Капремонт в Орле пока вызывает горечь, а не радость

Почему ремонтные работы в Орле оказались проблемными?

— А вы кто такая, что тут фотографируете? НЕ НАДО НИЧЕГО ФОТОГРАФИРОВАТЬ!, — напористо заявил седоусый мужчина, крайне недовольный тем, что я снимала дом-памятник на улице Ленина, где идет капитальный ремонт.

Почему ремонтные работы в Орле оказались проблемными?

— Елена Годлевская, — отвечаю. — Собкор «МК Черноземье». Хотя фотографировать имею право и просто как прохожая. Теперь вы представьтесь!

— Юрий Николаевич, начальник участка.

— Какого участка?

— Никакого.

— А ваша фамилия?

Собеседник вдруг стушевался и поспешно зашагал прочь вместе с сопровождавшими его тремя недовольными мужами. Вот так, мягко говоря, странно началась моя работа над материалом о проблемах капитального ремонта в Орле.

Сплошное разочарование

Конечно, лучше всего было бы получить информацию в региональном Фонде капремонта. Однако его директор Владислав Масленников, как меня заверили, уехал в командировку, а без него на вопросы отвечать никто не захотел. Правда, секретарь заверила, что на письменный редакционный запрос ответят. Ну а пока там думают-формулируют, скандалы не утихают. То некачественно проведут капремонт, то выяснится, что в программу капремонта включили аварийные дома, которые надо сносить, то за счет взносов на капремонт фактически реставрируют памятники истории и культуры. Но деньги-то — не абстрактно-бюджетные, когда не жалко. Их платят конкретные граждане в надежде на спасение своих конкретных домов. При этом они смотрят не только на то, как распоряжаются их кровными, но и как выполняет свои обязательства власть? Если говорить о последнем, — оказывается, никак. Не платит муниципалитет взносы за муниципальное жилье.

Буквально на днях Орелград опубликовал прелюбопытнейшую информацию на сей счет. Недавно один неравнодушный орловец, оказывается, обратился в полицию с заявлением, где попросил оценить действия городских властей по неуплате взносов на капитальный ремонт. Мотив обращения простой: как бы долги мэрии не решили распределить между горожанами. Благо, прецедент есть: включают же энергетики долги неплательщиков в квитанции по оплате за общедомовые нужды.

Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции областного УМВД, естественно, события преступления не нашли. Однако факт задолженности подтвердился: на 1 марта 2016 года горадминистрация оплатила всего чуть больше 7,5 млн рублей из начисленных 45,3 млн. Оправдания звучат несерьезно: «...бюджет города на протяжении ряда лет формируется в условиях острого дефицита денежных средств… которые в первую очередь направляются на исполнение социальных обязательств и обслуживание муниципального долга». Такое вот равенство закона для всех по-орловски.

И получается сплошное разочарование в самой идее и, как следствие, — снижение собираемости взносов в этот самый общий котел. Не случайно активизировалось стремление жителей Орла выйти из него и открыть специальные счета капитального ремонта. Как говорится, не те денежки, что у бабушки, а те, что за пазушкой. Но и тут не все так просто…

Искусственное торможение?

Согласно Жилищному кодексу РФ, специальный счет на капитальный ремонт можно открыть только через два года после принятия протокола общего собрания дома региональным оператором — тем самым Фондом капитального ремонта общего имущества Орловской области. Правда, Государственная Дума предоставила регионам право решать вопрос о сокращении сроков открытия специального счета. Так, в Московской области его сократили до четырех месяцев, по этому же пути пошли Краснодарский край и Астрахань. Орловские депутаты пока инициативу не проявляют. А регфонд «отпускать» от себя жильцов не торопится.

— Когда мы поняли, что взносы на капитальный ремонт в общем котле нашему дому, которому 33 года, не помогут, поскольку его планируют ремонтировать через 16 лет, мы решили открыть спецсчет, — рассказывает старшая по дому № 10, что на пер. Артельном, Алла Модникова. — А куда деваться? Крыша течет, лифты останавливаются через день… Осенью прошлого года провели собрание жильцов, оформили документы и подали в регфонд. И ничего! Говорят, не так, дескать, документы оформлены, а юристы утверждают, что все верно. То есть получается, нас просто не хотят отпускать. И я знаю, что не нас одних. Мы обратились в суд, будем бороться, потому что существующая программа капремонта абсолютно не вызывает доверия.

Выбор есть

К слову сказать, наибольшая активность сейчас наблюдается в Железнодорожном и Северном районах — жильцы порядка 30 домов Орла разуверились в региональной программе капремонта и хотят свои деньги вкладывать в себя, а не отдавать «на сторону». К слову сказать, в этом их поддерживают и управляющие организации — собранные на спецсчете средства дадут возможность ликвидировать со временем многие проблемы, которые не позволяют решить взносы на «текущий ремонт и содержание жилья» и из-за их недостаточности, и из-за достаточно ограниченного круга работ, которые возможно произвести по этой строчке. И Жилищный кодекс в этом плане их поддерживает: если

вначале право на спецсчет имели только ТСЖ и ЖСК, то с лета прошлого года такое право дали и управляющим организациям.

— Надо сказать, что плату за капремонт Конституционный суд РФ признал обязательной для граждан России, — поясняет директор юридической фирмы ООО «Эксперт-Право» Евгений Сапрыкин. — Так что платить придется всем. Но возникает вопрос целесообразности: куда платить. Если твой дом стоит в региональной программе капремонта на ближайшие три года, то, конечно, не стоит переходить на спецсчет. Но если речь идет о 10, 15, 20 годах, — стоит задуматься. Может случиться так, что вы полжизни будете исправно платить, а капремонта не дождетесь: программа закроется, приоритеты изменятся и т.д. и т.п.

Сегодня законодатель дал всем возможность выбора, как лучше распорядиться своими деньгами. Конечно, спецсчет повышает ответственность каждого перед всеми соседями, дисциплину платежей, стимулирует активность собственников квартир, которые сами должны будут решать, какой размер взноса они будут платить для того, чтобы их дом был в приличном состоянии, какие работы нужно сделать в первую очередь, какие — во вторую, третью, в какие сроки, какими силами. При этом управляющая организация не имеет права распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Даже в случае банкротства УК средства спецсчета не входят в конкурсную массу, а значит, не могут быть реализованы в счет погашения долгов организации. Данные деньги принадлежат только дому, и в этом смысле законодатель сделал совершенно четкие ограничения.

Конечно, если большинство собственников квартир выйдет из так называемого общего котла, региональные программы капремонта зависнут или резко сократятся. Но, может, это и неплохо? Во всяком случае, уже имеющаяся практика проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов по всей стране показала, что до эффективности этой системе далеко — не случайно правительство Москвы упростило выход их этой системы и фактически поощряет переход на спецсчета.

К слову сказать, переход этот весьма несложен, состоит из четырех последовательных шагов. Шаг первый — провести общее собрание жильцов, на котором принять такое решение. Но надо иметь в виду: проголосовать «за» должно не простое большинство, а так называемое квалифицированное — две трети собственников.

Шаг второй — определить владельца спецсчета: это может быть как региональный оператор, так и управляющая организация, ТСЖ.

Шаг третий — определить банк, в котором будет открыт спецсчет. Конечно, это должен быть надежный банк, типа Сбербанка России.

И, наконец, определиться с размером взноса. Сегодня его подгоняют под тот, что принят в регионе. Однако он может быть и меньше, и больше — все зависит от запроса жильцов и состояния дома.

Ну а дальше — собирайте деньги, копите и улучшайте качество своего общедомового имущества. Сегодня, а не через 10-20 лет.

Вместо послесловия

…И вот я вновь на ул. Ленина, где под предъюбилейный капремонт попали сразу девять домов. Буквально на днях местные СМИ сообщили, что строителям за уже проделанную работу не заплатили, и это ставит под угрозу не просто исполнение программы капремонта, а сам юбилей города, ведь данная улица — центральная в празднике. Проходя мимо взбивающих в ведре раствор рабочих, не удержалась, спросила, рассчитались ли с ними. А в ответ услышала: «Не надо с нами рассчитываться!»

Вот так, с обидой, ремонтируют самое сокровенное, что есть у орловцев… Не потому ли собственники здесь уже имеют массу претензий и уже разыскивают организацию, осуществляющую строительный контроль, к слову сказать, не орловскую? И разве так было бы, если бы эти работы официально инспектировала управляющая организация — владелец спецсчета, кровно заинтересованная в идеальном ремонте, поскольку ей потом содержать этот дом?

Вот и думай, кому больше повезло: тем, кто попал в регпрограмму капремонта, или тем, кому она «не светит», и кто решил свой дом ремонтировать собственными средствами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2016

Заголовок в газете: Разуверились…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру