Юбилей Орла встретят с полузакрытыми глазами

Какой будущее ждет орловскую набережную

Более 400 торговцев Центрального рынка города Орла получили от городской власти уведомления, что они будут лишены своих рабочих мест. Для семей предпринимателей — горе, а вот многие горожане восприняли новость с радостью: наконец-то уберут страшные полиэтиленовые палатки с правого берега Оки, портящие весь вид набережной с Красного моста! Однако радость оказалась преждевременной. Одно сплошное недовольство. Об этом в материале «МК Черноземье».

Какой будущее ждет орловскую набережную
А корабль плывет... В мечтах

Кто есть кто

Как выяснилось, все началось с жалобы, которая оказалась весьма кстати. 24 декабря 2015 года она поступила в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области. Главный вопрос — а законно ли выделение земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020306:2 ОПО «Союз Орловщины» по договору аренды? Нет, это не тот участок, на котором стоят безобразные палатки, которые вызывают раздражение горожан уже много лет. А тот, на котором возведена пристройка к зданию центрального рынка, в народе называемая Хромой лошадью — по имени сгоревшей кафешки в Перми, где погибли полторы сотни человек из-за того, что там не были предусмотрены запасные выходы. К слову сказать, вопросы по поводу безопасности нахождения там людей ставились перед надзорными органами неоднократно и с самого начала, но… И вот теперь — вовсе беда для тех, кто там торгует. С 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Временные — типа орловской «Хромой лошади», запрещены. То есть даже если бы там все было идеально — торговать нельзя. К тому же «выяснилось» то, что было известно и при выделении земли, но другой властью: временные торговые павильоны расположены в границах красных линий ул. Левый берег реки Оки и препятствуют использованию земель общего пользования неограниченным кругом лиц. А по Генплану здесь должна проходить дорога, ранее здесь имевшаяся. Ее-то ООО «Союз Орловщины», которому был выделен участок, перегородил палатками.

Вывод: сносить и разбегаться. И хотя, по информации городской власти, на территории города Орла в торговых комплексах (центрах) имеется 993 свободных торговых места площадью от 3 до 15 кв. м и более 10 тыс. кв. м торговой площади, не разделенной на торговые места (павильоны), бежать некуда. Место месту рознь. Понимая это, торговцы на другом участке, на берегу реки, в тех самых позорных полиэтиленовых палатках, готовы потесниться. Конечно, если у тебя было три-пять мест, то теперь рассчитывать придется только на одно. Но это лучше, чем любой из свободных участков, которые предлагает город.

Почему палатки предпочли «паруснику»?

Базарное дело

Как известно, земля, на которой стоят палатки образца начала 90-х, — не в аренде, а в частной собственности у племянника экс-губернатора Егора Строева. Как ее выделяли-продавали — вопрос интересный, и его не раз поднимали местные СМИ, но суды признали: все законно. Нравится это кому-то или нет.

Согласно Генплану Орла здесь тоже должна быть автомобильная дорога. Но сегодня эта часть набережной превращена, с точки зрения автомобилиста, в тупик. Саму набережную облагородили плиткой, и теперь это исключительно пешеходная зона, так что приехать по генплановской дороге, если ее придется строить, можно разве что к ресторану «Славутич» — и то не ко входу. А назад ехать, так разве что взлетать: арка под мостом не рассчитана на две полосы. Ресторан — организация, конечно, для определенной категории людей важная, но не настолько, чтобы вбухивать в этот проезд бюджетные миллионы.

Есть и другая сторона проблемы. Торговцы, как это не покажется кому-то удивительным, тоже любят свой город. Узнав, что часть набережной, на которой они торгуют, не вошла в план обустройства в рамках подготовки к 450-летию Орла, они решили сами себя «облагородить». И еще в 2012(!) году обратились по этому поводу к тогдашнему главе города Михаилу Берникову: «…Наша организация (ООО «Управляющая компания «Центральный рынок» — ред.) хочет внести свой вклад в благоустройство территорий города к 450-летию Орла. В связи с этим просим вас разрешить реконструкцию территории сезонной ярмарки по адресу… Предполагается замена торговых палаток, озеленение территории, создание зоны отдыха». Письмо подписали более 60 человек.

Надо сказать, что власть предпринимателей услышала. Уже тогда в горадминистрации задумались: а нужна ли здесь автодорога, которая ведет в никуда? Опять же: чтобы ее построить, землю надо не просто забрать, как это сделают сейчас с участком под «Хромой лошадью». Тут земля — в частной собственности, а не в аренде. Значит, придется выкупать. По закону — не только землю, но и бизнес, который здесь ведется, а это — несколько десятков миллионов. Есть они у города? Нет. Будут ли? Сомнительно. А главное — имеется масса других проблем, требующих вложений бюджетных средств, которых всегда — дефицит. И стали сторонниками здравого смысла. В августе 2012 года Михаил Берников, тогдашний глава города, подписал постановление о внесении изменений в документацию по планировке территории, а спустя три месяца вышло второе постановление, разрешающее ООО «разработку проекта внесения изменений в Генплан городского округа «Город Орел»» и обязывающее управление архитектуры и градостроительства «подготовить техзадание на разработку проекта». То есть приняли решение, что правильнее иметь синицу в руках, чем журавля в небе.

Предприниматели власти поверили и отправились в одно из лучших орловских проектных учреждений — ОАО «Орелоблкоммунпроект», к Владимиру Наумову. Тот все сделал. В четырех томах, которые обошлись торговому люду почти в два миллиона рублей. Осталось провести публичные слушания — и страшные палатки исчезли бы с набережной как сон. Но власть тянула. Хотя на бумаге — поддерживала. Вот мэр Орла Сергей Ступин 28 октября 2013 года пишет: «…считаем необходимым отметить крайне важное градостроительное значение данной территории — как въезда в исторический центр города». Но вот беда — «данные вопросы не входят в компетенцию горсовета».

Сменилась власть. Город Орел возглавил Андрей Усиков, мэром стал Василий Новиков. И вот уже к новому мэру летит обращение: «подготовлен проект реконструкции, который выполнен по испанскому проекту и позволит облагородить территорию, создать комфортные условия как для предпринимателей, так и для покупателей, приведет к улучшению внешнего вида территории, что необходимо сделать, в связи с празднованием 450-летия города Орла».

Предприниматели рассказывают, что, увидев проект, главные городские мужи ахнули. Еще бы: вместо обшарпанного полиэтилена на выбитом асфальте — парусник почти в парковой зоне! Красиво, уютно, проект согласован абсолютно со всеми службами — водоканалом, тепловиками, МЧС и даже с ГИБДД, более того, — тепловики разработали проект, как можно закрыть трубу, пролегающую вдоль набережной и портящую весь вид, и при этом все — не за бюджетные деньги. Поддержим, — сказали, но! По прошествии времени полномочия что строить в Орле, а чего не строить перешли к области, так что обращайтесь, граждане, туда.

Набережную отремонтировали. Но краше от этого она не стала

Порвали парус…

Граждане обратились. И получили от начальника управления градостроительства и архитектуры Орловской области Юрия Кириенкова ответ: «проектные предложения рассмотрены на заседании градостроительного совета в 2013 году, и в назначении публичных слушаний было отказано. В плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания города Орла предусмотрено обустройство набережных реки Оки, которое осуществляется… Кроме того, согласно транспортной схеме Генерального плана… в границах рассматриваемой территории размещается автомобильная дорога». В общем, сами дураки.

И ведь не придерешься, формально все так — разве что «забыл» чиновник о рекомендации управления архитектуры и градостроительства горадминистрации все-таки провести публичные слушания. А неформально — сплошное убожество к 450-летию. Причем такое, которое не спрячешь ни от горожан, ни от гостей — именно этот кусок набережной открывается взору всех, кто проезжает по Красному мосту. Увы, ее обустройство в этом месте, которое уже произведено, почти отличается от прежнего вида — г-ну Кириенкову проехаться бы, что ль, по городу. Или хотя бы взглянуть на эти фото. И на центральное, которое с парусами. Красиво могло быть, не правда ли? К слову, так спасаются от ветров в Испании — натягивают паруса на набережных. Орловские торговцы хотели спасти этот уголок от наследия 90-х. Не получилось. Но, может, областные архитекторы еще одумаются? К решению проблемы подключился и Общественный совет города Орла, поддержавший местных инвесторов. До юбилея осталось всего два месяца…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2016

Заголовок в газете: Паруса мечты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру