Где обитают будущие чемпионы?

Репортаж с конного двора

Тот, кто в первый раз попадает на конюшню, не может не испытывать умиления и какого-то щенячьего восторга. Маленькие и большие, стройные и упитанные, гнедые и рыжие, и даже серая в яблоках, словно из песни. Стоит подойти к вольеру — и они уже рядом: ищут вкусняшку, коей считают кусочек сахара, яблочка или морковки. А что в благодарность? Мягкие губы возьмут твой гостинец с ладони, и ты почувствуешь — да, тебя не отвергли! Как же мало порой надо нам, людям, чтобы почувствовать умиротворение… Нет, не зря говорится, что лошадь — большое теплое четырехкопытное счастье.

Репортаж с конного двора
Фото Марии Лавриненко

Добронравные, с железобетонными нервами

Конный двор «Вязки» — в 7 км от города. Раньше здесь были откормочные фермы для телят. КРС давным-давно перерезали, и площадку арендовали лошади и те, кто их любит и кто в них нуждается. Нет, воевать на лошадях давно перестали, и пахать с их помощью не с руки. А вот лечиться — и приятно, и эффективно. Метод называется иппотерапия. Иппо — от древнегреческого «лошадь». Садишься на лошадку и… лечишься. Тут тебе и тепло (температура у лошади на 1,5 градуса выше человеческой), и массаж — за минуту лошадь передает всаднику порядка 100 колебательных импульсов, и душевный контакт. Еще Гиппократ полагал, что больные выздоравливают быстрее, если ездят верхом.

— Нам посоветовали иппотерапию, когда дочке исполнилось четыре года. Она очень часто моргала и жмурилась. Месяц контакта с лошадью — и все пришло в норму! — рассказывает мама восьмилетней Машеньки. — Сегодня у нас нет проблем со здоровьем, но ребенок так привязался к лошадям, что уже не может без них обойтись. Теперь мы не лечимся, а тренируемся.

— Да, это направление у нас очень востребовано, — говорит директор клуба Вячеслав Гречишников. — Мы создали даже свой клуб — Бони-клуб, ему уже три года. Сюда привозят деток с ДЦП, с аутизмом, задержкой речевого развития, различными неврологическими заболеваниями. И наши лошадки их лечат.

Не каждая подходит для иппотерапии. Тут нужны особенные лошадки. Как у нас говорят, добронравные, с железобетонными нервами: ведь они не имеют права реагировать ни на крик, ни на щипки, ни на страхи, которые чувствуют. При этом они должны иметь активный шаг, лечит ведь не просто контакт с животным, но движение мышцы спины лошади, которое передается человеку. К слову сказать, животные четко понимают: это работа.

Самый востребованный детьми — вороной Чардаш. Красавец. Раньше служил в конной полиции, теперь вот служит малышне. Обласкан и обцелован. Сравниться с ним может только серая в яблоках Ванилька — терпеливая и выносливая.

Будущие чемпионы

Конный двор на Орловщине появился не так давно — в 2010 году, когда орловский парень, прослуживший много лет на Украине, так сложилась судьба, решил вернуться на свою малую родину.

— Все мое детство прошло рядом с лошадьми, — рассказывает Гречишников. — Жизненный круг замкнулся, и я понял, что именно это — мое. Я готов даже жить на конюшне — мне больше ничего не надо. Приедешь домой, посмотришь телевизор — войны, конфликты, проблемы. А сюда придешь — счастье!

Я готов хоть жить на конюшне! (Фото Марии Лавриненко)

Принято считать, что верховая езда — это для элиты. А я хочу сделать ее доступной для любого человека. Потому что это — залог душевного равновесия. Знаете, мы между собой называем нашу конюшню Домом два. И это действительно дом. Правда, в нем все больше женских, а не мужских лиц. Парадокс, но лошади сегодня больше привлекают девочек, женщин, а не парней и мужчин. Вот и «звезды» у нас — сплошь девчонки: Алена Костикова, Женя Заболоцкая, Анна Каменева, Анастасия Моховых.

Насте Моховых — 10 лет, но любители конкура ее уже знают и называют «фантастическим», «космическим» ребенком. За что?

— Да я в прошлом году на соревнованиях взяла барьер не с рыси, а с галопа — все и удивились… А мне скучно рысью ходить, хочется побыстрее. Мама меня называет гиперактивным ребенком — наверное, так и есть. А лошади мне с четырех лет полюбились — я в детский парк ходила только чтобы на пони покататься…

Космическая девчонка Настя Моховых (Фото Марии Лавриненко)

Особенно мне нравится Граф Гроу — он как родился, я сразу его полюбила, это мой олимпийский конь. Да, я вырасту и буду выступать на Олимпиаде! А пока я его учу. Это, конечно, скучнее, чем заниматься конкуром, но все равно мне нравится.

А Оля Казакова осваивает и вовсе «невиданный» для Орловщины вид конного спорта — джигитовку. Кто б знал, что, поступая в Колледж культуры и искусств, а затем приобретя профессию хореографа, девушка замыслит стать джигиткой! Все — влияние лошадок. «И станет!» — уверен Гречишников.

Фото Марии Лавриненко

«Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!»

— Когда я приехал сюда с идеей создать конюшню, мне моя родня сказала, что я сумасшедший… Все свои сбережения я вложил сюда. Было тяжело найти специалистов, которым можно лошадь доверить: тех же самых конюхов, людей, которые могут научить лошадей, которые научат людей. Но все сложилось. У нас прекрасная команда. Да. Ценность нашей конюшни — несомненно, лошади, но главное — люди.

Фото Марии Лавриненко

Мы хотим, чтоб здесь был хороший спортивно-оздоровительный комплекс. Работаем с логопедами, психологами, дефектологами, многими детскими реабилитационными центрами. Наши спортсмены уже занимают призовые места. Но хочется развития. В прошлом году мы вступили в Федерацию конного спорта России и в нашу региональную федерацию, стали тесно сотрудничать с областной конноспортивной школой, хотим открыть на нашей базе ее филиал.

Фото Марии Лавриненко

Другая задумка — развить в Орле конный спорт инвалидов. Это паралимпийская дисциплина, для раскрутки которой у нас все есть. Нужна лишь поддержка власти.

Ну и, конечно, развиваем возможности для развлечений. К примеру, переняли опыт у скандинавов, у которых популярен скъёринг — езда на лыжах с помощью лошади. Лыжи, правда, мы не используем, а вот ватрушку — современный вариант санок — любят и дети, и взрослые. Популярна езда на санях. А еще здесь масса возможностей для фотосессии: молодожены — наши нередкие гости даже зимой. Так что и вам добро пожаловать: фото напомнит вам и о скорости, и о тепле губ наших лошадок, и о дивной красоте самой природы.

Фото Марии Лавриненко

Я кутаюсь в предложенный тулуп — и в сани… Снег, пушкинские строки… Разгоряченный конь, который потом аккуратно и бережно возьмет с ладони кусочек сахара, подарив тепло губ… И не хочется возвращаться в город…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2017

Заголовок в газете: Четырехкопытное счастье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру