дорогах. Тогда Общероссийский народный фронт выступил с инициативой создания карты, где будут отмечены опасные участки дорог. Проект получил название «Карта жизни» и должен был как помочь автомобилистам, так и сориентировать региональные власти — на какие участки необходимо обратить внимание. В 2015 году пилотный проект начал работать в четырех регионах страны — Ростовской, Курганской, Калужской областях и Пермском крае.

Созданием «Карты жизни» занимаются сразу три структуры — ОНФ, ГИБДД и интернет-поисковик «Яндекс». Как рассказали организаторы проекта, «Карта жизни» создана на основе данных по аварийности, которые предоставляет ГИБДД и обрабатывают специалисты «Яндекс.Карты». На карте вы можете наглядно увидеть участки, где происходили ДТП. А также получить информацию о количестве и причинах аварий в этом месте, числе погибших и раненых.

А уже после нанесения информации на карту, активисты ОНФ инспектируют участки, анализируют расход средств на их обустройство и вносят предложения по изменению ситуации с аварийностью.

Наши налоги «укатывают» в асфальт по два-три раза

Для Курской области эта проблема очень актуальна. В рейтинге качества дорог регион занимает 106 место из 117. Активисты связывают такую бедственную ситуацию отчасти с тем, что деньги, которые могли бы пойти на развитие дорожной инфраструктуры, тратятся на средства видеофиксации.

— Проект, в рамках которого оценивалось качество дорог, реализовывался более года, — рассказывает активист регионального отделения ОНФ Кирилл Медведев. — Среди критериев оценки были ямы на дорогах, наличие или отсутствие дорожных знаков, «лежачие полицейские», укатанные до такого состояния, что практически сравнялись с землей. В нашем регионе особое опасение вызывают областные дороги. При этом огромные средства тратятся на установку средств видеофиксации. Но ведь видеокамера не предупредит водителя о том, что впереди дорогу может перебегать школьник или что там опасный поворот. Такое бездумное расходование денег совершенно нецелесообразно, и мы говорим об этом, но некоторые регионы берут на себя смелось игнорировать мнение президента, лидера ОНФ. Например, в Мурманской области министерство транспорта собирается потратить почти миллиард рублей на систему видеофиксации.

Однако помимо перераспределения бюджетных средств активисты предлагают еще несколько мер. Речь идет об увеличении срока гарантийности дорог, а также о прозрачности в проведении тендеров на дорожное строительство.

— В этом вопросе вся документация должна быть максимально простой, доступной и прозрачной. Должен быть четко прописан объем работ, километраж, сроки сдачи. Чтобы не получалось, что наши налоги «укатывают» в дорожное покрытие по два — по три раза. Часто наблюдаем, как еще не закончился срок гарантии, а деньги снова выделяют на ремонт.

Сегодня гарантия в основном составляет три года, активисты предлагают увеличить ее до пяти лет. Это сразу накладывает большую ответственность на подрядную организацию, которая должна обслуживать и ремонтировать дорогу в течение пяти лет.

Простых курян, впрочем, гарантийность дорог интересует в меньшей степени. Они обычно жалуются на отсутствие дорожной разметки и лежачих полицейских, светофоров, а также банальное отсутствие необходимых дорожных знаков.

— В некоторых местах знаки развернуты, испорчены, водитель их попросту не видит, и никто за этим не следит, — поясняет Медведев.

Конечно, решить махом все проблемы не получится, слишком большие нужны денежные средства. Но если начинать устранять недостатки локально, используя вышеупомянутую «Карту жизни» или ориентируясь на отзывы рядовых автомобилистов, спустя какое-то время дорожную ситуацию в регионе можно будет привести в порядок.

Явных региональных лидеров по качеству дорог сегодня назвать достаточно сложно — ситуация практически везде складывается довольно неприглядная. А это значит, что не нужно ни на кого равняться, а необходимо выстраивать собственную эффективную систему.

МК-ОПРОС:

«МК Черноземье» выяснил у автомобилистов, как они оценивают качество курских дорог

Михаил Прокопов, 26 лет, инженер в «Курскмедтехника»:

— В целом качество дорог оставляет желать лучшего, конечно. На дорогах у нас всегда экономили — мы своим традициям не изменяем. Хотя сейчас я хотя бы вижу, как что-то делается.

Артем Машкин, 20 лет, студент:

— Меня состояние дорог устраивает, в Центральном районе особенно. По окраинам я как-то особо и не езжу, так что дать оценку всей автомагистрали Курска никак не могу. Проблемы везде есть, это понятно, но если они не создают помех дорожному движению — то и так нормально.

Ольга Орлова, 53 года, менеджер магазина «Фамилия»:

— Я относительно недавно за рулем, но «ремонт» наших дорог уже успела оценить по максимуму. Не припомню ни одного дня, чтобы мне не было жалко на этих дорогах мою машину. Качество не устраивает совершенно, пусть начнут уже что-нибудь с этим делать.

Борис Станиславович, 49 лет, адвокат:

— Как известно в России две беды: дураки и дороги. Местами лежит асфальт. Больше оценивать нечего.

Александр Чижов, 24 года, смм-фрилансер:

— По-моему, с дорогами во всей России есть проблемы, не только в Курске. Радует только то, что дороги регионального значения у нас в норме. Про всякие дворы и закоулки я лучше промолчу: там не дороги, а смолотые камни. Ездить неудобно, да и, бывает, не хочется, по таким-то ухабам.

Ирина Клындюк, 40 лет, швея:

— Меня качество дорог не особо напрягает, ямы вроде бы заделывают по мере возможности. Идеальными их конечно не назовешь, но тут скорее не потому что ничего не делают, а потому что делают плохо: только починили, опять нужно чинить.

Алексей Голодников, 27 лет, работает в центре косметологии:

— В Курске нет дорог, о чем вы говорите? В отдельных районах только, а в целом в городе — нет. Я уже не говорю о местах на дорожном покрытии, которые реально наносят ущерб автомобилю, а следовательно, и финансам. Недавно попал в яму — пробил шину. От дорог одно название.

Кристина Лысова, 21 год, студентка:

— Я только недавно села за руль, и еще не до конца чувствую машину, поэтому езжу очень аккуратно, все ямы и препятствия стараюсь объезжать. Мешает ли мне качество дорог? Конечно. Устраивает ли? Нет. Хотелось бы, чтобы, когда ты едешь за рулем — то просто ехала, а не думала о том, где и что нужно объехать, чтобы не убить ни машину, ни себя».

Евгений Сороковых, 32 года, предприниматель:

— Качество курских дорог с московскими не сравнится, оно и понятно. Хотя в целом, меня все устраивает, вести машину мне ничего не мешает, никаких неприятностей езда не доставляет. Могло бы быть и лучше, как известно, нет предела совершенству.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2016

Заголовок в газете: Дорожный вопрос

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру