Белгородский робототехник рассказал, как спасти детей от смартфонов

Почему робототехника — это профессия будущего

В нашей области 180 000 детей знают, как соединять кубики «Лего», а доходят до робототехники всего 350 ребят. При этом 59 белгородских школ оснащены классами робототехники. Уже сейчас 1500 детей могут сесть и заниматься робототехникой. Ничего не мешает.

Почему робототехника — это профессия будущего

Честно говоря, найти клуб было непросто, даже зная адрес. Навигатор поставленным голосом заявил, что я прибыл в пункт назначения, и удовлетворенно замолчал. Ничего похожего на «сам увидишь» не увиделось. Ситуацию прояснила дворничиха: «Ой, так вот же этот дом, за тем вон домом, там отдельный вход и все желтой краской покрашено, не ошибетесь!» Не ошибся.

Собрать самолет

Слева от входа в небольшой вестибюль, на специальном коврике, десятка два пар детской обуви. Администратор увлеченно перелистывает страницы и бьет по клавишам. Кабинетов несколько, но все двери закрыты и... тишина. Когда затишье вдруг взорвалось детским смехом, я понял — правильно попал.

— Олег Викторович, как получилось, что вы, как говорится, остались при своих? В вашем выпуске учителей-то не осталось уже. А как же бизнес?

— Я всю жизнь занимаюсь бизнесом! Но бизнес всегда был связан с основной профессией, я же учитель математики. Мы в 2011 году всей семьей перебирались домой из Москвы для того, чтобы создать центр раннего развития. Хотелось к старости получить устойчивую бизнес-модель, нечто осязаемое и полезное не только нам самим.

— Детей всех берете или выбираете?

— Трехлетняя практика показала, что «прокачивается» абсолютно любой ребенок. Начинает с двух кубиков «Лего» в три с половиной года и доходит до прототипирования роботов к 14 годам. Нормальные студенты занимаются прототипами на профильной кафедре вуза на третьем-четвертом курсах, а у нас дети с седьмого-восьмого классов все это используют в соревнованиях и в качестве творческих проектов.

Знаете, как заметен прогресс! У ребенка в разы возрастает скорость мышления. Изменяется творческое восприятие и конструктивное мышление. Он смотрит на любую задачу и ищет оптимальный вариант решения. Не единственный, а именно оптимальный. Например, из четырех кубиков дети собрали 84 неповторяющихся варианта окна. Не было ни одного ребенка, который бы не придумал отличную от других свою собственную модель. Дети разные, есть особенности мышления и типы характеров…

Олег видит мою скептическую ухмылку, и мы идем на «склад». Руководитель будущего технопарка бережно снимает с полки огромный самолет.

— Здесь 2 500 деталей, и собрал все это ребенок за несколько часов. Талантливый мальчишка, только у него сейчас со зрением проблемы. Смотри... — у самолета начинают вертеться пропеллеры. Еще один щелчок — убираются шасси, снова щелчок — опускается передняя аппарель, затем задняя, двигаются закрылки и перо на киле.

— Фишка в том, что двигатель здесь всего один. Все приводы — через коробку передач карданными валами, шестеренками и червячными передачами. Круто? Здесь механики целая куча и все работает. Вот тебе и забава!

— Серьезные «игрушки» для первоклассников, а в школе дети как?

— В школе непросто, им там неинтересно. Скорость мышления такая, что, не прописывая условия задачи, они уже знают ответы. Обидно, конечно, что мои ребята получают четверки потому, что не соблюли формальности. Пусть! Но я знаю, что эти дети на всю оставшуюся жизнь будут другими.

— А родители?

— Наши родители тоже «прокачанные». Но они в основной массе не понимают, какое оно, будущее, какие специальности будут востребованы через 10 лет. Надо, чтобы в каждой школе висел стенд со списком профессий, которые в течение 10-15 лет появятся на рынке труда. Из 186 профессий 113 связаны с искусственным интеллектом, робототехникой, программированием. 113 из 186 — это наши навыки.

Здесь без пропаганды ничего не сделаешь. Должен быть заказ от власти региона на информационную поддержку. Иначе никак. Стыдно сказать, но я только недавно узнал, что у нас в Старом Осколе есть семейная пара, которая занимается с детьми ракетостроением. И не просто занимается, ребята побеждают или берут призовые места на уровне страны. Представь ракету, ракетный двигатель. А теперь представь уровень технологических знаний и умений и учти, что все это может быть просто одноразовым. У них финансирования нет на расходные материалы.

В Губкине есть хорошие школы по авто- и авиамоделированию. Тоже занимают призовые места на России. Мы об этом не знаем. А это есть и держится на энтузиастах.

Враги разума и государства

— Но ведь нельзя сказать, что многие дети «оторваны от прогресса»?

— Какой прогресс? Родители почему-то считают, что планшет — это приобщение к IT-технологиям. На самом деле гаджеты в детских руках в глобальном смысле — враги разума и государства. Посмотри, что творится в поликлиниках. Сунули ребенку планшет — справились. А ведь он весь там! Тихо сидит — и ладненько. Ничего не спрашивает, не теребит — и замечательно. А если еще Интернет подключен — вообще все пропало. Ребенка не вернуть через пару лет. Он в виртуале, а не в реальной жизни. У меня так было. Ребенок 15 минут возится с конструкцией и бегом бежит к своему смартфону — там у него кого-то кормить надо.

— С чего начинается будущий конструктор?

— Я сразу скажу, что собрать предметы по схеме — это не конструирование. Конструирование — это придумывание и реализация своего замысла. Бывает, приходит новый ребенок и говорит: «Я собрал сотни лего-игрушек, у меня все полки заставлены». Я прошу его собрать самолет, а он спрашивает: «А как?» Тогда ребенок идет в группу…

Через некоторое время ему дают 10 деталей и просят собрать башенный кран. И он уже не спрашивает: «Как?» Он просто делает свою версию башенного крана. Представляет себе модель, создает образ и из имеющихся элементов собирает. Как-то так!

— Детский технопарк — мода?

— Какая мода?! Это борьба за существование, вообще-то, за независимость. Инновационную экономику не делают спортсмены, музыканты. Не делают ее танцоры, художники и юристы с экономистами. Инновационную экономику делают инженеры, программисты, биологи и химики. У нас по всей России не наберется и 20 биохимических кружков. И это при том, что биотехническое направление сегодня во всем мире по объему инвестиций в биотехнологии на первом месте. Они опережают «хайтек» и «военку».

— И технопарк всех спасет?

— Один — не спасет. А система — да! У нас сейчас нет базиса. Как строить инновационную экономику, если после 12 лет единицы процентов детей хотят чего-то кроме виртуально мира? Очень хочу, чтобы через три-пять лет в каждой школе была инженерная или робототехническая студия. Тогда это будет реальное решение задачи по формированию инженерного мышления. Я один эту задачу не решу, но я готов быть сначала тараном, чтобы сдвинуть эту проблему, потом — паровозом, чтобы все это тащить.

— Не проще было бы создать элитный детский сад и почивать на лаврах?

— Когда мы открывали собственное помещение детского центра, нас уговаривали открыть частный детский сад, чтобы купировать нехватку дошкольных заведений. Я отвечал, что по всем нормам на этой площади можно воспитывать 12 детей, а дюжина «продвинутых» дошколят ситуацию не спасет. В центре развития я могу дать возможность развиваться 300 детям.

У нас сейчас на нескольких площадках, при пиковой нагрузке, занималось до 300 детей. Реальная, если так можно выразиться, проектная мощность — 400 человек. Сейчас есть три стажера-тренера, и я скоро буду готов принять до 800 детей.

Для полигонов по робототехнике нужно до 80 квадратных метров площади, которые никогда ни копейки не принесут. И у нас эти площади будут, вернее есть. Честно говоря, я устал. Создание технопарка не отменяет «штатной работы». Например, нам надо направить детей в оздоровительный робототехнический лагерь. 30 человек 21 день будут жить в интереснейшей среде. Там будут даже проектные группы из «продвинутых» робототехников, которые в режиме проекта воплотят, я уверен, свои замыслы. То, что у них получится, будет демонстрироваться у нас в области, а весной следующего года они уже смогут выйти на Россию и победить, как в 2016 году.

— Победоносная стратегия есть?

Это секрет, но я расскажу. Четыре из пяти наших команд работали непосредственно с предприятиями и их технологическими линиями. Это производство краски, микроконтроллеров, печатной продукции и т.д. Дети моделировали реальный технологический процесс, а инженеры работали в жюри. Результат очевиден. Инженеров, кстати, мы уже удивили. Один из учеников предложил автоматизировать процессы, которые пока не автоматизированы. На производстве идеей заинтересовались.

А вообще, самая большая задача — вернуть детей в образовательное русло после громкой победы, просто чтобы двигаться дальше. Пока в Белгороде создан один центр молодежного инновационного творчества «Метамарфозис» с шикарной ресурсной базой. Они на площадке «Технолога» (БГТУ им. Шухова) находятся, помогли нам реализовать проект одного из моих воспитанников, напечатали новые детали «Лего», которых еще не придумали инженеры компании. Здорово! 7500 деталей, а мальчишка придумал еще три. Страшно вспомнить, сколько они подбирали режимы печати, скорости охлаждения и т. д. Ребенок это придумал, родители помогли отрисовать. Он эту технологию подал в рамках программы «Я — исследователь» и стал лауреатом национального конкурса. Выиграл школу, выиграл город. Кстати. «Я — исследователь» чуть ли не единственная программа поддержки проектного и исследовательского мышления, которая реализуется в общей школе.

Ну как нам обогнать 239-й физико-математический президентский лицей Санкт-Петербурга, в нем 500 лицеистов занимаются робототехникой. Это одна из ведущих площадок у нас в стране. Создатель системы — наш методист. У него 20 программ общей продолжительностью в 41 год. Это центр одаренных детей. Там жесточайший отбор. На всемирной Олимпиаде по робототехнике в Дохе (Катар) сборная России взяла пять наград, три награды «ушли» в этот лицей. Есть к чему стремиться. Вот когда мы в Белгородской области сможем набрать 500 лучших из 5000 очень продвинутых, тогда можно будет погордиться, но недолго… Питер ведь тоже на месте стоять не будет…

— И какова программа-максимум?

22 районных технопарка и 50 роботошкол в Белгородской области на ближайшие три года. Речь о детях. Мы дадим профессию. Настоящую, необходимую в ближайшем будущем. Наш выпускник будет знать, как определить проблему, как провести экспертизу. Он сможет придумать необходимую деталь, откалибровать станок и создать необходимое. Ребенок, который это сделает, опередит многих и никогда не останется без работы.

Мы ведь даже толком не представляем, какого уровня инновации появятся в будущем. И если наши дети станут не потребителями, а создателями — наша старость тоже будет достойной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2016

Заголовок в газете: Олег Грязнов: «Я готов быть тараном, чтобы решить проблему»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру