Когда курянам назовут имена «грязных» мусорщиков?

Делом об опасных медотходах, сгружаемых в открытом поле, озаботились региональные власти и... народ

Реакция на вторую публикацию «МК Черноземье» о человеческих органах, выброшенных на свалку, вместо того чтобы быть сожженными в специальной печи для уничтожения опасных медотходов, оказалась незамедлительной и очень разной. Серьезной, раздражающей и даже смешной. Но — по порядку.

Делом об опасных медотходах, сгружаемых в открытом поле, озаботились региональные власти и... народ

Серьезная новость: Жители поселка имени Карла Либкнехта с удивлением узнали, что помимо того, что они «и так живут на атомной бомбе», то есть неподалеку от Курчатовской АЭС, так еще и чуть не в самом поселке расположен филиал корпорации «Амбрелла», то есть возможный эпицентр бактериологической атаки. Выброшенные части человеческих внутренних органов, вроде как почки, гланды и что-то еще, свернувшаяся кровь, шприцы и прочее прямо в пакетах медотходов категории «Б» (опасные отходы) валяются на свалке возле поселка. Там, где их должны были сжечь представители компании «Экотранс», взявшие для этого в аренду у «Спецавтобазы по уборке города» печь-инсинератор (кстати, наверное, именно по причине отсутствия этой печи, сотрудники спецавтобазы, убивая по ночам собак на курских улицах, не собирают собачьи трупы для того, чтобы, как положено, сжечь — не в чем, а бросают где придется — на детских площадках, например). Ответы нами получены и внимательно изучены.

оБУЗы на шее бюджета

Это был один из самых уникальных ответов, которые мы получили на наши запросы. ВРИО главного врача Агеев И.Б. проинформировал редакцию «МК Черноземье», «что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» в соответствии с уставом учреждения не осуществляет контрольно-надзорные мероприятия, в том числе за деятельностью, связанной с медицинским отходами». К этой фразе мы еще вернемся.

Нас тут же заинтересовало, что вообще контролирует и чем занимается бюджетная организация с такой громкой вывеской? Ведь это мы пополняем бюджеты всех уровней, выплачивая налоги. И этот центр, получается, содержим за свои кровные. Но на официальном сайте этой организации устава нет. Зато есть прейскурант. Например: «Определение степени чистоты в молоке визуальным методом с НДС» обойдется заказчику в 139 р. 24 коп. То есть столько стоит посмотреть на молоко?! Но это так, к слову.

Лаборатории центра оснащены, судя по прейскуранту, по последнему слову техники. Увы, мы так и не нашли ссылок — за что центр отвечает? Только за справки, которые выдает? Получается, что под вывеской бюджетной организации находится контора с сертифицированным оборудованием, выдающая бумажки с печатью и не более того? Хотя без медкнижники, выданной этой организацией, продавцом на работу не устроишься… Так-то.

Власть региона не осталась безразличной

На проблему, которую мы затронули, достаточно оперативно отреагировали в администрации региона. Председатель комитета здравоохранения Курской области Ольга Новикова спустя пять дней после выхода статьи «Курск оказался накануне бактериологической войны» поставила редакцию в известность, что, поскольку в статье «затронуты вопросы, входящие в компетенцию различных органов исполнительной власти, комитет здравоохранения направил в адрес заместителя губернатора Курской области В.В. Проскурина предложение о создании межведомственной рабочей группы для проверки представленной информации».

Буквально на следующий день зам. губернатора Курской области Владимир Проскурин проинформировал «МК Черноземье», что «для проверки предоставленной информации создана рабочая группа».

Но самым информативным из ответов стало письмо из Управления Роспотребнадзора по Курской области. Эта организация очень внимательно следит за ситуацией, учитывая «ежегодно регистрирующийся рост медицинских отходов». Надо сказать, что в ответе курского Роспотребнадзора мы особенно высоко оценили следующий пассаж: «имеют место проблемы, как правило, связанные с ошибками и нарушениями, допускаемыми медицинским персоналом медицинских организаций. Данные случаи не являются системными и носят текущий характер. Причины данных ситуаций возникают вследствие нарушения исполнительской дисциплины медработниками и дефектами в осуществлении постоянного контроля со стороны администраций медицинских организаций за действиями подчиненных, в том числе за уровнем их теоретической и практической подготовки в сфере безопасного обращения с медицинскими отходами».

Простите, но мы писали не о том, что медсестры выбрасывали медотходы категории «Б» в контейнеры для бытового мусора. Мы ставили вопрос: кто и почему выбрасывает опасные медотходы так, что они валяются в открытом доступе для крыс и прочих бродячих животных? За это — кто отвечает? Ну не верим мы, что медсестра из областной клинической больницы, чья фамилия указана на пакете, по личной инициативе поедет на закрытую мусорную свалку, за 70 км от областного центра, чтобы там выбросить пакеты с окровавленными бинтами... Впрочем, редакции известно, кто отвечает за утилизацию медотходов в Курске, благо, таких организаций всего несколько. АО «Спецавтобаза по уборке города Курска», ООО «Экотранс» и ИП Шклярик.

Алло, алло, какие вести?

Последние пару недель мы не оставляли надежду получить точку зрения на происходящие события от руководства ООО «Экотранс». Вот только один из эпизодов того, как это было.

17 ноября в 11 часов 57 минут — звонок на мобильный телефон генеральному директору ООО «Экотранс» Вялых Елене Васильевне. Три попытки, телефон не отвечал.

В 12 часов 04 минуты звонок был сделан на телефон коммерческого отдела ООО «Экотранс». Телефон взяла женщина, сказала, что она не секретарь и связать с гендиректором не может. Посоветовала позвонить по номеру бухгалтерии ООО «Экотранс».

В 12 часов 07 минут дважды был сделан звонок в бухгалтерию, где уже другая дама предположила, что идет какое-то совещание, связать нас с кем-либо не смогла и предложила позвонить в коммерческий отдел.

В 12 часов 34 минуты было сделано четыре звонка по первому рабочему номеру. Женщина снова взяла трубку, сказала продолжать звонить, тогда трубку возьмет секретарь. Повторный звонок результатов не дал.

В 12 часов 50 минут снова была сделана попытка дозвониться на мобильный телефон Вялых Е.В. Трижды. Безуспешно, телефон не отвечал.

В 12 часов 51 минуту был сделан звонок на рабочий телефон. Трубку также никто не взял.

Тут же мы позвонили директору АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» Вадиму Шкляру. Вадим Юрьевич сообщил, что тоже не может дозвониться до Вялых на протяжении двух дней. Посоветовал звонить на рабочий телефон, но подсказать его не смог, так как он записан у него в кабинете...

Зачем «Экотранс» возит медотходы на спецавтобазу по уборке города?

Не дозвонившись Елене Вялых и не получив внятного ответа от контролирующих органов, что же все-таки будет с теми медотходами, которые еще 10 ноября лежали в поле возле поселка К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, журналисты «МК Черноземье» вновь выехали к месту их обнаружения. Металлическая будка оказалась на месте. Металлический прут, на который она была закрыта, тоже, и судя по сохранившейся бумажке, он, оказывается, был опечатан 11 ноября сотрудниками МО полиции Курчатовского р-на. Но печать неизвестные сорвали, а пакеты с отходами исчезли в неизвестном направлении. Можно было бы предположить, что ООО «Экотранс» исправило ошибку и наконец сожгло нашу находку в инсенераторной печи, которую якобы привозит на это место, но…

В течение нескольких суток погода была снежная. А следов от работы той самой печки, которая по идее должна вовсю коптить небо, уничтожая отходы, не наблюдалось. На снегу были только следы животных, людей и велосипеда. Так где же мешки с отходами?

«МК Черноземье» принял решение пройти по их следу с самого начала, от какой-либо из городских больниц. В субботу 18 ноября, в 9.15 утра мы увидели, как к воротам Курской областной клинической больницы прибыла белая «Газель», госномер н794вр. Загрузившись медотходами, она выехала с территории больницы и вскоре скрылась за воротами АО «Спецавтобаза по уборке города» на ул. Энгельса,171, приблизительно в 9.50. Однако на территории этой организации нет условий для сжигания отходов категорий «Б» и «В».

Так все-таки куда же исчезают медицинские отходы, которые утилизирует ООО «Экотранс»? Или они не уничтожаются, а скапливаются в Курске? Неподалеку, кстати, от открывающегося сетевого супермаркета «Лента»?

Проверять — так всех

Кстати, Роспотребнадзор в своем ответе сообщил, что «в течение 2016 года проводились проверки деятельности АО «Спецавтобаза по уборке города Курска», ООО «Экотранс» и ИП Шклярик — нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами, не выявлено. Однако с целью проверки фактов, изложенных в статье «МК Черноземье», в соответствии с действующим законодательством РФ управлением Роспотребнадзора будут проведены административные расследования в отношении АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» и ООО «Экотранс».

Честно говоря, нас это немного смутило. Как же так? Конечно, вопросы к ООО «Экотранс» есть, но может стоит проверить и того же ИП Шклярика? У него разве не может быть нарушений? Или он чем-то лучше, чем его коллеги по бизнесу?

В отличие от госпожи Вялых, господин Шклярик на звонок ответил сразу же, хотя и нельзя сказать, что был очень рад ему. Он сразу заявил, что к тем медотходам, которые выбрасываются вместе с бытовыми и оказываются на полигонах коммунальных отходов, отношения не имеет. И сам давно пытается прекратить эту практику... Чью? Конкурентов. Но говорить о них он не будет. Так как может достоверно говорить только о себе.

— Прежде чем заявиться на рынок по утилизации отходов категорий «Б» и «В», я оформил весь пакет документов. То есть получил санитарно-защитную зону, юридический адрес, где расположена установка для утилизации, оформил людей на работу. В Роспотребнадзоре мне выдали заключение, что установка соответствует всем требованиям. И только потом я заявился как участник аукционов и конкурсов. Вот с августа 2014 года я как индивидуальный предприниматель в этом бизнесе. То есть у меня весь пакет документов, плюс постоянный мониторинг ситуации. Тем не менее месяца два-три назад на меня поступила жалоба о том, что я нарушаю экологические нормы и правила.

Комитет по экологии и Роспотребнадзор проводили не только проверку документов, но и выезжали на место, где отходы утилизируются, видели весь процесс. Я так понимаю, что претензий ко мне нет. И может быть, поэтому главный санитарный врач не видит смысла меня проверять еще раз? Я работаю по закону, и мне скрывать нечего. А проверка, ну это вполне нормальное явление. Если она проводится по закону, а не для того, чтобы закошмарить бизнес.

Не «молчаливое большинство»

Помимо областных властей и работы по поднятому нами вопросу межведомственной рабочей группы, не бездействует и население. В поселке К. Либкнехта люди собирают подписи под открытым письмом к губернатору Курской области Александру Михайлову, в котором пишут:

«Мало нам того, что мы десятилетиями проживаем возле Курской АЭС, так теперь нас пытаются отравить уже возле своих же домов... Нам становится страшно и за себя, и за наших детей, когда медицинские отходы вот так могут сутками открыто лежать на свалке, как пишут журналисты. Долго нам еще жить по принципу: «Пока гром не грянет —мужик не перекрестится»? На пакетах с отходами есть надписи, из какой больницы их привезли. Мы думаем, что выяснить, как они оказались за 70 километров от Курска и по чьей вине, большого труда не составило бы. Кто вообще и кому разрешил сгружать заразу рядом с нашим поселком?.. По Конституции нашей страны высшей властью в России является ее народ. Вот мы, народ, и требуем окончательного закрытия свалки возле нашего поселка. Проведения тщательного расследования и обязательного наказания тех, кто своими действиями ставят наш поселок на грань эпидемии...»

Вот, кажется, и все. Остается только дождаться итогов расследования. Чтобы общественность услышала название организации или имена лично виновных в происходящем. И чтобы ИП Шклярик, АО «Спецавтобаза...» или «Экотранс», в случае определения того, кто же из них все-таки виноват в желании хапнуть как можно больше за счет здоровья курян, были лишены возможности реализовать свое желание.

Но по нашему мнению, речь должна идти не только о наказании виновных в том, что медицинские отходы оказались на свалке, а о создании условий, чтобы подобные происшествия не происходили в будущем. Сегодня пока обошлось вроде, а завтра?

Жители какого из населенных пунктов региона, соседствующих с Курском, найдут на своей окраине зловещие желтые мешки со страшным содержимым?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру