Почему в жизни Курска нет места именитому художнику?

Малевич по-прежнему остается "без прописки"

История, вызвавшая в прошлом году громкий резонанс, в 2016 году забылась, как страшный сон: «квартал Малевича» в Курске окрестили «черным», а заброшенный дом на улице Почтовой до сих пор приводит в ужас местных жителей. Строение № 17 десятки лет находится в запустении, его фасад рушится на глазах, а стены гниют. Дальше разговоров о его судьбе дело не заходит.

Малевич по-прежнему остается "без прописки"
Сегодня дом № 17 рушится окончательно... (фото автора)

В своих воспоминаниях основоположник супрематизма Казимир Малевич писал, что годы, прожитые в Курске, определили его творческую судьбу: «Город в будущей моей биографии займет большое место», — считал художник и нисколько не приуменьшил действительность.

Для Казимира Малевича Курск стал городом, где он впервые предпринял попытки заняться живописью; городом, где обвенчался с любимой девушкой и с которой создал семью. Здесь он почти ежедневно писал свои ранние работы (вдохновляясь Шишкиным и Репиным, — курские пейзажи) и мечтал получить художественное образование.

«Отцу было не особенно приятно мое тяготение к искусству. Он знал, что существуют художники, пишущие картины, но никогда на эту тему не разговаривал. Он все же имел тенденцию, чтобы я шел по такой же линии, как и он. Отец говорил мне, что жизнь художников плоха и большая часть их сидит в тюрьмах, чего он и не хотел для своего сына».Только позже он докажет отцу верность своего выбора.

До «Черного квадрата» (1915 г.) Казимир Малевич шел долгой, но курской тропой. К своей постоянной работе чертежником в техническом отделе управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги юноша не питал никакого интереса, в отличие от главной страсти — живописи, которой он посвящал максимум своего свободного времени: в городе Казимир организует Товарищество художников и впервые устраивает выставку своих работ. Так продолжалось до 1904 года, а после Малевич собирает вещи, оставляет семью и уезжает в Москву.

Спустя годы приобретенная мировая известность заставляет художника забыть о курских улицах, а в городе от него остаются лишь дома, где он когда-то подолгу снимал жилье.

За десять лет семья Малевичей сменила несколько адресов, от улицы Москалевской (ныне Почтовая) до улицы Даньшинской (ныне Овечкина). Полутораэтажный дом из красного кирпича на Почтовой, 17, стал последним из ныне сохранившихся.

Город занял большое место в биографии Казимира Малевича. Но велико ли место известного авангардиста в настоящем города Курска — вопрос. В 2016 году строение XIX века, известное курянам как «Дом Малевича», является бесхозным, находится в полуразрушенном состоянии, завалено мусором и требует срочной консервации.

О планах и обещаниях

Впервые 17-й дом на Почтовой был объявлен местом жительства Малевича краеведом Юрием Бугровым, который в начале 1990-х годов изучал местное товарищество художников начала XX века. Основанием послужил найденный им документ об аренде жилья (заявление потомственной дворянки Анны Лукиничны Клейн по квартирному налогу), из которого следовало, что по ул. Почтовой во 2-й квартире ее дома № 17 проживал дворянин Казимир Северинович Малевич.На основе внешней схожести и документально подтвержденных данных сложилось устойчивое представление о «Доме Малевича», и верность этой версии не вызывала сомнений более 20 лет. За это время постройка на ул. Почтовой стала единственной в городе, где в свое время квартировал художник. Остальные попали под снос.

В 2011 году курский галерист Олег Радин в компании друзей решил отметить столетие приезда в Курск Казимира Малевича. Активисты в рамках перфоманса сделали на доме №17 памятную табличку со следующим текстом: «Здесь в начале XX века жил художник Казимир Малевич. Когда-нибудь на этом здании будет установлен памятный знак».

16 февраля 2011 года в Комитет по культуре Курской области поступило обращение от главы администрации г. Курска Николая Овчарова с просьбой согласовать перевод «Дома Малевича» в состав нежилого фонда для последующего размещения в нем офисного помещения. Это решение должно было поспособствовать сохранению памятника архитектуры и его восстановлению.

Ту самую табличку Радин снова представит публике в 2013 году на новой экспозиции в галерее «АЯ»: музей «Казимир Малевич в Курске» — уникальные фотографии с курской выставки работ художника во 2-й Женской Гимназии. В будущем музей планировалось открыть в доме, где проживал мастер. Не удалось.

Историческую постройку «увековечили» горами мусора и «покалеченным» фасадом. Состояние дома № 17 ни в 2011 году, ни в 2013-м, ни спустя пять лет никак не указывает на то, что он является «охраняемым культурным объектом».

О вопросах и ответах

Широкий резонанс эта история получила в 2015 году, когда 10 марта неизвестные начали разбирать кровлю многострадального дома. Информация о случившемся сразу же вышла за пределы региона. Тут же начались сборы подписей и активные обращения к курским властям:

«Мы призываем администрации города и области принять окончательное решение о сохранении фрагмента живой исторической застройки по улице Почтовой — своеобразного “квартала Малевича”. Мы призываем к сохранению и консервации дома № 17, а в перспективе — к созданию заповедного исторического квартала в этой зоне».

Как только петиция по «Дому Малевича» набирает более 30 тысяч подписей, в мэрии Курска решают собрать общественность и провести заседание. На нем краеведы ставят в истории окончательную точку: «Художник снимал жилье в доме потомственной дворянки Анны Клейн, которая, согласно архивным документам, проживала в доме № 13, а не в доме № 17». Было решено, что полуразрушенное здание на ул. Почтовой не имеет прямого отношения к художнику, но, несмотря на это, представляет важную для города архитектурную ценность.

30 марта 2015 года распоряжением курского губернатора бывший «Дом Малевича» был признан «объектом культурного наследия регионального значения» и обозначен в реестре как памятник архитектуры «Дом А.Ф. Безходарного».

Сегодня дом № 17 рушится окончательно, а сильно перестроенное здание дома № 13, где уже много лет располагается отделение ЕРКЦ — никаких напоминаний о художнике не несет. Планы активистов на «центр Малевича» постепенно потерпели крушение, и кажется, что музей художника в Курске так и останется в стенах «АЯ».

...а сильно перестроенное здание дома № 13, где уже много лет располагается отделение ЕРКЦ, никаких напоминаний о художнике не несет (фото автора)

О музейном статусе

Перед тем, как история затихла, администрация города пообещала найти инвестора, который мог бы взять дом под свою ответственность. Но пока желающих нет. Впрочем, как и денег в городском бюджете на восстановление здания.

«Я был в Делфте, замечательном городе под Гаагой, — проводит аналогии доктор филологических наук и курский перформер Александр Бубнов, — и увидел “центр Вермеера” (нидерландец Ян Вермеер — автор картины «Девушка с жемчужной сережкой» — родился в Делфте в 1632 году). Это единственное место в мире, где есть копии его работ отличного качества, своя библиотека, вся информация о нем — все сводится туда. Причем в городе нет ни одной его картины, даже дом художника давно снесли по незнанию, но нашлись люди, которым это стало интересно.

Что же они сделали? Максимально раскрутили идею: на каждом шагу, в каждом киоске продаются значки, сувенирная продукция с изображениями известной картины и разного рода на нее пародиями. И пускай это уже не девушка, а какой-то козел с сережкой — городу это приносит неплохую прибыль».

Центры Малевича есть в США, Канаде, Нидерландах, но нет в Курске, где художник жил почти десять лет. И возможно, его появление открыло бы городу широчайшие перспективы. Но для развития такого проекта в первую очередь необходимо вложение крупных финансовых инвестиций: восстановление дома, поиск и подготовка экспонатов, сбор документов, и, в конце концов, банальная оплата труда — на все нужны средства. А где их найти? Свободныйучасток земли в центре города — лакомый кусок для строителей платных стоянок, офисных зданий и элитного жилья. И более чем понятно, что в этом перечне нет места искусству, культуре и истории.

В прошлом году позицию многих курян емко высказала глава города Курска Ольга Германова: «Возмущаться, подписи собирать — это не тяжело. Тяжелого труда это не составляет. Гораздо сложнее и средства изыскать, и оказать какую-то действенную помощь по сохранению этих памятников». И противопоставить здесь, оказывается, нечего.

Когда заинтересованные активно выступали против сноса здания, другие кидали в разбитые окна мусорные мешки в надежде на новый паркинг. Пока одни будут сравнивать современную курскую архитектуру со сплошной провинциальной безвкусицей, другие будут называть «сараями» объекты культурного наследия. Наравне с единомышленниками всегда найдутся противники, которые подобную идею не поддержат. И, к сожалению, в этой истории вторых оказалось больше, чем первых.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2016

Заголовок в газете: Мой адрес — не дом и не улица

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру