Как Черноземье стало эпицентром нескольких медицинских скандалов

Какова цена врачебной ошибки?

Не успел отгреметь скандал с белгородским хирургом Ильей Зелендиновым, отправившим в смертельный нокаут своего пациента и отправленным, в свою очередь, судом в исправительную колонию на девять лет, как белгородские медики вновь оказались в центре внимания. На этот раз жертвой врачебной ошибки стал 38-летний мужчина, которого на протяжении четырех часов возили из одной городской больницы в другую.

Какова цена врачебной ошибки?

Катали до смерти

Инцидент произошел в ночь с 7 на 8 мая. У 38-летнего мужчины началась сильная рвота. Как рассказала подруга погибшего в интервью местному информационному порталу belive.ru, рвота могла начаться от того, что белгородец слишком бурно отмечал праздники. Жена погибшего вызвала «скорую», которая доставила пациента в городскую больницу №1. Однако здесь мужчину отказались госпитализировать. Тогда «скорая» повезла белгородца, чье состояние стремительно ухудшалось, в горбольницу № 2. Но и здесь пациенту дали от ворот поворот. Между тем с того момента, как погибший почувствовал себя плохо, прошло практически четыре часа. Жена мужчины настояла на том, чтобы медики вновь везли его в первую городскую. Здесь несчастного наконец оформили, однако в восемь утра он скончался.

Это дело сегодня находится под контролем Росздравнадзора, а также следственного комитета. Следователям предстоит выяснить обстоятельства смерти белгородца, а также установить, стало ли несвоевременное оказание медицинской помощи причиной его смерти.

К слову, даже если врачебная ошибка будет доказана, наказание вряд ли станет суровым. Основанием так считать может служить случай, произошедший несколько лет назад в Курске. Тогда «скорая» катала из одной больницы в другую беременную курянку Ирину Стрелкову. В результате девушка и ребенок скончались.

Трагедия развивалась стремительно. Ирина находилась на 36-й неделе беременности. Девушка почувствовала недомогание, вызванный участковый врач прописал ей детские капли и народные средства для лечения. Через два дня состояние больной ухудшилось, вызвали «скорую». Стрелкову привезли в инфекционную больницу, однако здесь врач ошиблась в диагнозе, приняв развивающуюся пневмонию за гастрит, и отправила девушку в родильное отделение. Ирину повезли на другой конец города. Однако и местный врач отказала девушке в госпитализации. Восемь часов беременную просто возили туда-сюда. В это время пациентке не оказывалось никакого лечения. Мать девушки вспоминает страшные подробности: «Когда начали ее на носилках поднимать, у нее судороги начались, пена изо рта. Со «скорой» поднялся врач и говорит — довозились, я ее обратно не заберу».

Сначала перестало биться сердце у так и не родившегося малыша. А через час от инфекционно-токсического шока умерла и мать.

Врачебная ошибка в данном случае была доказана. Врач-инфекционист получила 2,5 года колонии-поселения. Ее коллега акушер-гинеколог была осуждена на два года в колонии-поселении.

Мать девушки, погибшей вследствие врачебной халатности, вскоре лишилась мужа. Отец не выдержал гибели дочери и долгожданного малыша...

Год назад в Курске произошла еще одна трагедия. 9-летний мальчик стал жертвой неправильно поставленного диагноза. 22 мая ребенок почувствовал себя плохо. У мальчишки была рвота и диарея, обеспокоенные родители вызвали педиатра из поликлиники. Прибывший медик констатировал воспаление поджелудочной железы и прописал таблетки и диету. Семья соблюдала предписания врача, однако утром 30 мая состояние ребенка резко ухудшилось. Вызвали «скорую». Мальчик умер, когда медики поднимались по лестнице. Оказалось, что все это время ребенка лечили по неправильно поставленному диагнозу. Маленький курянин умер от аппендицита, развившегося в перитонит.

Злосчастная больница № 2

К слову, доказать врачебную ошибку не так и просто. Однажды в неформальной беседе следователь, имевший практику подобных уголовных дел, признался мне, что процессуально в этом нет ничего сложного — нужно назначить ряд медицинских экспертиз. Но на практике все иначе. Зачастую медики, которые должны проводить такие экспертизы, стремятся «прикрыть» провинившихся коллег.

— В итоге нам приходится проводить повторные экспертизы, привлекая экспертов из Москвы, — рассказал следователь. — Расследование дела автоматически затягивается.

Впрочем, когда дело освещается на всероссийском уровне, все решается гораздо быстрее. Под пристальным вниманием СМИ и простых россиян рассматривалось скандально известное дело белгородского врача-хирурга Ильи Зелендинова. Заступившись за медсестру, которую нечаянно лягнул в ходе осмотра пациент, Зелендинов набросился на мужчину и нанес ему удар, ставший фатальным. 55-летний белгородец умер прямо в приемном отделении. Зелендинову сначала вменяли причинение смерти по неосторожности, так как согласно первому заключению суд-

медэкспертов, пациент умер от черепно-мозговой травмы, полученной при падении. Грозивший хирургу-боксеру (так окрестили Илью Зелендинова в СМИ) срок тюремного заключения составлял два года. Однако уже следующая медэкспертиза показала, что пациент погиб совсем не от этого. Причиной смерти стал удар, нанесенный хирургом, занимавшимся боксом, в сонную артерию. На фоне этого произошла остановка сердца. Обвинение было ужесточено — Зелендинову вменяли умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. В итоге суд огласил приговор — 9 лет и два месяца лишения свободы. Также экс-хирургу предстоит выплатить материальную компенсацию родным погибшего.

Многие считают, что если бы видеозапись, на которой отчетливо видно, как медик бьет пациента, не попала в Интернет и не стала достоянием широкой общественности, Зелендинову удалось бы избежать столь сурового наказания. Сам врач, кстати, раскаялся в своих действиях.

А через несколько дней из окна четвертого этажа белгородской больницы № 2 выпал 85-летний пациент, доставленный в мед-

учреждение накануне трагедии. Незадолго до этого главврач больницы Владимир Луценко был освобожден от должности.

Маленькие жертвы

В эпицентре скандалов оказались и несколько перинатальных центров Черноземья.

Во время новогодних каникул в орловском перинатальном центре необъяснимым образом произошла массовая гибель новорожденных. Сразу семь младенцев скончались вскоре после появления на свет, а 18 января умер восьмой. В конце прошлого апреля появились первые результаты проверок. Оказалось, что в медучреждении систематически не соблюдались санитарно-эпидемиологические нормы, вследствие чего малыши заразились через медицинское оборудование, не обрабатывавшееся надлежащим образом. Эксперты обнаружили в центре групповой очаг гнойно-воспалительных заболеваний. В сообщении комиссии Росздравнадзора говорится о том, что в январе 2016 года 10 новорожденных детей, находящихся в палатах интенсивной терапии, были инфицированы через некачественно обработанную медицинскую аппаратуру, а также предметы ухода за детьми. Пять новорожденных из 10 инфицированных погибли. Диагнозы, поставленные погибшим детям, разделились на три группы — сердечно-легочная и дыхательная недостаточность, а также отек мозга.

На данный момент следственным комитетом возбуждено три уголовных дела по фактам нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности смерть человека, халатности и неоказания помощи больному. Перинатальный центр был оштрафован на 160 тысяч рублей, главврач уволен. Однако расследование уголовных дел продолжается, губернатор Орловской области Вадим Потомский взял расследование под особый контроль.

Еще один перинатальный центр — белгородский — оказался замешан в истории, к счастью, хорошо закончившейся для новорожденной девочки и ее семьи. 10 марта курская студентка, проходившая практику в центре, просто вынесла из медучреждения младенца и увезла его домой в Курскую область. Сейчас 22-летняя похитительница находится под арестом. На прошлой неделе суд продлил его до 9 августа. Курянка проходит стационарную психолого-психиатрическую экспертизу в «Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского». Как рассказали в пресс-службе Следственного управления Следственного комитета РФ по Белгородской области, по результатам экспертизы следствие будет располагать данными о психическом состоянии обвиняемой и ее способности отвечать за содеянное. Девушке вменяют похищение заведомо несовершеннолетнего.

Однако вина в том, что произошло, лежит и на сотрудниках белгородского перинатального центра. Как сообщили в региональной прокуратуре, в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей находятся четыре медицинских поста, на которых круглосуточно дежурят медицинские сестры. Однако на момент похищения медицинской сестры на посту не было.

И это еще не все. «Не обеспечен в должной мере надлежащий контроль за деятельностью и безопасностью учреждения со стороны заместителей главного врача больницы по акушерско-гинекологической и педиатрической помощи», — говорится в сообщении прокуратуры. Кроме того, девушка беспрепятственно проникла в центр и так же вынесла оттуда ребенка. Она прошла через отделение, в котором не было поста охраны.

Ошибаться свойственно людям любых профессий. Только в некоторых случаях ценой подобных ошибок, чьей-то халатности, усталости в конце рабочего дня может стать жизнь человека.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2016

Заголовок в газете: Цена врачебной ошибки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру