Три принципа коммунальных технологий нового формата

Крымчане перенимают орловский опыт

Около года назад Орел с официальным визитом посетили крымчане — депутаты, руководители коммунальных предприятий и райадминистраций. Интересовали их не литературные достоинства областного центра, а исключительно коммунальные. Да-да, Орел уже признан одним из ведущих в области инновационных технологий в сфере ЖКХ. А Крым нуждается в помощи по организации цивилизованного предоставления коммунальных услуг. Как развивается сотрудничество? Какие сложности приходится преодолевать? На эти и другие вопросы МК Черноземье ответил директор региональных проектов Первой городской управляющей компании Борис Кичкин.

Крымчане перенимают орловский опыт

Пилотный проект

— Какие последние новости с коммунального крымского фронта?

— Буквально на днях запущен «орловский» проект в Кировском районе (под Феодосией). Реализовывать его, правда, пока в усеченном виде, будет муниципальное предприятие «Чистота и порядок». Оно многофункциональное, обслуживает 67 многоквартирных домов.

— Подготовительная работа была сложной?

— Непростой, прямо скажу. Дело в том, что за 20 лет нахождения в составе Незалежной все те недостатки в сфере ЖКХ, которые имелись еще в годы советской власти, не только не уменьшились, а напротив, закостенели. Я бы даже сказал, забетонировались и воспринимались и коммунальщиками, и властью как абсолютная норма. Нам так многие и говорили: «У нас все хорошо». «Плохо» было одно: низкие тарифы. «Вот нам бы поднять плату на содержание домом до 18 рублей за квадратный метр — и не было б никаких проблем!», говорили нам. Для сравнения: у нас — 11 рублей. То есть принцип был еще советский: собственник, ты плати нам деньги, и побольше, а мы уж придумаем, как их потратить.

Визит в Орел крымской делегации
И тут мы познакомились с руководителем кировского МУП «Чистота и порядок», который в прошлом, как оказалось, был замминистра ЖКХ Республики Крым, и его абсолютно не устраивало то состояние дел, которое есть сегодня в сфере жилищно-коммунальных услуг. В общем, мы нашли друг друга, и результатом совместной деятельности стал вот этот пилотный проект.

— Что уже сделано?

— Мы разработали структуру, дали свою программу, провели обучение персонала, и сейчас идет тестовая обкатка.

Переформатировать сознание непросто

— То есть главное теперь — освоить новую технологию?

— Главное — переформатировать сознание. С «я знаю, как потратить ваши деньги» на «я обязан принять и выполнить все заявки жильцов в срок и качественно». Ну и, конечно, научиться планировать свою работу и сделать открытость — одним из главных принципов своей деятельности.

Визит в Орел крымской делегации
Но первое, что должен освоить любой новенький, который хочет реализовать достижения орловской системы, это научиться… разговаривать. Да-да. Каждому обратившемуся с заявкой жильцу многоквартирного дома в диспетчерской службе должны сказать «здравствуйте», спросить фамилию, имя, отчество (и записать!), сформулировать и записать заявку, а потом уже все остальное.

— Разве это все — проблема?

— Конечно, проблема, если более привычно, когда жильцы тянутся с каждой коммунальной неурядицей в ЖЭУ, а там слышат: «К тебе придет Петя и посмотрит, может быть, завтра». А такая привычка есть. И поскольку наши требования могут выглядеть излишними, кировчан решено обучить в Орле по принципу равный — равному. То есть одно дело, когда тебя учит какой-то приезжий в галстуке, и другое, когда ты слушаешь такого же, как и ты, диспетчера, мастера, слесаря.

Визит в Орел крымской делегации
— Ну как-то все выглядит не очень серьезно. Не от вежливости же зависит качество коммунальных услуг…

— Вежливость тут не при чем. Тут важны принципы, которые положены в основу нашей программы, которая называется «Комплексная система организации управления «ЖКХ-Регион». Они просты. Первое: ни одно обращение собственника жилья не должно быть не исполнено. Второе: услуга должна быть оказана в срок и качественно. Третье: по любым вопросам, которые возникают у собственника, должна предоставляться информация. И под эти принципы создана программа, в которой каждая квартира «привязана» к ее собственнику, фиксируются все просьбы (16 позиций), все выезды, ремонты, жалобы, время получения заявки и время исполнения, имя исполнителя, контроль со стороны мастера, качество работы и т.д. Все — для того, чтобы людям было комфортно жить в своем многоквартирном доме.

И платиновая статуэтка

— Это орловская разработка?

— В конечном итоге — да. Не случайно же в этом году мы стали лауреатами Всероссийской интернет-выставки для ЖКХ «Гарант качества», а среди саморегулируемых организаций наши программы отметили платиновой статуэткой — за лучшую инновационную разработку. К слову, один из руководителей, попав к нам в Центральную диспетчерскую, воскликнул: «Где я нахожусь? В Германии или в России?» Да, на сегодня мы лучшие. По одной причине: нам не писали программы под заказ, мы их выстрадали «с земли». И это изначально была жесткая позиция генерального директора Первой городской управляющей компании Александра Касьянова.

Диспетчеры ЖКХ-Центра
— Извините за вопрос, но… зачем вам Крым?

— Не только Крым. В настоящее время мы заканчиваем тестовые работы в Красноармейском районе Московской области и начинаем проект в Калуге — заинтересованность проявила компания «УК Стандарт», на следующей неделе встречаемся с главой города. И это только начало, я уверен.

Презентация ЖКХ-Регион
— Вы делаете это бесплатно?

— Пока — да. Но, как известно, нет ничего дороже информации. Полагаю, в недалеком будущем на этом можно будет и зарабатывать.

— Ну а что-то новое в Первой городской управляющей компании появилось?

— Да, закончена работа над новой программой по оптимизации в многоквартирных домах так называемых общедомовых нужд. Мне очень нравится. Надеюсь, ее внедрение позволит нам вернуть спокойствие наших собственников и превратить ОДН из разряда несправедливых и необоснованных в разряд разумных.

— Успехов вам!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2016

Заголовок в газете: Три принципа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру