Ежегодно приезжают харьковчане. Для реконструкторов в Шебекино госграница условна. У них свои правила. Они стараются воспроизвести не только воинские доспехи и оружие, но и действительно посмотреть на мир с точки зрения предков. Примеряя на себя, в том числе, и бытовые условия средневековья. Если хотите, то это тоже уход от нашей действительности.
Для себя, для истории, а потом для туристов
«МК Черноземье» взяло на себя смелость стать информационным спонсором фестиваля не просто так. Нам действительно интересно, почему люди за свой счет, едут за тридевять земель в Белгородскую область. Едут орловцы, брянчане, ребята из Боброва — есть такой городок в Воронежской области, ельчане из Липецкого региона, железногорцы из Курской области, туляки, ростовчане… Извините, если кого не упомянули. Не со зла.
— Наше мероприятие «Белый город» не центральное, — рассказывает Роман Белоусов, руководитель белгородского клуба «Дружина», — в этом году по версии Российского военно-исторического общества стали лучшими в номинации фестивалей «Средневековье России». Есть грант, который достаточно сложно получить, но это не главное. Мы пытаемся воссоздать культуру славян второй половины двенадцатого — первой половины четырнадцатого века. Само место несет свою ауру. Тут была граница с Диким полем. Скифы, сарматы, аланы — Хазарский каганат, печенеги… Потом Черниговское княжество расширялось, курский князь тут, в Шебекино, построил город, который нигде не значился, а в начале XIII века городище разрушили. Кто? Не знаю. Все валят на монголов. Сожгли до пепелища и в 60-х годах прошлого века его раскопали.
Проблема таких фестивалей одна. Финансирование
В 70-х годах прошлого века в СССР с аншлагом гастролировало «Польское ревю». На стадионах стреляли из пищалей, рыцари сходились в поединках, советским зрителям устраивали рыцарские турниры. Трибуны рыдали от восторга. Такое шоу можно сделать и сегодня. Есть и кавалерийские полки МО РФ, где лошади не боятся стрельбы, железа, но это тоже деньги.
Спонсоры есть. Например, ребята из белгородской типографии «Константа». Но в основном фестиваль — это детище энтузиастов. Они и считают, что в этом есть своя изюминка.
Здравствуйте гости
Постоянные гости фестиваля… Нет. Не так. Скорее визитная карточка фестиваля фолк-группа Spiritual-Seasons. В репертуаре музыкантов исландский и скандинавский фольклор. География репертуара постоянно расширяется, и в нем появились композиции многих европейских уголков — Франции, Германии, Финляндии, Скандинавии, Бретани, Оверни. Родом музыканты с Украины из Харькова. И охлаждение в межгосударственных отношениях между нашими странами на них не отражается. Их всегда ждут на белгородской земле. А поспорить о политике на фестивале можно, но в контексте межгосударственных отношений века двенадцатого или тринадцатого.
В День туриста, посетители платят символические 50 рублей за вход, чтобы увидеть, как средневековые воины бьются на мечах. Это не более, чем простая попытка отбить то, что вложено в благоустройство Заячьего луга, и конечно же сделать доступной отечественную историю. Все остальное за свои и для себя. Это главное. Здесь собираются единомышленники. Как сказал один из участников: «Там я надеваю костюм и приходится соответствовать тем правилам, которые приняты, а тут я живу эпохой, где гниль в человеке видна сразу».
Некоторым это не нравится. Кто и зачем с завидной периодичностью сжигал городище — не известно. Ребята говорят: «Лучше бы украли. Частокол ставили из лиственницы XIX века. Полыхала так, будто татары пожгли. Видно было, что бензин влили». Теперь «город» разборный. Что касается хулиганов, тот тут их нет. Залетные не бывают. Каково столкнуться на кулаках с парнишкой, вроде бы и хлипкого вида, который легко управляется с мечом весом полтора-два килограмма? Желающих нет. А вот в турнирах все по-настоящему. Разве что мечи тупые. Но каждый из «попаданцев» знает, что здесь во главе угла стоит мастерство. Не важно, владение ли это копьем, или узор на рушнике. Конкурсы костюмов, доспехов, турниры лучников, тематические лекции по военной истории, обучение танцам — это то самое для чего проводится «Белый город». И здесь есть на что посмотреть. Вот и едут в Шебекино люди. Будем надеяться, за памятью предков.