Курск возвращается к дедовскому способу производства обуви

Все о качественной обуви

Не секрет, что европейские стандарты являются эталоном во многих странах мира. Однако в России приживается далеко не все. Несмотря на тенденцию отказа от натурального меха и кожи, в нашей стране, наоборот, ценят натуральные материалы и презрительно морщатся при слове «искусственный». Слишком сильна любовь россиян к норковым шубкам и кожаным сапогам.

Все о качественной обуви

Мастерская по пошиву обуви...

Каким вы можете представить себе подобное место? Маленькая постройка, оставшаяся еще с прошлого десятилетия. Внутри ощущается стойкий запах резины и сигаретного дыма. За столом сидит мужчина. Он поставит набойки на каблуки, прошьет подошву и заменит молнию. Похожая картина рисуется в моей голове, когда кто-то говорит про сапожников и заведения по ремонту обуви.

Инасколько было сильно мое удивление, когда я попала в студию авторской обуви авторской обуви «Coddex Hand Made», которая существенно выделяется на обувном рынке прежде всего ручной работой. Ручная работа? В Курске? Звучит сомнительно.

У входа меня встретила улыбающаяся женщина (надо же, а где ворчливый администратор?). Правда, провожать меня к начальству не пришлось. Самвел Авагян, один из владельцев студии «Coddex Hand Made», вышел из соседнего помещения первого этажа. Именно тут находится самое сердце студии — производственный цех, где создается обувь. Только вот в «цеху» царит все та же атмосфера чистоты, аккуратности, некоторой педантичности. Нет того самого «сапожника», который разговаривает исключительно матом. Каждый из мастеров трудится над своим детищем.

С Самвелом мы беседовали в приятном светлом зале на втором этаже. И тут я обратила внимание на нескольких сотрудников, на ногах которых — вся моя зарплата. Чем же так отличается эта обувь, раз за нее люди готовы платить на порядок больше обычного?

«Мы часто делаем выбор исходя не из того, что нравится, а из того, что есть»

— Расскажите, как родилась идея авторского пошива обуви? Несколько сотен пар такой продукции не выпустишь, фабрику не откроешь, да и в Курске, как мне кажется, далеко не все могут себе позволить такие расходы.

— Сама идея родилась, когда я приходил в магазины покупать обувь. Мы часто делаем выбор исходя не из того, что нравится, а из того, что есть. В крупных магазинах зачастую представлен определенный размерный ряд, и твоего размера может там не оказаться, потому что его разбирают слишком быстро или вовсе не привозят. Я подумал, что было бы хорошо заказывать обувь. По своему размеру, форме стопы. С выбором ткани, цвета и фасона.

Изучили вопрос, посмотрели, где такие обувные ателье вообще есть. Да, в России существует много производств по пошиву обуви, но в Курске мы первые. На сегодняшний день наш магазин представлен и в Белгороде. Через Интернет поступают заказы из Москвы. В принципе, мы по всей России можем осуществлять доставку. Конечно, пока в нашем городе больше всего покупателей.

К беседе присоединился мужчина средних лет. В глаза бросилась седина, самая обычная одежда и дорогие туфли.

— Это Григорий Карапетян - вдохновитель, создатель и главный гуру студии «Coddex Hand Made», — говорит мне Самвел, улыбаясь. — Он знает гораздо больше меня. 

— Григорий, расскажите, как работает ваш мастер? Ведь обувь шили и сто лет назад. Вы используете в своем производстве технические достижения последних лет?

— Мы сейчас создаем обувь, которую шили наши деды. То есть из натуральных материалов. Все машинки используют, а мы свои руки. Снимаем мерки с ноги, делаем колодку. Шьем образец обуви для примерки. Человек может надеть ее и сказать «тут неудобно», «тут поджимает». При необходимости корректируем пару. Затем уже шьем оригинал. Вот такой у нас процесс работы.

— Кто работает в вашей команде и как в нее попасть рядовому сапожнику?

— Профессия на самом деле серьезная. Люди, ставшие мастерами, потратили годы на обучение. Раньше можно было пренебрежительно сказать «обувщик». Теперь это уже искусство. Посмотрите на любую нашу работу. Подбираются индивидуально цвета, стиль, фасон. Все вручную прошито. Многие наши мастера по 20 лет отработали.

Важно понимать, что у нас не фабрика, на которой идет процесс массового производства, где один человек выполняет одну функцию и больше ничего не может. У нас же специалист сам может собрать всю пару.

Григорий Карапетян

«К резиновым подошвам не вернешься…»

— В Европе сегодня новая тенденция: отказ от употребления мяса, от натуральных мехов, кожи. Ярые защитники природы могут упрекнуть любителей норковых шуб и кожаных сапог в цинизме и жестокости. Были ли у вас конфликты на этой почве?

— Нет. Ну, мы же не кожевники. Нам материалы привозят из Москвы. Условно говоря, это же твари, те, с кем мы работаем. Змеи, акулы, угорь. Ну, страус… да, это птица. Но его мясо едят, так же как и куриное. Мы работаем с тем, что в азиатских странах в пищу употребляется, с тем, что люди едят. Им же кожу нужно продавать. Редких животных мы не трогаем. Нет у нас мехов. Тигров, медведей и всех тех, за кого часто борется ГРИНПИС, у нас нет.

— Что пользуется спросом у ваших клиентов?

— Все зависит от кошелька. Наши покупатели — люди, имеющие свой бизнес или занимающие высокие должности. Минимальная стоимость одной пары обуви у нас составляет 15 тысяч рублей. Если человек приходит со своим дизайном, цена существенно увеличивается. Конечно, тот же экзотический страус будет дороже. Но сроки носки такой обуви не сравнятся с фабричной. У нас гарантия два года и год бесплатного обслуживания. Вообще, мы не только шьем обувь, мы ее и чиним.

Как-то к нам обратился мужчина с просьбой отремонтировать пару туфель. Он в них ходил около пяти-шести лет. Любимые были. Конечно, за такой период они сносились полностью. Мы ему их, считай, заново собрали. Теперь столько же отходит.

У человека должна быть не одна пара обуви, а двадцать. Ты же обулась, ходишь весь день, снимаешь-надеваешь. Если обувь из натуральных материалов, нужно дать ей немного времени «отдохнуть и подышать». Тогда за два-три года точно ничего не собьешь.

— В Курске и в целом в России как к отечественному производству относятся? Тяжело конкурировать с иностранными производителями?

— Я вам скажу, что мы какое-то время работали с итальянской компанией. И никакой разницы я не вижу. Что они шьют, что мы. Тут дело в том, что их государство в этом заинтересовано: поддерживает, внимание уделяет качеству, а не просто «купи-продай». Если бы нашим кожевникам и сапожникам дали шанс, мы были бы не хуже Италии. Сейчас, кстати, мы шьем шесть пар на заказ. В Чили отправлять будем.

Если честно, у них просто мощная рекламная кампания. Мы, например, такую позволить себе не можем. Да и нет в этом необходимости. У нас как бывает. Человек приходит и выбирает для себя пару. Как правило, не одну. Часто сразу заказывают по две-три пары. Даже если и берут одну, то спустя какое-то время возвращаются за второй. Или с семьей приходят, с друзьями. Когда носишь нашу обувь, понимаешь, какой вообще она должна быть, как нога себя может чувствовать в ней. К резиновым подошвам и ненатуральным тканям возвращаться тяжело.

— Можно посмотреть каталог?

— Лучший каталог — это стенд с нашей обувью.

Да, действительно, ни глянцевые страницы, ни экран монитора не сравнятся с «живой картинкой». Жаль, что так и не решилась попросить примерить белоснежные оксфорды.

Дизайнерская ортопедическая обувь — что-то новенькое

— То есть стоимость складывается из учета материалов, работы дизайнера и сапожника?

— Человек должен себя любить. К этому и ведет наша обувь. Знаешь, ведь сейчас и старые, и молодые постоянно чем-то болеют. Люди носят искусственную химию. А у нас нога дышит, потеет, а кожа все вытягивает.

Деньги за одну только красоту не платят. Есть люди, у которых проблемы с ногами. Косточка сильно выпирает, широкая нога, высокий подъем. Они часто не могут подобрать обувь в магазинах и становятся нашими постоянными клиентами. Хоть убей — не уйдут отсюда. И они не только выбирают цвет или фасон с картинки, они выбирают здоровье. Тем более не секрет, что с возрастом начинаются проблемы со спиной. Обувь и здесь не последнюю роль играет.

Сейчас детям нормальной обуви совсем не шьют, все на резиновой подошве. Все наговаривают на коммунистов. А я помню, тогда детская обувь обязательно должна была быть на натуральном чепраке. Проверяли все. Сейчас никто этим не занимается, а мы хотим и детям шить.

— Совместим красоту и здоровье — как вам девиз такой?

— Представь, ребенок мечтает иметь красивую одежду и обувь. Когда у него это появляется, он самый счастливый человек. Так же и со взрослыми. У человека появился дорогой красивый костюм. Он его надевает, а внизу что? Смотришь и понимаешь — не подходит… Как только обувь хорошая находится, он уже счастлив и рад, чувствует себя совсем по-другому. Вот это и есть главное.

Выхожу на улицу. Мысленно считаю. Что выгоднее? Несколько пар хорошей обуви или несколько приемов у хорошего врача-специалиста? Ах да. Врач пропишет лекарства, за которые тоже нужно заплатить. Пытаюсь найти в «Гугле» средний ценник приема у специалистов, занимающихся проблемами спины, список процедур и лекарств. Пересчитываю. Радуюсь, что цены смотрела только из интереса, а не из надобности.

Закончу, пожалуй, избитой, но очень актуальной фразой — «Все гениальное — просто». Качественная, индивидуальная и дорогая обувь — далеко не пафос. Это здоровье, комфорт и красота. А, как известно, на этом нельзя экономить.

Музыканты знают толк в качестве и красоте

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2017

Заголовок в газете: Дорого, качественно, по старинке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру