Пока огнеборцы искали воду, дом семьи Ефремовых сгорел дотла

Пожарные не смогли спасти частный дом в Курске. Или не спасали?

На прошлой неделе в редакцию «МК Черноземье» поступило необычное обращение. А начиналось оно так: «10 октября загорелся мой дом по адресу: Рассыльная, 75а. И первое, что хотелось бы донести до людей, — как на месте происшествия работали пожарные...» На ум сразу пришло — очередная хвалебная песня о доблестных спасателях. Однако история Виталия Ефремова моментально спустила журналистов с небес на землю. Такого даже в фильмах не показывают...

Пожарные не смогли спасти частный дом в Курске. Или не спасали?

Угли хорошими оказались

В уютном двухэтажном доме Виталий проживал вместе с супругой, двумя детьми и своим отцом — инвалидом второй группы. Во второй части дома проживал брат Виталия с женой и двумя детьми. Никто из домочадцев и представить не мог, что тот злополучный вечер кардинально изменит их жизнь. И вроде бы все как обычно: супруга с полуторагодовалой дочкой в больнице, отец занят своими делами на первом этаже, а глава семейства с четырехлетним сыном играет в его комнате. Моргнул свет. Но Виталия этот факт не смутил. Частный сектор. Здесь такое часто бывает. «Может, соседи подключили сварочный аппарат», — подумал хозяин дома. Электрика в комнатах продолжала работать. А уже через семь минут Виталий почувствовал запах гари, и через минуту отключился свет.

— Я полез на чердак. Открываю дверь, а у нас там все горит. Естественно, я побежал спасать сына. Укутал его в одеяло, спустился со второго этажа и отдал папе, чтобы он вынес сына на улицу. В тот момент уже горела пристройка, — рассказывает Виталий Ефремов. — Побежал к брату — он живет во второй части дома. Он ел и даже не подозревал о пожаре. Приблизительно в 19:45 мы позвонили в службу спасения «112». Нам задавали кучу вопросов, а потом переключили на МЧС. Пожарная бригада приехала через 20-25 минут. И тут началось самое интересное...

По словам хозяина дома, пожарные даже не собирались тушить огонь. Они вышли из машины и начали приветствовать друг друга, интересоваться, кто и как провел отпуск. Некоторые огнеборцы даже стали возмущаться по поводу того, что их выдернули из дома на вызов. Другие ворчали: «Зачем дом тушить? Пламя уже разгорелось. Все равно мы его не спасем». Пожарные рукава спасатели раскручивали на протяжении 30-40 минут. Виталий, пребывающий в ужасе от происходящего, не выдержал и принялся самостоятельно раскручивать рукава, подключать их, крича пожарным, что дом в длину уходит во двор. Мужчина объяснял огнеборцам, что существует и другой подъезд к дому. Однако пожарных это мало интересовало: «Мы не имеем права перевозить машины с места на место. У нас есть руководство, к нему и обращайтесь. А без их согласия мы никуда не двинемся, будем отсюда тушить».

— Эти, с позволения сказать, «пожарные» просто ходили вокруг дома и разговаривали. Пока они перерезали провода и искали лестницу, прошло еще пять минут. Из одного рукава они пытались потушить пожар в доме площадью 400 квадратных метров. Струйкой прыснула вода и тут же потухла. Бригада из первой машины заявила: «Зачем мы вообще приехали? У нас же воды нет». Вторая машина говорит, что у них тоже воды нет, — с ужасом вспоминает Виталий Ефремов. — Начали они заниматься перекачкой воды. Тушат огонь, через секунду вода тухнет. И так по сто раз.

В этот момент я бегал между пожарными в одних трусах и босиком — в том виде, в котором выбежал из дома. Начал их просить, чтобы они связались по рации с начальством. На что получил ответ, что связываться они ни с кем не собираются, и предложили мне бегать и искать его самому. Я стал рассказывать, что у нас есть собственный пруд и оттуда можно начать качку воды. Однако пожарные заявили: «Будем тушить отсюда, сейчас нам воду подвезут».

Смена лиц при тех же «декорациях»

Два часа безуспешной борьбы не с огнем, а с бездействием пожарной бригады не принесли своих плодов. Правда, когда сменились действующие лица на месте происшествия, куда прибыло все руководство пожарной службы, включая начальника Главного управления МЧС России по Курской области Ивана Лунева, сразу же одна из пожарных машин поехала на другой конец дома. И в течение оставшихся двух с половиной часов огнеборцы принялись интенсивно тушить пламя.

— Когда от дома остался пепел, пожарные сказали: «А что? Угли нормальные, можно и шашлык пожарить». Я даже затрудняюсь, как назвать то, что моей семье пришлось пережить в тот вечер, — говорит Виталий. — Самое обидное — когда я задал им вопрос, что бы они делали, если бы был ветер во время пожара, они заявили, что сами уносили бы ноги. Вы понимаете, они б район не спасли. У нас на улице все дома впритык друг к другу стоят. Наш дом горел пламенем шестиметровой высоты.

Когда все закончилось, Виталий Ефремов поехал получать акт о пожаре. Однако составленный начальником караула пожарной части №20 Александром Макаровым акт пострадавший отказался принимать. Объяснил он это тем, что сведения, представленные в отчете, не совпадали с действительностью.

«...время поступления сообщения о пожаре 20 час. 00 мин. Время прибытия 1-го подразделения пожарной охраны 20 час. 05 мин. Время локации пожара в 20 час. 51 мин. Время ликвидации пожара в 22 час. 05 мин. Число участников тушения 32 человека».

— Двадцатая пожарная часть находится на Ольшанского. Я живу на Рассыльной. И вот каким образом они добрались за пять минут до моего дома? Чудеса. Акт этот, естественно, я не принял. Расписываться в нем не стал. На что мне сказали: «Ну да, у нас есть внутренний акт, где написано, что была нехватка воды. Но мы не имеем права вам его отдавать». Слов не хватает. А еще очевидцы пожара нам прислали видео, на котором отчетливо видно, что в тушении пожара принимали участие не 32 человека, как написано в акте, а от силы 8, а в первые два часа и вовсе 2 человека, — говорит Виталий Ефремов.

В свою очередь, корреспонденты «МК Черноземья» обратились за комментариями в Главное управление МЧС России по Курской области.

«Московский Комсомолец Черноземье»: 10 октября на улице Рассыльной произошел пожар...

Капитан Малыгин: Да, я сегодня об этом слышал. Якобы пожарные плохо отреагировали, со слов погорельцев.

МК: Действительно ли пожарные на вызов прибыли без воды?

К.М.: Могу вам ответить исходя из своего опыта 17-летнего. Лично мое мнение, такого быть не может. Это 100%. Просто это люди, которые не имеют знаний в этом деле. Плюс обида у них, наверно, что с горем таким столкнулись. Но чтобы пожарные без воды приехали — такого быть не может. Каждое дежурство проверяется машина, ее техническое состояние, а также и заправленность водой. Второй момент: люди думают, что пожарные приехали — и бац, пожар потушен. В грузовой машине с цистерной находится около четырех тонн воды. Когда к ней подсоединяется ствол и начинается тушение огня, то, по большому счету, если взять ствол «А» с наибольшим диаметром, эти четыре тонны воды заканчиваются за пять минут. Это технические характеристики пожарной цистерны. Плюс у них безводный район, как я слышал. Значит, когда вода закончилась, нужно ствол отсоединять, ехать и заправляться дополнительно. А это снова потеря времени. Знаете, это обывательское мнение: если вода закончилась, значит, там ее не было. Понятно, что руководство еще будет разбираться с этим делом. Но, лично мое мнение, на видео, например, видно, что стоят двое пожарных, тушат пламя, стараются.

В пожарной части №20 города Курска диалог с журналистами выстроился по-другому.

МК: Здравствуйте. На улице Рассыльной 10 октября был пожар, можно вам несколько вопросов задать?

Диспетчер, которая не представилась: Мне некогда с вами разговаривать. Я на работе.

МК: Ну, может, уделите минутку? Говорят, что пожарные бездействовали два часа на месте происшествия и без воды приехали.

Д.: Это не правда. У нас не могут пожарные без воды ездить.

МК: Нам дали комментарий, что, возможно, вода могла просто закончиться.

Д.: Это тоже не правда. Вода не может закончиться. Звоните начальнику части Алексею Юрьевичу.

И мы позвонили.

МК: Здравствуйте. Хотели бы с вами пообщаться по поводу пожара, который произошел на улице Рассыльной.

Алексей Юрьевич: Что вас интересует?

МК: Почему пожарные в течение двух часов бездействовали?

А.Ю.: Все вопросы через пресс-службу.

Словом, спасательные службы старательно обходят историю пожара стороной. И только лишь капитан Малыгин, который слышал о произошедшем, согласился дать хоть какой-то комментарий.

Справка, чтобы получить еще справку

В настоящий момент Виталий Ефремов пытается решать вопросы с администрацией города.

— Когда мы приехали в администрацию первый раз, нам горы золотые пообещали: расселить и оказать помощь. Но до сегодняшнего дня — тишина. Слава богу, что мир не без добрых людей. Нам позвонили простые люди, которых мы даже не знаем, и предложили остановиться в их трехкомнатной квартире. А администрация и МЧС нам списки надиктовывают, какие документы необходимо для них собрать. Я приехал в МЧС за справкой о пожаре, там говорят: «Ждите 30 дней». Приехал в администрацию Сеймского округа, там говорят: «Нужен акт о состоянии дома», который ждать еще месяц, — рассказывает пострадавший. — Да, я понимаю, у нас есть материнский капитал. Ну так пойдите нам навстречу, дайте хоть какую-то квартиру. Брату моему проще. Он подполковник полиции, и ему генерал сразу дал служебную квартиру.

И как всегда случается в нашей стране, простые люди оказывают большую помощь, чем государство. Семье Виталия собрали вещи, перечисляют безвозмездно денежные средства. А вот сколько будет длиться бюрократическая волокита, до сих пор не известно. Госпошлины, восстановление документов, получение справок — все это деньги и время, которого у семьи Ефремовых нет. Так что же вы, господа чиновники, отмалчиваетесь? Слово за вами...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2017

Заголовок в газете: Пожарный не спит — служба не идет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру