Как потомки победителей празднуют День Победы

Во что превращают Великий день?

Каждый год все идет по кругу от 10 до 9 мая. За неделю-другую перед Днем Победы начинаются торжественные мероприятия, приуроченные к очередной годовщине великого праздника. Для Курска, пережившего оккупацию и освобождение, это особенный день. Который, к несчастью, мешают с нечистотами уже который год. «Днями торгашей» принято считать Новый год, 14 и 23 февраля, а также 8 марта. Но по воле предприимчивых граждан 9 мая попало в разряд таких же базарных дней. Так почему же это произошло?

Во что превращают Великий день?
vk.com

Все началось с 2005 года, когда в преддверии шестидесятой годовщины Победы была запущена акция «Георгиевская ленточка», созданная с целью просвещения молодежи и атрибута памяти тех страшных дней. Имеющая в первые несколько лет большой резонанс, она трансформировалась в объект насмешек. Ленты начали появляться на антеннах автомобилей, регистрационных номерах и даже повязывались на колеса. Пешеходы, не отличаясь от водителей способностью здраво мыслить, начали носить ее на сумках, рюкзаках и обуви. К символу Победы отношение стало наплевательским среди всех поколений, за редким исключением. С годами ситуация ухудшилась. Лент стало гораздо больше, чем желающих их носить. И именно тут включилась коммерция.

Задача простая — обозначить свою причастность ко Дню Победы и сделать акцент на продвигаемом товаре. Фантазия вышла за рамки дозволенного. Лентами в супермаркетах оборачивалось все: и водка, и майонез, и презервативы. Сети АЗС раздавали символ Победы при заправке автомобиля, и эти самые символы выбрасывались в урны вместе с чеками прямо на территории заправок. К тому моменту раздача лент стала уже повсеместной. Откровенно впихнуть их пытались везде, и пятая или шестая по счету редко кому была нужна.

Из подобных мелочей складывается отношение к празднику в массах как к чему-то навязчивому и совершенно бесполезному.

Пытаясь как-то ослабить нарастающий негатив к ленточкам, в 2014 году была создана акция «Бессмертный полк». Казалось бы, прекрасная инициатива, объединяющая граждан. Но загвоздка нашлась и тут. За 10 лет до ее начала на возложении цветов к Мемориалу павшим войнам никогда не было большого количества людей. Те, кто считал своим долгом почтить память героев, делали это без пафоса, лент и плакатов. Сейчас же после празднований в каждом офисе коллеги будут хвастать друг перед другом посещением мемориального комплекса и участием в «Полке». Первый символ Победы дискредитировала сама же целевая аудитория, а массовые мероприятия превратились в моду, сделавшись практически обязательными к посещению среди представителей определенных кругов. Не прошелся с плакатом по центральной улице — не чтишь память предков.

Я помню, я плачУ

И пусть на этом закончились бы все сложности, но есть еще стоимость атрибутов памяти.

Бесстыдники, привыкшие зарабатывать благодаря тенденциям, особенно активизировались в этом году. В список реализовываемой продукции входят и сувениры, и памятные знаки, и георгиевские шарфы длиной в полтора метра. Да и напечатать плакат с фотографией для «Бессмертного полка» предлагают за 400-700 рублей. Жажда наживы явно сильнее памяти предков.

Но особняком среди попыток заработка легких денег стоят наклейки на автомобили. Тут уж на любой вкус и цвет, любых размеров, с любым содержанием. 2017 год снова бьет рекорды — реализация наклеек началась за месяц перед праздником. Многие жители областного центра хотя бы однажды видели припаркованные авто дельцов в оживленных местах. Эти хитрецы год за годом придумывают новые способы заманить людей, но в этот раз они смогли превзойти себя. По их заявлениям, «10% с продаж достаются нуждающимся ветеранам».

Вот не лучшая ли это иллюстрация к «памяти»? За 72 мирных года не всех участников боевых действий, подполья и тыла обеспечили всем необходимым. То есть что же нам хочет сказать условный Антон, приклеивая на свои «Жигули» наклейку с содержанием «1941-1945. Можем повторить!»? Неужели еще более 25 миллионов смертей военнослужащих и гражданских? Неужели опять оккупации, плен, бомбардировки, массовые расстрелы и уничтожение целых деревень? Ему этого явно мало, для полного удовлетворения он еще и согласен на нуждающихся спустя семь десятков лет фронтовиков.

Сами же продавцы хорошо идут на контакт и рассказывают о своей деятельности без стеснения. Один из них в центре города и вовсе разложил все по полочкам. В наличии флаги, наклейки и даже георгиевские ленты. Последние, к счастью, не продаются, а вручаются при покупке других атрибутов Победы.

МК: Здравствуйте, во сколько вы оцениваете память?

П: Что подсказать? Большие, маленькие, средние? Цены от 50 до 450 рублей.

МК: А почему так дорого? Ведь их изготовление стоит копейки.

П: Работаем напрямую от поставщиков, у посредников еще дороже. Раньше была маленькая фирма, а теперь производственная компания. Почти все автомобили, с которых ведется торговля, закупаются там. Кто-то напрямую, кто-то через посредников. Отсюда и цены.

МК: И несмотря на цены, ассортимент у вас весьма скромный — нет и десятка видов. Покупатели не жалуются?

П: Нет, люди берут с удовольствием. При необходимости мы можем сделать любую наклейку любого размера на заказ. Готова будет через день-два.

МК: Если не секрет, что побудило вас этим заняться? Легкие деньги или желание напомнить людям о войне?

П: Это просто подработка, не более того.

Получается, что все эти наклейки печатаются одним человеком. Вот кто действительно придумал гениальный способ делать деньги на гибели миллионов людей.

Из года в год продавцов, «помогающих ветеранам», все больше. Все объяснимо, ведь спрос рождает предложение. Соответственно, больше и условных Антонов, бездумно покупающихся на призывы, оскорбительные для любого здравомыслящего человека. Но и на этом не заканчивается грязь.

Апогеем становится торжественная часть Дня Победы. В Курске есть всего два праздника, превращающих центр в одну большую пешеходную зону. И если День города для многих рабочий, то 9 Мая принято отмечать по-настоящему. К вечеру толпы горожан стекаются к Красной площади в ожидании салюта. Каждый присутствовал там хотя бы раз, и каждый видел, чем это заканчивается. Но не все знают, как начинается.

Магазины, в которых продается алкоголь, 9 мая делают выручку, эквивалентную полутора-двум месяцам торговли, ведь употребление спиртного начинается с самого утра. Ни ленточки, ни возложение цветов, ни «Полк» не объединяют курян так, как желание отметить праздник в самом сердце города. Тут будут и школьники, дорвавшиеся до пива и энергетиков, и вполне серьезные и взрослые люди с водкой и вином. Все подворотни будут загажены, а Красную площадь и улицу Ленина будут чистить от бутылок, банок и осколков до самого утра. Своеобразный «апофеоз войны», только в современной интерпретации.

Самое же ужасное заключается в том, что война пришла в каждый дом. Гибли отцы, деды и прадеды. Гибли на фронте, в плену, в концлагерях. А сегодня их внуки и правнуки, потомки народа-победителя год за годом опошляют День Великой Победы. Кто-то наживается на памяти любыми возможными способами, кто-то бездумно это принимает, а другие просто заливают глаза. Все, к чему сводится та самая сакральная фраза «можем повторить», ограничивается пьяными возгласами в вечернее небо под раскаты салюта и больными головами утром 10 мая. Ветераны-победители? Празднование оказывается настолько крепким, что редкий человек вспомнит о них до следующего Дня Победы.

Все же память нельзя культивировать в умах безразличных. Никто не отговорит людей идейных, скромно посещающих могилы родных воинов и мемориальные комплексы, прийти туда с гвоздиками. В абсолютно любой день в году, а не только 9 мая. Только вот чтить память предков — удел людей, знающих историю. Историю своей семьи, своей страны, своего народа. Хочется верить, что к памяти ужасных дней люди однажды начнут относиться с уважением.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру