Как Курск переживал Февральскую революцию

Хроника событий 100-летней давности

В учебниках истории при описании Февральской революции обычно даются факты, касающиеся событий в Петрограде. Что происходило в других городах, зачастую несправедливо остается «за кадром». «МК Черноземье» составил хронику событий начала марта 1917 года в Курске.

Хроника событий 100-летней давности
yavix.ru

«Великая русская революция» — с таким заголовком на первой полосе 5 марта (все даты здесь и далее — по юлианскому календарю) 1917 года в Петрограде вышла газета «День». К этому времени революцию можно было считать свершившейся. Она началась в последние недели февраля массовыми забастовками в столице — озлобленной, голодной, не желавшей продолжать участие в Первой мировой войне. В демонстрациях участвовали рабочие и солдаты. В результате 26 февраля Петроград оказался под властью гарнизона и Совета рабочих и солдатских депутатов. Нужно было немедленно принимать меры для разрешения кризиса. И этой мерой стало отречение императора Николая II от престола 2 марта в Пскове. Это событие еще не означало падения монархии в России. Престол переходил к младшему брату Николая, Михаилу Александровичу. «Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего в годину беспримерной войны и волнений народа», — писал в акте непринятия престола великий князь и соглашался стать императором лишь в том случае, если такова будет воля народа. Но дальнейшие события показали, что Россия навсегда оставила в прошлом монархический строй 3 марта 1917 года.

После свержения старого режима два центра власти — Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов — должны были решить, кто будет управлять страной до созыва Учредительного собрания, которому нужно было определить будущую форму правления. Пока же в стране установилось двоевластие.

Курск разрушает старое

Стихийные волнения не коснулись основной части страны: вся остальная Россия жила, не зная, что происходит в столице. В городах и губерниях было спокойно, до них долетали только противоречивые слухи. Но даже слухи давали понять, что грядут серьезные перемены.

В Курске известия о петроградских событиях были получены ночью 1 марта. Но губернатор Александр Багговут еще накануне бежал в Евпаторию. Управление губернией перешло к вице-губернатору Штюрмеру. 2 марта, когда в город пришла телеграмма об отречении Николая II от престола, власть еще находилась в руках царской бюрократии. Номера газеты «Курская быль» и «Южный край», в которых были напечатаны телеграммы о свершившемся перевороте, приказали конфисковать.

Но на следующий день городская дума учредила Временный исполнительный комитет, подчинявшийся Временному правительству. Его председателем стал Николай Лоскутов, исполнявший до этого обязанности городского головы. В своем донесении председателю Совета министров князю Львову он писал, что вице-губернатор Штюрмер будет подчиняться распоряжениям временного исполкома и осуществлять свои обязанности по управлению губернией, а также о том, что полиция находится в ведении комитета. Курский гарнизон также присоединился к новому правительству.

Жители Курска радостно встретили весть о свержении монархии. «На Красной площади, при громадном стечении народа, были оглашены акты об отречении», после чего в городе прошел парад войск. Рабочие и солдаты начали разоружать жандармов и арестовывать царских чиновников.

8 марта Лоскутов, назначенный комиссаром губернии, на заседании Временного исполнительного комитета «обрисовал историю и деятельность Комитета в первые дни свободы». Для сохранения порядка и спокойствия на улицах города появились военные патрули и конные разъезды, а у общественных и правительственных зданий — караулы. Вскоре полиция была переименована в милицию. Вице-губернатор Штюрмер оставил свой пост, и его место занял управляющий казенной палатой Знагоков. «В ознаменование великих дней обновления государственного строя» были отменены многие административные взыскания, наложенные правительством бежавшего губернатора Багговута.

Решением многочисленных и неотложных вопросов поставок в Курск продовольствия и топлива занимались созданные при исполнительном комитете комиссии. В городе ощущался недостаток хлеба и керосина, они дорожали. А ведь продукты также было необходимо поставлять для снабжения до сих пор воюющей армии.

Как и по всей стране, в Курске постоянно происходили аресты царских служащих и тех, кто сочувствовал сверженному императору. Были задержаны бывший полицмейстер и высшие чины жандармской полиции. Особенно гнетущее впечатление произвел на город арест Константина Раппа, при царе являвшегося уполномоченным по продовольственному делу в губернии. Горожане обвиняли его в мошенничестве и издевательстве над народом, и когда Раппа вели по Московской (Ленина) улице к воинскому начальнику, огромная толпа сыпала ему вслед проклятиями и ругательствами.

Вчера — царь, сегодня — тиран

Большие перемены пришли и в духовную жизнь общества. 10 марта в Курске состоялся праздник Русской революции: по городу прошло торжественное шествие, ораторы выступали с речами по поводу переживаемых событий, появились плакаты «Да здравствует республиканская Россия!». Люди с приподнятым настроением встречали свершившуюся революцию.

Еще недавно священный образ «царя-батюшки» очерняли. Газеты часто называли Николая II тираном, а монархический строй — насильственным. Портрет отрекшегося императора был удален из дома дворянства губернии, памятник Александру III задрапировали белым полотном.

Изменения коснулись проведения церковных богослужений. Теперь в ектении (последовательности молитвенных прошений) заместо императора молились «о Богохранимой Державе Российской, благоверном временном правительстве и о всем христолюбивом воинстве». Моление о царе на утренней службе надлежало опускать.

В театрах и электротеатрах, цирке и клубах проводили свои свободные часы жители города. Афиша театра предлагала курянам посетить спектакли «Душегубы», «Вампир», «Маруся Богуславская». Электротеатр «Мир» демонстрировал «картину на злобу дня» — «Предатели России, или Казнь Мясоедова» (Сергей Мясоедов — полковник Русской армии, повешенный во время войны по ложному обвинению в шпионаже), художественную драму «Разбит и поруган святой идеал». С гастролями в Курске был «Большой элегантный цирк И. А. Лерри». В Курском общественном клубе читались лекции: поэтом Константином Бальмонтом — «Лики женщины в поэзии и жизни», петроградским литератором Александровым — «Николай II и старец Распутин». Многое из перечисленного напрямую связано с политическими фигурами, событиями  и способствовало формированию в народе негативного отношения к ушедшему общественному порядку. 

Жизнь на обломках самовластья

9 апреля в Курске после выборов был сформирован Совет рабочих депутатов, через несколько дней — Совет солдатских депутатов. Так в нашем городе окончательно установилось двое-

властие. О нем в газете «Курский край» (№15 за 1917 год) рассуждал некий Ив. Трубицкий. По его мнению, Временное правительство являлось органом исполнительной «революционной воли», а Советы — «хранителем революционных традиций, органом, корректирующим работу Временного Правительства». Трубицкий называл двоевластие мнимым и заявлял, что эти идеи высказывали те, кто хотел возвращения к самодержавному строю. Но спустя 100 лет ясно: эти два политических объединения вели борьбу за власть, которая и привела страну к Октябрьской революции и Гражданской войне.

Февральская революция символично свершилась на границе двух времен года — зимы и весны. Зима, как олицетворение царизма, завершилась, и наступила весна, олицетворяя новизну и обновление. Свержение тысячелетнего монархического строя в России стало главным итогом революции и колоссально важным событием в истории страны. «Над Россией взошло солнце свободы», — писали газеты сразу после отречения Николая II. Но страна не смогла использовать свет этого «солнца», с каждым днем погружаясь во мрак войны и хаоса.

Россия стояла на распутье, не зная, какой путь развития ей избрать. Установление двоевластия, неопределенность в вопросе, чья политическая программа и взгляды должны дать начало новому государству, привели к слепой политической борьбе, невзирающей на нужды простого народа. И народ, хоть и получивший множество прав и свобод, воодушевленный и надеющийся и на другие положительные перемены, желавший наконец быть услышанным, теперь не знал, кому верить и за кем идти. Россия сбросила с себя «цепи самодержавия», сменив их цепями смуты и неясного завтра. Среди пришедших к власти в результате Февральской революции не нашлось тех, кто мог бы твердой рукой указать, как построить новую и, главное, свободную Россию.

При написании статьи использованы публикации газет «Петроградский листок», «Новое время», «День», «Правда», «Курский край», «Курская военная газета» за 1917 год, материалы «Большой Курской энциклопедии».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2017

Заголовок в газете: «Да здравствуетъ свободная Россiя»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру