Почему Бог "разговаривает" голубиными крыльями: как спектакль стал глотком жизни

В Курском драматическом театре состоялась уникальная постановка

В древности люди, принимавшие участие в театральных действах, играли не для публики, вернее — для Высшей Публики, для самих богов. От того, насколько они были искренни, зависело, будет ли жизнь человека удачной и счастливой. Конечно, сейчас актерам не нужно «вымаливать» право на комфортное существование человечества. Драматический актер Михаил Чехов очень точно описал сущность актерства.

В Курском драматическом театре состоялась уникальная постановка

Так, актер должен уметь импровизировать по-настоящему: в развитии своего характера подниматься над ним, создавая особую атмосферу. Зритель должен неотрывно следить за происходящим на сцене. Такого единения в зале не достичь только мимикой и нашептыванием текста. Михаил Чехов считал, что задача актера — дать возможность уловить импульс рождения слова. Не взмах руки, не поворот головы, не крик или хмурые брови — нечто необъяснимое держит в напряжении и трогает за душу.

Конечно, на словах все звучит вычурно. Лучше всего ощутить магию на себе, тем более что в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина есть спектакль, который могут смотреть как молодые люди, только начинающие познавать мир, так и взрослые, которым жизненно необходимы ответы на непростые вопросы. Речь идет о моноспектакле, в основу которого легла пьеса Эрика–Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама» — 14 писем десятилетнего мальчика Оскара к Господу Богу. Мальчику удалось совершить то, что под силу не каждому взрослому на протяжении всей жизни: за 12 дней он смог повзрослеть, полюбить, научиться житейской мудрости, познать истину, постареть и принять неизбежное. Все это у Оскара получилось по одной простой причине — он открыл свое маленькое сердце для Бога, в ком нашел силу и поддержку, мудрость и счастье.

Постановкой спектакля занималась заслуженная артистка России и актриса Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Елена Гордеева. «Оскар» — это ее послание миру, своеобразное лекарство от моральных недугов, детище, на создание которого ее благословил кто-то свыше, не иначе.

Впрочем, о том, как возникла идея заняться постановкой драмы, с какими сложностями пришлось столкнуться, почему Оскара и других персонажей играет одна актриса, и для кого спектакль станет поворотным моментом в жизни, «МК Черноземье» рассказала сама Елена Гордеева.

***

— Должна вам сказать, что я имею два высших театральных образования: актерское, которому я посвятила больше 25 лет, и режиссерское. Режиссура — очень интересная, сложная, мужская профессия, и женщине в ней очень нелегко. Сидеть на двух стульях любопытно. За шесть лет работы в Курске я поставила четыре спектакля: сказку для детей «Золушка», музыкальный спектакль «Барышня-крестьянка», мюзикл «Лисистрата» и драму «Оскар и Розовая дама».

***

— Этот материал долго лежал на моем рабочем столе и ждал своего часа, я все время собираю рабочий материал на перспективу — все то, что бы мне хотелось сыграть либо поставить в недалеком будущем. «Оскар» меня сильно тронул и долгое время просто не оставлял в покое. Я понимала, что таким материалом, как и всем хорошим, нужно делиться. Передо мной стояла дилемма: играть самой в спектакле или заниматься его постановкой. Я выбрала второе.

***

— Я понимала: с «Оскаром» либо надо бить в десятку, либо не браться совсем. При выборе актера я обратила внимание на Нину Полищук. Долгое время я за ней наблюдала. Для работы в «Оскаре и Розовой даме» требуется огромная выносливость и терпение. Не говоря уже о том, что нужно элементарно выучить большой объем текста. Но самое главное, что определило мой выбор, это качества, которые нельзя сыграть: вера в Бога и любовь к людям. Все эти качества есть у Нины Степановны, и я поняла, что это она. И мы начали длинный нелегкий путь постановки спектакля. В таком материале можно существовать только на уровне звенящей правды: ни один поворот головы, ни одна интонация не могут быть фальшивыми. Малая сцена выступила, как увеличительное стекло, дав возможность рассмотреть и прочувствовать кожей происходящее. «Актерствования» быть просто не может, только оголенный нерв.

***

— Нина Степановна — удивительный человек. В ней есть качество, которое я ценю в актерах — желание учиться. Два года мы учились внимать, слушать и доверять друг другу.

***

— Вначале мы привлекали композитора Бориса Смирнова к работе над спектаклем. Он загорелся идеей, когда узнал об «Оскаре», а мне очень хотелось, чтобы музыка была оригинальной. Позднее стало понятно, что написанная музыка стала перегружать действие и иллюстрировать его. Мне же было важно слово, по обоюдному согласию мы отказались от музыкального оформления.

***

— Видимо, наша работа шла с Божьей помощью. Постепенно я пришла к мысли о том, что не хочу музыку вообще. Нескольких включений, которые упоминаются в тексте, будет достаточно. Это «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик», звук органа в храме. Я обратилась за помощью к актеру Саше Олешне, сыну Нины Степановны. Он сразу понял, что я хочу для «Оскара». Мне нужно было дать понять, что на сцене присутствует Бог. В храмах часто сидят на окнах воркующие голуби. Порхание их крыльев и икона Троицы, на которой Святой дух изображен голубем, стали окончательными аккордом. Звук крыльев — вот что мне было нужно для того, чтобы обозначить присутствие Бога, с которым Оскар так много говорит. И Финал — это «Падеде» из балета Щелкунчик — как нельзя точно и мощно звучит, как гимн торжества человеческого духа, который не умирает после смерти.

***

— Со сценографическим решением нам очень помог главный художник Курского драматического театра Александр Кузнецов. В его минималистичной сценографии прослеживается четкая идея. Александр Васильевич умеет драматургический материал вскрывать деталями-символами, которые работают. Когда я к Кузнецову обратилась, то сразу предупредила, что это самостоятельная работа, как и чем она закончится — неизвестно. Но прочитав пьесу, он согласился с нами работать без всяких условий, что мы ему безмерно благодарны.

***

— Премьера состоялась в день юбилея Нины Степановны. Она отыграла спектакль замечательно. От зрителей ей вернулось столько любви и тепла, сколько она отдает окружающим. Она записывает книги для слабовидящих людей в библиотеке, постоянно задействована в общественных работах, помогает пожилым актерам, собирает подарки детям. Перечень ее добрых дел бесконечен.

***

— Такие вещи, как «Оскар и Розовая дама», нужно открывать миру. Живое слово — это то, что всем нам необходимо. Наш спектакль адресован всем, кто не боится плакать и смеяться, задавать трудные вопросы, думать, а, в конечном счете, жить.

Очень хочется верить, что ханжество и невежество не взяли верх над основой всей человеческой жизни — верой. Хочется надеяться, что «Оскар и Розовая дама» — шанс прозреть, испытать катарсис. Пусть не сразу, пусть не до конца. Но посмотреть его, разделить с Оскаром эти 12 чудесных дней и посмотреть на жизнь его глазами — это уже большой шаг на пути. К чему — каждый решает сам.

 

На спектакль–откровение в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина «Оскар и Розовая дама» еще есть 25 билетов. Есть еще 25 пять возможностей провести несколько часов в обществе Маленького Оскара — удивительного и мудрого ребенка.

Показ спектакля пройдет 22 января в 18 часов вечера.

Касса работает с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных. Заказать билет можно по телефону

+7 (4712) 70–30–79.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2017

Заголовок в газете: Глоток жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру