Орловский фотолюбитель представил снимки, сделанные с одной и той же точки с разницей в четверть века

Уникальные фотографии возвращают орловцев на 25 лет назад

Раньше фотодело являлось уделом если не избранных, то весьма небольшого круга россиян. Теперь каждый, кто имеет более-менее современный сотовый телефон — творец. Правда, как правило, самого себя. Но вот парадокс: миллиарды селфи чаще лишь тешат самолюбие. А потому фото, настоящее фото, по-прежнему в дефиците.

Уникальные фотографии возвращают орловцев на 25 лет назад
Андрей Шевяков

Герой этого материала — обыкновенный школьный учитель. Нет, необыкновенный школьный учитель. Он преподает историю и обществознание в школе № 12 города Орла, ведет кружок краеведения и заведует школьным музеем. А еще — фотографирует. Раньше — «Зенитом», теперь маленьким «Сони». Недавно в школе открылась выставка его снимков. И потрясла детей и взрослых, особенно тех, кто интересуется историей родного города. Потому что фото Андрея Шевякова, сделанные сегодня и 20-25 лет назад с одной и той же точки, стали своеобразными историческими документами.

— Андрей Викторович, как вам в начале лихих 90-х пришло в голову отснять Орел? То есть сегодня-то очевидно, что надо было и снимать, и коллекционировать какие-то материальные носители тех уникальных лет, и записывать все, что несло в себе время перелома. Но тогда думали только о выживании, а не о важности, так сказать, исторического момента. Вам было тогда всего 23-24 года, а значит, о какой-то мудрости, наверное, говорить не приходится?

— Я полюбил историю, будучи дошколенком. Причина тому — рассказы моей бабушки Марии Митрофановны, в девичестве — Иноземцевой, происходившей из известного и богатого рода мценских купцов, о том, как жилось до революции. «То время» для меня стало самым романтическим, с необыкновенными отношениями между людьми. Вот пастух Володька, который, чтобы облегчить юной бабушке сбор грибов, находил их сам и нанизывал на палочки, чтобы ей было виднее. Или другая история — о том, как она, отличница, была репетитором у своего брата, которому не давалась учеба. Родители платили ей за это 5 рублей золотом в месяц, и на эти деньги ей же что-то покупалось. Или история о том, как у наших родственников умерли родители, осталось шестеро детей, их всех «разобрали» по многочисленным семьям Иноземцевых, и все знали, кто где и чем живет. При этом я рос в окружении предметов того времени: тарелки были сделаны еще при царе, ложки — серебряные…

Взрослея, стал задаваться вопросом: а что, собственно, осталось с тех времен? И понял, что в первую очередь — здания. Я стал их выискивать. В 90-х, когда жизнь была очень трудной и непредсказуемой, понял, что они вообще могут исчезнуть с лица земли. И я взял фотоаппарат, чтобы сохранить память о том, как выглядел Орел.

Болховская, 2. Здание бывшего депо готового платья. Снесено в 2002 г.
Болховская, 2. Пустырь
Ну а спустя годы решил вновь пройти по тем же местам и обнаружил, что очень многое изменилось. Что-то — в лучшую сторону, ну а что-то безвозвратно ушло. Тогда пришла в голову идея отцифровать старые снимки и сделать выставку.

— Вашей бабушке она бы понравилась?

— Мне кажется, да. Получилось запечатлеть время. А по прошлому всегда ностальгируешь. Вот, к примеру, фото «Богатыри», что на Стрелке: сделанные руками человека сказочные фигуры грели душу, а теперь на этом месте лежит холодный камень, притащенный с кладбища. Или магазин «Разград» — в советское время лучший в Орле. Теперь там разруха…

Разград
А вот так выглядит это здание сегодня
Орловское БТИ в прошлом...
... и в настоящем
Думаю, многие позабыли, как выглядело в конце прошлого века здание Северного банка, перестроенное в «нулевых». Или вот дом на ул. Ленина, где сегодня располагается Межрегиональное бюро технической ивентаризации: что называется, почувствуй разницу.

Есть даже загадки. К примеру, кому принадлежит женская головка на знаменитых Торговых рядах — на втором этаже, в центре? В 2002 году я встречался с одной москвичкой, жившей когда-то в Орле. И вдруг она меня спросила: «Как поживает Анна Керн?» Я удивился: в Орле есть только табличка на доме, где когда-то жила знаменитая пушкинская муза «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» На что мне возразили и сказали, что головка на здании Торговых рядов — это и есть изображение Анны Петровны.

Честно говоря, я до сих пор не знаю, так ли это. Но, согласитесь, красиво. Мне кажется, что при реставрации здания к юбилею города, специалисты могли бы учесть это и даже, может быть, усилить какие-то черты лица для большего портретного сходства, наверняка утраченного во время многочисленных покрасок-побелок.

Кому принадлежит женская головка на знаменитых торговых рядах?
— Ну а дети поняли вашу выставку?

— На старые фотоснимки они смотрят с нескрываемым удивлением, поскольку сегодня живут в совершенно другом городе. Но что поражает: несмотря на юный возраст, отсутствие какого-то специального образования и т.п., все они восхищены красотой старины. То есть нынешние кадры восторга не вызывают, а вот снимки прошлого — да. Говорят: как было здорово!

— Услышали бы их чиновники от архитектуры и культуры, все норовящие «улучшить» старый облик Орла путем всевозможных новаций… Ну а что-то новое планируете показать?

— Обязательно! Уже практически готова вторая выставка, есть материалы и для третьей. К примеру, зрители увидят прекрасный дом на Ленина, 2, который теперь вообще остался только на фото; задумаются над некоторыми «преобразованиями» — как, например, на Старо-Московской… К слову, серия новых фото будет показана в выставочном зале ДЮСШ «Атлант», так что возможность увидеть, сравнить, задуматься будет у всех желающих.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2016

Заголовок в газете: Однажды, 25 лет назад…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру