Увидеть рыцарей можно на Белгородчине

Прошел очередной фестиваль исторической реконструкции "Белый город"

В один­над­ца­тый раз на За­ячь­ем лу­гу в го­ро­де Ше­бе­ки­но про­шел фе­с­ти­валь во­ен­но-ис­то­ри­че­с­кой ре­кон­струк­ции «Бе­лый го­род 2016». Гео­гра­фи­че­с­кий аре­ал уча­ст­ни­ков об­ши­рен. Ес­ли по­смо­т­реть на кар­ту Древ­ней Ру­си, то се­год­ня на бел­го­род­чи­ну едут клу­бы ис­то­ри­че­с­кой ре­кон­струк­ции имен­но из тех мест, ко­то­рые мож­но на­звать цен­т­ром со­вре­мен­ной Рос­сии.

Прошел очередной фестиваль исторической реконструкции "Белый город"
Фото: Александр Чемодуров

Еже­год­но при­ез­жа­ют харь­ков­ча­не. Для ре­кон­струк­то­ров в Ше­бе­ки­но гос­гра­ни­ца ус­лов­на. У них свои пра­ви­ла. Они ста­ра­ют­ся вос­про­из­ве­с­ти не толь­ко во­ин­ские до­спе­хи и ору­жие, но и дей­стви­тель­но по­смо­т­реть на мир с точ­ки зре­ния пред­ков. При­ме­ряя на се­бя, в том чис­ле, и бы­то­вые ус­ло­вия сред­не­ве­ко­вья. Ес­ли хо­ти­те, то это тоже уход от на­шей дей­стви­тель­но­с­ти.

Для се­бя, для ис­то­рии, а по­том для ту­ри­с­тов

«МК Чер­но­зе­мье» взя­ло на се­бя сме­лость стать ин­фор­ма­ци­он­ным спон­со­ром фе­с­ти­ва­ля не про­сто так. Нам дей­стви­тель­но ин­те­рес­но, по­че­му лю­ди за свой счет, едут за триде­вять зе­мель в Бел­го­род­скую об­ласть. Едут ор­лов­цы, брян­ча­не, ре­бя­та из Бо­б­ро­ва — есть та­кой го­ро­док в Во­ро­неж­ской об­ла­с­ти, ель­ча­не из Ли­пец­ко­го ре­ги­о­на, же­лез­но­гор­цы из Кур­ской об­ла­с­ти, ту­ля­ки, ро­с­тов­ча­не… Из­ви­ни­те, ес­ли ко­го не упо­мя­ну­ли. Не со зла.

Каждый костюм ручной работы
— На­ше ме­ро­при­ятие «Бе­лый го­род» не цен­т­раль­ное, — рас­ска­зы­ва­ет Ро­ман Бе­ло­усов, ру­ко­во­ди­тель бел­го­род­ско­го клу­ба «Дру­жи­на», — в этом го­ду по вер­сии Рос­сий­ско­го во­ен­но-ис­то­ри­че­с­ко­го об­ще­ства ста­ли луч­ши­ми в но­ми­на­ции фе­с­ти­ва­лей «Сред­не­ве­ко­вье Рос­сии». Есть грант, ко­то­рый до­ста­точ­но слож­но по­лу­чить, но это не глав­ное. Мы пы­та­ем­ся вос­со­здать куль­ту­ру сла­вян вто­рой по­ло­ви­ны две­над­ца­то­го — пер­вой по­ло­ви­ны че­тыр­над­ца­то­го ве­ка. Са­мо ме­с­то не­сет свою ау­ру. Тут бы­ла гра­ни­ца с Ди­ким по­лем. Ски­фы, сар­ма­ты, ала­ны — Ха­зар­ский ка­га­нат, пе­че­не­ги… По­том Чер­ни­гов­ское кня­же­с­т­во рас­ши­ря­лось, кур­ский князь тут, в Ше­бе­ки­но, по­стро­ил го­род, ко­то­рый ни­г­де не зна­чил­ся, а в на­ча­ле XIII ве­ка го­ро­ди­ще раз­ру­ши­ли. Кто? Не знаю. Все ва­лят на мон­го­лов. Со­жгли до пе­пе­ли­ща и в 60-х го­дах про­шло­го ве­ка его рас­ко­па­ли.

Проб­ле­ма та­ких фе­с­ти­ва­лей од­на. Фи­нан­си­ро­ва­ние

Свидание в средние века
В 70-х го­дах про­шло­го ве­ка в СССР с ан­шла­гом га­с­т­ро­ли­ро­ва­ло «Поль­ское ре­вю». На ста­ди­о­нах стре­ля­ли из пи­ща­лей, ры­ца­ри схо­ди­лись в по­един­ках, со­вет­ским зри­те­лям ус­т­ра­и­ва­ли ры­цар­ские тур­ни­ры. Три­бу­ны ры­да­ли от во­с­тор­га. Та­кое шоу мож­но сде­лать и се­год­ня. Есть и ка­ва­ле­рий­ские пол­ки МО РФ, где ло­ша­ди не бо­ят­ся стрель­бы, же­ле­за, но это то­же день­ги.

Спон­со­ры есть. На­при­мер, ре­бя­та из бел­го­род­ской ти­по­г­ра­фии «Кон­стан­та». Но в ос­нов­ном фе­с­ти­валь — это де­ти­ще эн­ту­зи­а­с­тов. Они и счи­та­ют, что в этом есть своя из­юмин­ка.

Здрав­ствуй­те го­с­ти

Ирландские саги звучат на белгородчине. группа Spiritual Seasons
По­сто­ян­ные го­с­ти фе­с­ти­ва­ля… Нет. Не так. Ско­рее ви­зит­ная кар­точ­ка фе­с­ти­ва­ля фолк-груп­па Spiritual-Seasons. В ре­пер­ту­а­ре му­зы­кан­тов ис­ланд­ский и скан­ди­нав­ский фоль­к­лор. Гео­гра­фия ре­пер­ту­а­ра по­сто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся, и в нем по­яви­лись ком­по­зи­ции мно­гих ев­ро­пей­ских угол­ков — Фран­ции, Гер­ма­нии, Фин­лян­дии, Скан­ди­на­вии, Бре­та­ни, Овер­ни. Ро­дом му­зы­кан­ты с Ук­ра­и­ны из Харь­ко­ва. И ох­лаж­де­ние в меж­го­су­дар­ствен­ных от­но­ше­ни­ях меж­ду на­ши­ми стра­на­ми на них не от­ра­жа­ет­ся. Их все­г­да ждут на бел­го­род­ской зем­ле. А по­спо­рить о по­ли­ти­ке на фе­с­ти­ва­ле мож­но, но в кон­тек­с­те меж­го­су­дар­ствен­ных от­но­ше­ний ве­ка две­над­ца­то­го или три­над­ца­то­го.

В День ту­ри­с­та, по­се­ти­те­ли пла­тят сим­во­ли­че­с­кие 50 руб­лей за вход, что­бы уви­деть, как сред­не­ве­ко­вые во­и­ны бьют­ся на ме­чах. Это не бо­лее, чем про­стая по­пыт­ка от­бить то, что вло­же­но в бла­го­ус­т­рой­ство За­ячь­е­го лу­га, и ко­неч­но же сде­лать до­ступ­ной от­ече­с­т­вен­ную ис­то­рию. Все ос­таль­ное за свои и для се­бя. Это глав­ное. Здесь со­би­ра­ют­ся еди­но­мыш­лен­ни­ки. Как ска­зал один из уча­ст­ни­ков: «Там я наде­ваю ко­с­тюм и при­хо­дит­ся со­от­вет­ство­вать тем пра­ви­лам, ко­то­рые при­ня­ты, а тут я жи­ву эпо­хой, где гниль в че­ло­ве­ке вид­на сра­зу».

Нереально вкусно
Не­ко­то­рым это не нра­вит­ся. Кто и за­чем с за­вид­ной пе­ри­одич­но­с­тью сжи­гал го­ро­ди­ще — не из­ве­ст­но. Ре­бя­та го­во­рят: «Луч­ше бы ук­ра­ли. Ча­с­то­кол ста­ви­ли из ли­с­т­вен­ни­цы XIX ве­ка. По­лы­ха­ла так, буд­то та­та­ры по­жгли. Вид­но бы­ло, что бен­зин вли­ли». Те­перь «го­род» раз­бор­ный. Что ка­са­ет­ся ху­ли­га­нов, тот тут их нет. За­лет­ные не бы­ва­ют. Ка­ко­во столк­нуть­ся на ку­ла­ках с пар­ниш­кой, вро­де бы и хлип­ко­го ви­да, ко­то­рый лег­ко уп­рав­ля­ет­ся с ме­чом ве­сом пол­то­ра-два ки­ло­грам­ма? Же­ла­ю­щих нет. А вот в тур­ни­рах все по-на­сто­я­ще­му. Раз­ве что ме­чи ту­пые. Но каж­дый из «по­па­дан­цев» зна­ет, что здесь во гла­ве уг­ла сто­ит ма­с­тер­ство. Не важ­но, вла­де­ние ли это ко­пь­ем, или узор на руш­ни­ке. Кон­кур­сы ко­с­тю­мов, до­спе­хов, тур­ни­ры луч­ни­ков, те­ма­ти­че­с­кие лек­ции по во­ен­ной ис­то­рии, обу­че­ние тан­цам — это то са­мое для че­го про­во­дит­ся «Бе­лый го­род». И здесь есть на что по­смо­т­реть. Вот и едут в Ше­бе­ки­но лю­ди. Бу­дем на­де­ять­ся, за па­мя­тью пред­ков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2016

Заголовок в газете: Русские «попаданцы»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру