Как смерти от антибиотиков повлияют на систему здравоохранения

Отпуск антибиотиков будет контролироваться жестче

— Педиатр в поликлинике мне открытым текстом сказала: уколы мы не выписываем, пока не прояснится ситуация по этим детским смертям, — пишет мне подруга. — У ее ребенка подозрение на двустороннюю пневмонию, температура 39,8 не сбивается второй день. В итоге дала рецепт на микстуру.

Отпуск антибиотиков будет контролироваться жестче

31 октября в Курске скончалась десятилетняя девочка. У школьницы была ангина, и бабушка вколола ей шприц с антибиотиком цефтриаксоном. У девочки стал стремительно развиваться анафилактический шок, и несмотря на то что «скорая» приехала в течение семи минут, что по курским меркам действительно чудо, спасти ребенку жизнь медики не успели.

Антибиотик-убийца

Впоследствии бабушка маленькой курянки, сделавшая смертельную инъекцию, рассказала журналистам 46TV, «Я только успела уколоть укол, еще вату от попы не убрала, она побежала, ей стало плохо. Добежала до унитаза, не успела вырвать, она стала чернеть, у нее пошла пена изо рта. Она умерла мгновенно».

Пока ведется следствие. Основной подозреваемый — антибиотик цефтриаксон. По словам аптекаря, который отпускал это лекарство, девочке был введен препарат китайского производителя, очевидно, из домашней аптечки, а не тот, отечественный, который был приобретен в аптеке. Следователям предстоит выяснить, являлся ли антибиотик фальсифицированным.

Впрочем, это маловероятно. За последние несколько лет в Курске не было зарегистрировано случаев продажи фальсифицированных лекарств. А это значит, что реакция организма маленькой курянки стала последствием аллергии. Кстати, в аннотации к препарату указано, что он может вызывать аллергические реакции. И это возвращает нас к основной простой как мир и известной каждому истине: лекарства должны назначаться врачом.

На минувшей неделе в Курске состоялся «круглый стол», посвященный проблеме продажи и употребления антибиотиков. Проведенный с подачи регионального отделения ОНФ, он стал поводом для дискуссии представителей медицинского сообщества, в частности, позицию по антибиотикам высказали председатель областного комитета здравоохранения Ольга Новикова и руководитель территориального органа Росздравнадзора по Курской области Наталья Демехина.

— Сегодня никаких нормативных дополнений в части продажи лекарственных препаратов не требуется, — говорит Наталья Демехина. — Все уже давно прописано. Антибиотики должны отпускаться исключительно по рецепту. Вот только врачи утратили навыки выписки рецептов, которые должны оформляться на специальном бланке (форма

№ 107-1/у, действительная в течение 60 дней). И если наркотические, психотропные и льготные лекарства медики выписывают как положено, то другие категории не оформляются должным образом.

С нового года все изменится. Росздравнадзор будет фиксировать административные правонарушения при отпуске без рецепта тех лекарственных средств, которые должны отпускаться исключительно по рецепту. Сегодня эта информация доведена до главврачей, закупка формы № 107-1/у идет полным ходом.

— Знаете, как чаще всего люди выбирают себе лекарства? Они не вызывают врача, не ищут информацию в Интернете, не интересуются у соседей и коллег, а спрашивают у фармацевта в аптеке: «А что мне купить от того-то и того-то?» Да, провизор много знает о лекарствах, но он ничего не знает о самом человеке и об особенностях его организма! — сетует Ольга Новикова.

Ответственность за отпуск лекарств без рецепта ляжет именно на плечи аптекарей. Штраф для провизоров составит 1,5 — 3 тысячи рублей, для должностных лиц 5 — 10 тысяч, для юридических — 30 тысяч рублей. Полномочиями проводить проверки наделен Росздравнадзор и МВД. Впрочем, у того же Росздравнадзора возникают серьезные сомнения в том, что частные предприниматели всерьез испугаются заявленных штрафов.

— Судите сами, — объясняет Демехина, — в одной аптеке пациенту откажутся продать лекарство без рецепта, а в аптеке через дорогу в погоне за выручкой это лекарство продадут. По сравнению с ежемесячными доходом, который имеет аптека, те же 30 тысяч рублей покажутся мелочью.

Да и Росздравнадзор ограничен в количестве проводимых «контрольных закупок».

— У нас есть три сотрудника проверяющих, так их каждый фармацевт в городе в лицо будет знать и, естественно, продавать все по правилам во время «контрольной закупки», — сетует руководитель территориального Росздравнадзора.

Впрочем, по самим провизорам, чья зарплата в среднем варьируется от 12 до 20 тысяч рублей, штрафы могут все-таки больно ударить. Но гарантию того, что аптеки будут законопослушными, все равно никто не даст.

И это только один вопрос, который сразу же возникает. Другие — не менее важные: кто будет выписывать рецепт человеку, почувствовавшему сильную зубную боль среди ночи? Нужны ли новые рецепты для людей, страдающих хроническими заболеваниями и принимающих лекарства, подлежащие обязательному рецепту, в течение долгого времени, и еще: насколько увеличится нагрузка на врачей и медсестер в связи с обязательным заполнением формы № 107-1/у? А насколько увеличится время ожидания пациентов в очереди к доктору?

Председатель комитета здравоохранения Курской области Ольга Новикова не отрицает: все это — безусловные темы для раздумья, которые только предстоит обсудить. Но пока в центре внимания антибиотики.

А есть ли виновные?

— Трагедия, схожая с нынешней, произошла в Курске в апреле. Тогда после укола антибиотика от анафилактического шока скончался шестилетний малыш. Проведенная экспертиза в лаборатории контроля качества показала, что лекарство не было фальсифицированным. Я вижу здесь другое объяснение. Организм человека меняется, и сложно представить, сколько в современном мире существует аллергических реакций. То, что раньше не вызывало таких побочных последствий, сегодня приводит к смерти пациента! Что делать, чтобы предотвратить повторение таких ситуаций? Обращаться к врачу. Только врач может назначать антибиотик. Медик может провести аллергические пробы перед приемом антибиотика. Та же история и с гормонами. Не нужно заниматься самолечением! Это чревато, в том числе, и летальным исходом.

Но вот в чем беда: в апреле мама вколола ребенку то самое лекарство, которое ранее назначил мальчику доктор. И вновь цефтриаксон. И до этого инъекции уже вводились, поэтому как-либо обосновать анафилактический шок, случившийся у ребенка, невозможно — несчастный случай.

Представители медицинского сообщества в большинстве своем считают, что внутримышечные инъекции должны проводиться исключительно в стационарных условиях и под контролем доктора. Но тогда очереди в процедурный кабинет станут бесконечными, а ведь некоторые препараты нужно колоть несколько раз в день. И это вновь возвращает нас к вопросу нехватки кадров в здравоохранении и тотальной загруженности медиков.

По словам Новиковой, сегодня в России разработано сразу пять ключевых направлений модернизации сферы здравоохранения. В том числе, речь идет и о кадровом вопросе. А также о полной информатизации системы документооборота. Это и электронная запись ко всем без исключения специалистам, и электронная медицинская карта пациента, и электронная подпись врача. Все это призвано сократить время, которое доктора тратят на оформление больного, а пациенты проводят в очередях. Электронная медкарта, в том числе, позволит более оперативно искать сведения о заболеваниях человека, в том числе, и об аллергических реакциях.

Кстати, еще одно направление стратегии развития — чипирование лекарственных препаратов, что позволит эффективно бороться с фальшивками на рынке лекарственных средств.

Двое детей погибли, медицинское сообщество бьет тревогу, некоторые педиатры отказываются назначать антибиотики даже тем пациентам, которые в них нуждаются, на многочисленных родительских форумах в Интернете призывают отказаться от приема цефтриаксона. Однако цефтриаксон — лишь один из ряда антибиотиков цефалоспориновой группы. Взять антибиотики под контроль можно, тем более, как утверждают представители Росздравнадзора, механизм есть. Но похоже, для того, чтобы предотвратить внезапные смерти от приема лекарства, даже назначенного врачом, даже купленного по рецепту (!), нужно модернизировать всю систему здравоохранения и разгрузить врачей, которые смогут уделять своим пациентам достаточно внимания. Достаточно для того, чтобы жертв больше не было.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2016

Заголовок в газете: «Смертельные» лекарства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру