Какая связь между первым секретарем Курского обкома партии и извращениями

Олег Аргунов, работник Госархива, стал героем рубрики "Неформат"

Я, Юлия Кельина, фанатично приглядывающаяся к людям и их занятиям, была вновь вознаграждена.

Выпускник исторического факультета Курского государственного университета и почти магистр, работник Государственного архива Курской области, любитель группы «Агата Кристи» и ее песен веры и отчаяния, садовод, книголюб Олег Аргунов оказался человеком серьезным, сдержанным, не лишенным иронии. Пожалуй, это первый исторический экскурс, который не прерывался зевотой и скукой на моем лице.

Предлагаю и вам узнать о том, чем занимается Олег и почему не читает газеты, какой была Курская область в годы войны и какая связь между первым секретарем Курского обкома партии и извращениями, а также о нелегкой судьбе библиотекарей.

Олег Аргунов, работник Госархива, стал героем рубрики "Неформат"

***

Благодаря президентскому гранту я смог поехать в Сербию. Мы занимаемся восстановлением памяти о русских эмигрантах на территории Республики Сербия: паспортизируем захоронения, устанавливаем личность тех, кто похоронен, историю их жизни. Все данные мы выкладываем на сайт. Благодаря нашей информации родственники находят надгробия своих близких. Ранее мы работали в Белграде на кладбище Новогробля, где самое большое захоронение русских. Изначально там было похоронено около четырех тысяч человек, сейчас, по нашим подсчетам, сохранились останки 1600 человек. В этот раз мы были в городе Нови-Сад. В литературных источниках сказано, что там похоронено 800 человек.

***

В Белграде живет интереснейший девяностолетний дед, который поделился с нами своим архивом. Более того, он сам когда-то составлял список городов, где были крупные русские общины. В те далекие годы.

***

История — это моя жизнь. Именно поэтому я оказался на истфаке в Курском государственном университете. Особое пристрастие к истории я чувствовал всегда. Хотя сказать, что она была моим душевным порывом, не могу. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Я хотел поступить на истфак и поступил, дальше все пошло по накатанной. Помню, возникали моменты, когда мне все надоедало, но это было на первом курсе с большим количеством языков в учебной программе. Я не понимал: то ли меня на историка учат, то ли на филолога. Но потом я осознал, что все знания нужны и полезны.

***

Я писал дипломную работу на тему «Восстановление сельского хозяйства Курской области с февраля 1943 по 1956 год». Кстати, это на самом деле интересно! По самым скромным расчетам, колхозам был нанесен ущерб в те годы на почти 11 млрд рублей. Это с учетом того, что все сельское хозяйство Советского Союза понесло ущерб в 181 млрд рублей. 1/18 часть приходилась только на Курскую область. Восстанавливать было сложно: финансовой помощи практически не было, засуха 46-47 годов значительно замедляла процесс, плюс неоднозначная сталинская административная политика.

***

Я преподавал в лицее №6 в Курске. Класс у меня был физико-математический. Хоть ребята и были толковыми, но им явно не хватало исторических знаний. Я сразу себе просил старшие классы. Потому что объяснить маленьким детям то, что не можешь объяснить себе, достаточно сложно. А девятиклассникам мне было что рассказать.

***

В истории помнить — не главное. Любую дату, событие можно посмотреть в энциклопедии или Интернете. В истории же ключевое — это понимание. Если понимать суть исторического процесса, все остальное запоминается автоматически. Например, я не люблю историю XIX века. Конечно, я знаю ключевые даты, основных персонажей, но детально я с ней не знаком.

***

Объяснить атмосферу в современных библиотеках и архивах можно тремя факторами: экономическим, социальным и психологическим. С первым все понятно: маленькие зарплаты никому не придают оптимизма. В социальном аспекте я бы отметил несколько презренное отношение к читателям у библиотекарей, которые чувствуют себя людьми, владеющими сверхинформацией и требующими должного уважения. Если говорить о психологии, то налицо обида на жизненные условия, диктующая отношение к людям. Не стоит забывать, что в большинстве случаев в архивах и библиотеках работают одинокие женщины постбальзаковского возраста.

***

Кстати, о книгах. Мне интересна зарубежная литература XX века и русская литература второй половины XX века. Мне близко то, о чем говорили русские писатели того времени, потому что я сам из села, да и родственники многое рассказывали. Люблю Набокова, Маркеса, Камю, Сартра и др. Читаю то же, что и все. В моем окружении с этими писателями люди знакомы, и очень хорошо. На истфаке у нас подобрались замечательные ребята. С ними можно было погулять, выпить, обсудить литературу и пофилософствовать.

***

Мне все равно, какую книгу читать — бумажную или электронную, хотя всегда стараюсь купить первый вариант. У меня много книг в домашней библиотеке, около 500 томов. Есть полное собрание сочинений Маркеса, Набокова. Собираю Ленина! Кстати, его сочинения весьма полезны и поучительны, а ведь Ленин был прекрасным историком, экономистом, юристом — нет такой области знания, которую бы он не затронул.

***

В игре «Что? Где? Когда?» в Курске остается все меньше и меньше сильных игроков. На мой взгляд, уровень интеллектуальной игры падает: вопросы становятся банальными, легкими.

***

Я люблю возиться в огороде. Да-да. Мне нравится заниматься цветами, грядками, посадками. Как говорится, все приходит с возрастом. В детстве я ненавидел огород, на котором нужно было постоянно работать. А сейчас для меня это отдушина: ценю моменты, когда могу заняться тем, что нравится по-настоящему. В октябре прошлого года я взял четыре дня отпуска и поехал в деревню. Сажал тюльпаны. Не вижу в этом ничего странного и удивительного.

***

Я практически не читаю газеты. В Курске ничего не происходит интересного, как мне кажется. Вот если бы революция, субботники, Крупская… Я считаю, что СМИ должны выполнять функцию общественного рупора, как это было в советское время. Я хорошо знаком с «Курской правдой» конца 40-х — начала 50-х годов. На газетные публикации реагировали всегда. И реагировали бурно. Вплоть до Центрального комитета партии. К примеру, 19 мая 1950 года была опубликована статья об извращениях в организациях колхозного производства. После ее выхода с должности сняли первого секретаря Курского обкома партии. Есть также множество примеров, когда на заседании Курского областного исполнительного комитета детально разбирались статьи, опубликованные в газетах, продумывались меры по исправлению недостатков. Это реально работало. Согласен, там много пропаганды, но и правдивых фактов предостаточно. Историки оценивают специфику подачи информации того времени и отсеивают идеологический налет.

***

Курску не хватает образования, сменяемости власти и вежливости. Иногда могут облаять за то, что сказал «здравствуйте». Постепенно учишься чувствовать, будет тебе хамить человек или нет, а дальше подстраиваешься под его поведение. С одной стороны, это малодушие, а с другой — социальная адаптация. И элементарная экономия своих нервных клеток. Хамство хамством не победишь, но тоном, мимикой можно продемонстрировать свое отношение и так или иначе завершить конфликт.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 28 марта 2017

Заголовок в газете: В интересах революции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру