«Отношение клиентов для нас очень важно»
Первое мини-интервью беру у генерального директора орловской ПГУК Александра Касьянова.
— Александр Александрович, я что-то не помню: а в годы советской власти был у коммунальщиков, чьим символом до сих пор многие считают Афоню, профессиональный праздник?
— Был. Афоню ценили всегда. Хотя он очень изменился.
— Сегодня вы будете чествовать лучших. Лучший работник ЖКХ — это какой?
— Это прежде всего профессионал. Но его оценивает не только руководитель, но и житель — мы ведь сфера услуг, и отношение клиентов для нас очень важно.
Есть среди лучших те, кто непосредственно контактирует с людьми, и те, кто больше работает с инженерными системами. Последних, может, и мало кто видит, но мы уверены: если их «не замечают» жильцы — значит, все нормально, людям комфортно, а именно это и есть наша цель.
— Это сложно — быть хорошей управляющей компанией? Или достаточно отрегулировать процесс и все пойдет автоматически?
— Автоматически не получается, потому что постоянно меняется законодательство. Только настроишь систему — на тебе какое-нибудь нововведение. Да еще такое, что все ставит с ног на голову.
— Вы сейчас про введение платы за места общего пользования по нормативам, несмотря на установленные приборы учета?
— И это тоже. Причем мы предупреждали, что ничего хорошего из этого не выйдет.
— Но теперь-то, я слышала, дают задний ход?
— Сейчас депутаты Госдумы выступают с прямо противоположной инициативой. Причем те же самые.
— Тем не менее на местном уровне нормативы снизили, так что плата уменьшилась.
— Это не решение проблемы. Люди должны платить по факту. Противоположное решение ущемляет права жителей.
— Есть уверенность, что последние новации в ЖК все же будут отменены?
— Ни логики, ни последовательности у наших законодателей нет. Так что в этот предпраздничный день мечтаю, чтобы прежде всего поубавился законодательный зуд. А с реальными проблемами в коммуналке мы справимся.
«Обучаем пожилых»
— Я с удовольствием принял предложение компании побывать на торжественном мероприятии, — говорит председатель правления регионального отделения «Союза пенсионеров России» Иван Мосякин. — Первая управляющая компания сегодня динамично развивается. А мы — организация, объединяющая пенсионеров. Наше сотрудничество могло бы решить сразу несколько задач — и коммунальных, и социальных.
Как известно, здесь разработаны новые технологии. В том числе новый подход к оплате коммунальных платежей — плаcтиковая карта. К сожалению, наше поколение было лишено возможностей изучать компьютерные технологии — компьютеров просто не было. С помощью наших партнеров — прежде всего высших учебных заведений, техникумов — мы уже несколько лет обучаем людей золотого возраста работать с компьютером, на 37 площадках мы обучили уже более четырех тысяч пожилых орловцев. А теперь мы договорились, что представители Первой управляющей компании тоже будут регулярно выступать перед пенсионерами, обучать их технологическим новшествам в коммунальной сфере. Уже на следующей неделе еще 60 человек сядут за компьютеры.
— А вы сами пластиковой картой пользуетесь, в руках держали?
— Коммунальными платежами в моей семье занимается жена. Но карту, как вы выразились, в руках я держал. Эстетически красивая, удобная, «умная» — создана высокого уровня специалистами. И она — очередной шаг к переходу на электронные платежи, что, конечно же, гораздо удобнее, чем ходить с пачкой бумажных квитанций.
«Найдите лучшую!»
Среди приглашенных на торжество и председатель Совета собственников дома №54 по ул. Металлургов в городе Орле Галина Платонова.
— Что для вас значит этот день? Вы, похоже, никогда не были связаны с жилищно-коммунальным хозяйством?
— Нет. Я библиотекарь. Лет 20-30 назад, глядя на коммунальщиков, я думала: Господи, как же они там работают?! Ни за чтоб не согласилась, какую бы мне зарплату ни предлагали! Но прошли годы, и эту работу я выполняю. Причем совершенно бесплатно!
— Скажите еще, что с удовольствием…
— Нет, этого не скажу. Народ у нас любит подсказывать, критиковать, но мало кто хочет сделать работу сам и считаться с определенными сложностями. Тем не менее я довольна тем, что делаю.
Я стала первым в Орле председателем Совета собственников. Не в числе первых, а именно первой — как только Госдума утвердила изменения в законодательстве, я, будучи старшей по дому, сказала: надо жить по закону. И мы выбрали Совет собственников, а меня — председателем этого совета на пять лет. Теперь уже идет второй мой строк.
— Как вы считаете, в чем специфика сегодняшних проблем ЖКХ?
— В прошлом. Нашим домам по 30-50 лет. Мы их приватизировали и вместе с правом на собственность обрели все проблемы: лифты старые, крыши старые — государство их не отремонтировало, хотя по закону должно было. И сегодня эти проблемы приходится решать самим. К примеру, мой дом — это 14 подъездов, а значит, 14 старых лифтов, которые надо заменить. Каждый стоит по полтора миллиона. Где их взять собственникам квартир? А крыша?! Мы вошли в программу капремонта и в этом году меняем лифты. А крыша… На нее уже денег нет…
Два года назад мы решили: деньги на текущий ремонт и содержание жилья не распылять, а копить. В результате этим летом уже можем установить в подъездах пластиковые окна.
А на днях позвонил депутат Орловского горсовета Юрий Козлов и сообщил, что в рамках исполнения наказов избирателей выделены средства на установку 14 камер видеонаблюдения, на каждый наш подъезд. И из областного совета пришла хорошая новость: там готовы решить другую проблему — поставить беседки, куда могли бы выйти наши бабушки-дедушки посидеть, пообщаться, а то, может, и чайку попить. Мне предложили выбрать наиболее оптимальный вариант. Такой вот удачный у нас год получается. Действительно, настоящий праздник.
— А как складывается сотрудничество с Первой управляющей компанией?
— Мы начали работать с нею с января прошлого года. Выбирали осознанно. Лучшей в Орле пока нет.
«Поменьше аварий!»
Николай Дьяченко — монтажник ЖЭУ №1, один из тех, кто в канун профессионального праздника признан лучшим.
— Что входит в ваши обязанности?
— Меняем водопроводные трубы, канализационные, отопление. Работаю уже пять лет.
— Можно ли сказать, что работа вам нравится?
— Можно. Она очень нужная людям.
— Если сравнивать «те» времена и «эти» — работа усложнилась?
— Пожалуй. Потому что кроме профессиональных навыков надо еще уметь общаться с людьми.
— Что пожелали бы коллегам?
— Здоровья, посерьезнее относиться к работе и поменьше аварий!