Все начинается здесь
Каждый член жюри и почетный гость, приезжая на поляну, попадает под обаяние курской поэтессы Люси Мусатовой. Она со смехом показывает свой бейджик: «Вот я уже и художественный руководитель». Ее знают все. Поэтому и решать приходится все: от заселения до графика выступлений. Официальное название домиков на поляне — «База отдыха РГСУ», вот Люся, как преподаватель вуза, и решает оргвопросы, параллельно приветствуя подъезжающих бардов и тут же составляя для офицера МЧС список проживающих. География обширная: Воронеж, Липецк, Брянск, Тамбов — это поблизости. Но прибыли гости и из дальних регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Краснодарского края, Нового Уренгоя и т.д. Какие-то немедленные задачи получает «комендантский взвод» студентов университета, а у столовой своя задача — накормить гостей. Общая доброжелательность ауры фестиваля ощущается во всем — от улыбок до гитарных переборов, которые уже звучат с разных сторон.
Лучшее средство от одиночества,
Весь этот мир поселить в себе
Так считает гость фестиваля из Твери Татьяна Винокурова. И честно признается, что это стихи не ее, а тверского поэта Василия Росенкова, но именно они как раз и отражают ее творчество. Потому что своими песнями «нужно делать и мир, и других людей лучше». В позапрошлом году она впервые приехала на «Соловьиную трель» и … даже не стала лауреатом.
— А как-то так получилось, что я приехала как почетный гость, и фестиваль в части конкурса прошел мимо меня. Потому что я сразу взяла и села в мастерскую. И начала учить других, как петь.
— Получилось?
— Кажется, да. Но трудно пока сказать.
Кстати, Татьяна — не только лауреат различных фестивалей по всей стране, но и лауреат двух Президентских премий по поддержке талантливой молодежи. Ее песни производят фурор. Эту смесь поэзии, мелодии и изумительного голоса, можно, конечно, назвать бард-роком, но лучше услышать. И понять, что такого исполнителя в бардовской песне, кажется, не было очень давно: настолько ее песни оказываются неожиданными, но душевно близкими. И как-то не верится, что эта хрупкая девушка — юрист по образованию. Впрочем, «Соловьиная трель» любит подбрасывать сюрпризы. Скажем, приехала как-то на фестиваль из Харькова Юля Сабаранская. Сегодня на сцене она представляет город Курск. Так бывает, встретила человека по сердцу, вышла замуж, сейчас подала заявление на вид на жительство в России…
Добро пожаловать в ЛНР
«Соловьиная трель» — территория доброты, любви и согласия. Но барды племя кочевое. Для них нет границ, в том числе и государственных. Особенно если там живут друзья. Гость фестиваля из Липецка Татьяна Скворцова как-то съездила в Луганск с концертами. И теперь когда в узком кругу рассказывает об этой поездке, то голос дрожит от воспоминаний.
— У меня в Луганске очень много друзей. Я их заявляю в афишах на наш фестиваль, но они не едут. По разным причинам. Как-то по скайпу сказала: «Наверное, я к вам скорее приеду, чем вы ко мне». Думала, соберем «квартирничек», все свои… А они говорят: «А для народа не хочешь попеть?» И сделали зал. Небольшой, человек на 60, без официоза, в Доме творческой интеллигенции. На границе миграционку украинскую не заполняли. Ополченцы симпатичные спрашивают: «А вы с какой целью?» Мы: «На концерт». Улыбаются: «Вэлком, типа. Добро пожаловать! Мы рады». Город произвел тяжелое впечатление. У них последний новый микрорайон был построен лет 30-40 назад. Я думала, что это последствия обстрелов, но такое состояние домов было еще до войны. Хотя украинская армия била не по окраинам, весь город накрывало. Человек ремонт только в доме сделал. Крыши нет, а в рамах все стекла целы. Я с неразорвавшимся снарядом от «Точки — У» сфотографировалась. Если бы разорвалось — квартала бы не было.
Вот еще одно неписанное фестивальное правило: каждый может высказать свое мнение. И обязательно будет услышан. «Соловьиная трель» объединяет людей.
Круг замкнулся?
Бард из Харькова Владимир Васильев на «Соловьиную трель» приезжал раз пятнадцать. В этом году он удостоен благодарности от главы города Курска Ольги Германовой, которую ему вручили на сцене «за вклад в развитие авторской песни, многолетнее творчество, широкую пропаганду русской поэзии».Сегодня он уже в четвертый раз возглавил жюри фестиваля. Хотя отношения между нашими странами сейчас далеко не те, чем несколько лет назад.
— Придраться, конечно, можно к чему угодно, — считает бард, — но фестиваль не носит политической окраски, поэтому я не думаю, что мне грозят какие-то санкции. Хотя я не загадываю никогда. А если говорить о фестивале, то это здорово, что отшелушилась тусовка, и остались люди, которым это действительно нужно.
По мнению мэтра, авторская песня — жанр синтетический, особенно в музыкальном плане. Но основа — все-таки стихи.
— Года два назад в Москве был семинар, куда приезжали барды, в том числе и из Украины. Это было еще до всех этих событий, и вопрос стоял так: «Бардовская песня: вчера, сегодня, завтра».
Мне трудно ответить, я не любитель загадывать, но я думаю, этот жанр будет существовать. Дело в том, что, скажем, в Москве очень много «квартирников» проводится. Собираются человек 20-30 и поют. Бардовская песня вышла из кухни, может, она опять туда и уйдет, и все по новому кругу…
Как сделать всех счастливыми?
Один из организаторов «Соловьиной трели» курский бард Александр Шестериков говорит, что в этом году рекламы фестивалю практически не было. Конечно, и из-за этого уменьшилось количество обитателей урочища Рахоль. Но большого огорчения он от этого не испытывает.
— Думаю, сегодня не надо говорить про фестиваль. Авторская песня отражает состояние народа. Вот в каком состоянии сегодня народ и его духовность находится, в таком и авторская песня. То количество людей, которые сочиняли, пели, не изменилось, а их немного. А зрители? Это от их духовности зависит. Фестиваль видел разные времена. На юбилейном 10-м фестивале было 20 тысяч, в прошлом году тысяч пять, сейчас на поляне тысячи две, но люди подъезжают. Ну и нормально. Здесь те, кому это нужно, важно. Что такое авторская песня? Это душевный разговор в первую очередь, а не крики какие-то политические. Для нас главное любовь и дружба. Как говорил один из мэтров Сергей Каплан: «Я ничего не познал в этой жизни, кроме любви». Главное, что фестиваль организован. Люди, которые отдают себя его проведению, работают. Я вот сейчас смотрю, концерт идет. Люди на поляну подтягиваются. А вот когда в 12 ночи мы закончим здесь официальную часть, то переместимся на малую сцену «Под парашютом», где все еще ближе, интимней и добрее. Я думаю, все продолжается и все в кайф. Лично для меня, по крайней мере. Вот если в нашей стране каждый будет нести добро и любовь — у нас все будет в порядке.
Что дальше? Дальше – юбилей!
Малая сцена «Под парашютом» — это неожиданная, но удачная находка организаторов. То самое место, где любой желающий может взять гитару и выступить перед публикой. Не важно, кто он: мэтр, отягощенный лауреатскими званиями, или никому не известный исполнитель. Здесь дается тот самый шанс впервые выступить перед публикой, сделать первый робкий шаг к зрителю. Тут не будут ставить оценки, это не конкурсная программа. Да и доброжелательная атмосфера играет свою роль. Такая вот фестивальная демократия. Через год «Соловьиная трель» отметит 30-летний юбилей.
— От людей мы не уйдем, — говорит Сергей Локтионов, один из «отцов-основателей» «Соловьиной трели». — Даже если убрать столбы, сцену, отключить электричество, все равно в первые выходные июня люди будут приезжать сюда, разбивать палатки и петь песни. Наша миссия выполнена — по большому счету, традиционность устоялась. И хочешь не хочешь, юбилейный фестиваль поднимает пласт всех годов, прожитых с советского периода по настоящий момент. И все, что тут было хорошего, оно вспоминается во внутреннем коде человека. Юбилейный фестиваль конечно соберет людей. И мы должны, прежде всего, оставить стержневую, песенную основу. Чтобы эта семейность, тихая, которая есть сейчас, сохранилась и в будущем году. Мы приложим все усилия.