Курское культурное наследие может стать утраченным

Дальше разговоров дело не идет?

В конце прошлой недели в Санкт-Петербурге в пятый раз прошел международный культурный форум, в рамках которого состоялось заседание Совета по культуре и искусству. В своем выступлении Президент России Владимир Путин заявил, что главное для него обсуждение принципов взаимной ответственности гражданского общества и деятелей искусств. Он говорил о критериях оценки произведений искусства и предложил деятелям культуры самим выработать «правила поведения». «Тогда мне было бы легче останавливать чиновников, которые переходят границы. Таких, конечно, достаточно у нас всегда было в России и тем более в Советском Союзе», — заявил Путин. Он подчеркнул, что «у всех свобод всегда есть другая сторона — ответственность». По его мнению, нужно определить грань между «циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией». Но это, так сказать, пожелание властей. А как там культура на местах? Развивать ее конечно надо, но как сохранить то, что осталось?

Дальше разговоров дело не идет?

Не так давно в Курском госуниверситете состоялся «круглый стол», участники которого попытались выработать какие-нибудь рекомендации по сохранению культурно-исторического наследия в регионах. Пикантность придавало присутствие депутата Госдумы Ольги Германовой, которая как законодатель входит в соответствующий «культурный» комитет.

Положить в чуланчик и выключить свет

Оказывается, сегодняшние парламентарии неуклонно думают о том, как это сделать. Там даже вполне серьезно рассматривается вопрос, чтобы предприятия, которые возьмут какие-то объекты культуры на баланс, получали возмещение расходов, которые понесут. Да только Минфин прикрыл на пару лет депутатскую инициативу. Правда, вот уважаемая Ольга Михайловна почему-то считает, что как только в стране составят подробный реестр культурно-наследственных объектов, то закон тут же заработает? Где возьмет деньги Минфин? Найдет где-нибудь.

А объектов у нас хватит. Только на одну археологическую науку посмотреть, и диву даешься.

Кладоискателей как собак нерезаных. Копают все, кому не лень. Только одна история с «золотом гуннов» чего стоит.

Вкратце дело было так. В 1980 году строители тянули в Фатежском районе Курской области нитку трубопровода. При рытье траншеи ковшом задели какие-то кости. План выполнили. Трубу закопали. Спустя 30 лет историю вспомнил один из местных уроженцев, который во время стройки был мальчишкой. Он-то этот клад отрыл и продал перекупщику. Находки должны были уйти на Украину. В общем, преступников повязали, клад сохранили. Чуть позже курские археологи установили, что это было захоронение одного из вождей гуннских племен. Всего было обнаружено более 300 предметов, что делает эту находку абсолютно уникальной: по количеству вещей, комплектности, древности и даже сохранности ей нет равных в России.

Однако в отчете реставраторов меча воина написано: «сюда пришелся удар лопаты кладоискателя, эта накладка согнута кладоискателем, тут кладоискатель рвал зажатую грунтом фольгу… Некоторые детали оказались навсегда утрачены». Кстати, это оказался чуть ли не единственный случай в стране, когда сработали два Федеральных Закона

№ 73 и 245. Первый «Об объектах культурного наследия», а второй «О пресечении незаконной деятельности в области археологии».

Причудлива история, согласитесь. Что не добили строители, угробил кладоискатель. Законы есть, но никому на фиг не нужны. Говорят — механизм применения не проработан. А сколько исторических зданий снесено, за последние 20 лет? Да что там старинные постройки. Памятники советским воинам медленно разрушаются.

На братских могилах не ставят крестов

В Курской области таких объектов почти 400. Нормальное состояние только у тех, которые находятся в райцентрах и в городе Курске. Все остальные находятся в ведении муниципальных властей. А у них на памятники никогда денег не было и никогда не будет. Лет пять назад на федеральном уровне попытались запустить программу «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов». Срок действия до 2015 года. В итоге в 2011 году Постановлением Правительства РФ ее приняли, а в 2012 году благополучно забыли, хотя планировали выделить на реализацию 5 млрд рублей. По словам директора «Центра Поиск» Игоря Цуканова, в регионе не требует ремонта 14% памятников, косметический ремонт нужен для 67%, неудовлетворительное состояние — у всех остальных. Проще говоря, они разваливаются. Центр Цуканова получил на эти цели шесть грантов от Правительства Курской области на сумму ... 585 тысяч рублей. Деньги ушли на мемориальные доски с именами двух с половиной тысяч погибших на девяти памятниках. Всей этой суммы не хватит на реконструкцию даже одного мемориала. По данным Министерства обороны РФ, только в регионе требует реставрации 587 военных памятников, в Воронежской области — 600 с лишним, в Белгородской практически столько же, в Орловской — 280.

Кадровое голодание

Сегодня среди деятелей культуры есть яркие фигуры. Это несомненно. Но существует еще одна проблема. Конечно, есть в КГУ кафедра культурологии. Сильные преподаватели, огромный научный потенциал, любознательные студенты…

— К сожалению, мы растеряли возможность готовить личности, — заявил в своем выступлении кандидат исторических наук, краевед Александр Манжосов, — я видел многих, которые загорались, которые поимели профессорские звания и в итоге убежали из этой работы. Что такое личность для школьного краеведческого музея? Я считаю, что кафедра культурологии должна в первую очередь заниматься подготовкой тех, кто в дальнейшем станет заниматься практической работой: музеями ли, памятниками ли, поиском погибших — этими вещами. У меня только одно предложение. Если у нас в государстве не будет принята программа исторической пропаганды, как она была при Советской власти, у нас ничего никогда не будет. Если мы будем пытаться сегодня жить по девизу советских швейников: «Поднимем выше наши юбки», то ничего не будет. Все получится, если будут энтузиасты и государственная поддержка, а не так как, когда я захожу к чиновникам, а они думают: «Хоть бы ушел. Побыстрее. Он же мешает нам ничего не делать».

Что имеем — не храним

К чиновникам действительно оказалось много вопросов. Сложились как бы две группы. Одна — из энтузиастов, спрашивающих: «А где?» Другая из тех «ответственных лиц», говорящих красивые слова и сетующих на проблемы, которые и так давно известным всем.

— Не буду говорить про дом Малевича, где он жил или не жил, — добавил остроты в дискуссию курский художник Олег Радин, — со мной рядом сидят представители галереи им. Дейнеки. Это позор. Дейнека! Такое собрание картин, и нет нормального выставочного зала. Возвращаясь к тому, что надо сохранять сегодня. Моей галерее 24 года. Мы сохранили множество работ художников, которых уже нет в живых. Как их сохранять дальше, я не знаю. Потому что получил письмо из комитета по имуществу г. Курска по поводу подвала, в котором они хранятся. В связи с недостатком финансов мы расторгаем договор о безвозмездной передаче этого подвала и просим заключить договор на аренду. Это касается не только меня. Шесть художников оставили мастерские, потому что невозможно платить такую аренду. Пишут картины на кухнях. Ну и как мы будем сохранять? А где же наши художники? Худграф ежегодно выпускает какое количество! А где они? Где? За 24 года я не взял ни одной копейки за проведение выставок авторов. Подвал в 60 кв. метров. Я там картины не пишу. Там хранится то, что надо показывать. Да не обо мне сейчас разговор. На законодательном уровне должно быть принято решение о том, как относиться к современным художникам. А то и сохранять нечего будет. «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», это относится ко всем.

«Круглый стол» закончился. Организаторы подведут итоги и выработают рекомендации. Может, их даже найдут интересными законодатели. Вот только не придется ли лет через сто собирать «круглый стол» по теме: «Наследие, которое мы потеряли. Как воссоздать утраченное»?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2016

Заголовок в газете: «Поднимем выше наши юбки»?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру