Первый зампред регионального орловского парламента Михаил Вдовин о проблемах во власти

Губернаторы меняются, а жизнь отдельного человека — нет

Как правило, о проблемах во власти говорят все, кроме представителей самой власти. Случай почти исключительный: эту тему согласился обсудить с «МК Черноземье» Михаил Вдовин — третье лицо во властной вертикали Орловской области, первый зампред регионального парламента. Правда, предупредил: его суждения — сугубо личные, это не позиция облсовета или реготделения партии «Единая Россия», парламентскую фракцию которой он возглавляет. Разговор длился почти три часа. Наболело.

Губернаторы меняются, а жизнь отдельного человека — нет
Фото с сайта Государственной думы РФ

Эксперимент продолжается?

— Орловцам в очередной раз назначили руководителя, который не имеет к этому краю никакого отношения. И второй раз — члена КПРФ, хотя последняя уже утратила свои позиции в регионе. Это нормально?

— Не поверите — многие говорят: мне все равно, я не запомнил имени предыдущего губернатора и ничего не знаю о новом — жизнь от них не зависит и не меняется. Так что назначение нового губернатора является судьбоносным для довольно узкого круга лиц, прежде всего для чиновников, которых могут уволить, журналистов да политиков. Но оно может стать судьбоносным для региона.

Если же говорить о моем отношении, то я воспринял приезд назначенца из Москвы с большой настороженностью — говорю честно и откровенно. Не из-за его политических пристрастий. А потому что в третий раз нам присылают человека, который никак не связан с Орловщиной. Орловцы, наверное, достойны, чтобы ими руководил кто-то из их числа.

Мне говорят: тут нет стоящих кандидатов. Неправда. Такое могут утверждать только те, кто не знает регион. У нас, к примеру, есть очень сильные главы районов, другие достойные люди. Тем не менее Орловщина в очередной раз стала площадкой для некого политического эксперимента, ареной политической договоренности. Это не претензия лично к Андрею Клычкову, однако на вопрос, почему сюда назначен человек, далекий от Орловской области, ответа нет.

— Активно обсуждалось, как стоило бы поступить назначенцу Кремля с командой Потомского. С одной стороны, многих надо просто гнать взашей, а с другой, выгонишь — и? В правительстве Орловской области чуть не 70% — не местные.

— Ох уж эта команда: уезжали-приезжали, я даже бросил вносить изменения в телефонный справочник — места не осталось, куда вписывать новые фамилии… Клычков сказал, что будет брать орловских — и пока выполняет свое обещание. Первые назначения лично меня радуют. Он забрал из облсовета трех человек и поставил их на ключевые должности. Возможно, такое было раньше? Нет. И не было.

Ряд чиновников, конечно же, должны быть немедленно отправлены в отставку. Я не буду называть их фамилии — не хочу навязывать свое мнение, но скажу, что с ними связаны приемка юбилейных объектов и участие в схемах сомнительного характера, уже ставшие предметом внимания правоохранительных органов. Нет ничего хуже советов, но на месте Клычкова я бы дал некоторым гореуправленцам месяц на расшивку проблем, которые были созданы во время их работы, — по Агентству ипотечного жилищного кредитования, по Фонду капитального ремонта, по ремонту дворовых территорий, предварительно взяв с них заявления на уход по собственному желанию. И по истечении 30 дней, если проблемы не будут решены, заявления бы эти подписал. За свои действия чиновники должны нести ответственность.

— Вы с ним общались?

— Дважды. На фракции, куда он приходил, и на субботнике на Дворянском гнезде. Если говорить о субботнике, мне понравилось, как он работал. Я впервые увидел человека высокого ранга, который делал это не на камеру. Сам я расчищал дом Лизы Калитиной и, честно говоря, в запарке вспомнил о нем часа через полтора. Стало неловко: пригласил человека — и забыл, пошел его искать и с большим трудом нашел в толпе — он, как и многие простые орловцы, носил бревна.

Черно-белый вариант

— Потомский, помнится, сажал деревья… А как вы оцениваете предыдущего губернатора?

— Боюсь уподобиться тем, кто на следующий день после отъезда Потомского заявил, что они не при делах и были категорически против…

— Да не было тут, на пл. Ленина, 1, ни одного, кто категорически против…

— Видели могилу Хрущева на Новодевичьем кладбище? У памятника одна сторона лица — белая, а другая — черная… Я бы не стал давать однозначную оценку деятельности Потомского. Половина — черная. Половина — белая. Он работал в той системе, которая есть в стране.

Бюджет — его несомненный минус. Но что было делать? Не платить людям зарплату? А кредиты тогда давали только коммерческие, государственных не было. Вот поставь любого критика в такие условия: завтра надо выполнять указ президента, повышать зарплату бюджетникам, а денег нет. Отсюда кредиты.

— Но разве не на его совести практически обанкротившееся МУП «Спецавтобаза», у которой отняли заказы в пользу братской «ЭКОТЕК», «Орелводоканал», снос Гостиной, 1, передача полномочий от муниципалитетов в область, что окончательно обескровило областной центр, изуродованная улица Ленина, потерявшая свой исторический облик? Можно долго перечислять...

— Не спорю. Но есть вопрос. А где были в это время чиновники? Где была администрация города с мэром и главой? Тяжело встать и сказать: я против. Но если ты не сказал «нет» в свое время, то бери часть вины на себя. Потому что ты имеешь право команду не выполнить. Всегда есть выбор. Но это тяжелый путь, потому что в условиях Орловской области уход из власти есть уход в никуда, а при некоторых губернаторах еще и преследовали — чтоб никуда не устроился. 

Вот вы говорите: испорчена главная улица города. Согласен абсолютно. Но задаю вопрос: как это произошло? Давайте поднимем фотографии. Вот они идут по «обновленной» улице Ленина. Чиновники известные и сейчас, толерантные, с распахнутыми пальто, камеры за ними бегут… Они до сих пор еще у власти. Увы, чиновник в наших реалиях не отвечает за свои решения.

На мой взгляд, нужен закон, в соответствии с которым главы субъектов РФ и главы муниципалитетов должны нести ответственность за свои действия минимум 10 лет после сложения полномочий. А то что получается: глава натворил, накуролесил, ушел на повышение — и никакой ответственности. Надо менять систему.

«Тихое сопротивление»?

— В отличие от чиновника, депутат ничем вроде бы не рискует, но голоса облсовета что-то не было слышно. Передачу полномочий вы узаконили, хорошо хоть за объединение районов не успели проголосовать… Я не помню ни одного случая, когда облсовет был бы против!

— На самом деле все несколько не так. Просто у нас есть негласная установка: если решение носит спорный характер и на уровне комитетов и комиссий не принимается, то на заседание облсовета вопрос просто не выносится.

— То есть у вас было тихое сопротивление.

— Можно и так сказать. Мы на сессиях облсовета не кричим, считая это неправильным. Но ряд решений, которые нам власть присылала, комиссии и комитеты отклоняли, на облсовет не выносились, и инициативы обладминистрации таким образом отклонялись...

Например, неверную идею объединения районов на широкое обсуждение не выносили, на сессии не обсуждали, но подключали Совет муниципальных образований, Совет Федерации. И Потомский отступил.

Что касается перехода полномочий, то стоит признать, что это было непродуманное решение. Полномочия надо возвращать и перераспределять, но не бездумно.

Теперь по поводу молчали-не молчали. Вот справка с перечнем проверок КСП, которые инициировал облсовет: АИЖК (материалы проверки направлены в прокуратуру, возбуждено уголовное дело, возмещено имущества на 40 млн), проверка целевого использования средств при строительстве объездной дороги на ул. Карачевской, проверка ГУП «Дорожная служба» (возбуждено три уголовных дела) и т.д. То есть практически по всем болевым точкам облсовет инициировал проверки, и правоохранительные органы реагировали. Вот так мы работали. В сложных условиях.

Ждет ли орловцев покраснение?

— Орловская «Единая Россия» будет выдвигать своего кандидата на выборы губернатора?

— На мой взгляд, должна. Если только не будет иного решения Генсовета партии.

— А вам, единороссу, не мешает то, что Андрей Клычков — член КПРФ?

— Противоречие есть. Но «ЕР» поддержит все, что будет идти во благо народа. Однако, если Клычков будет реализовывать политическую составляющую своей деятельности, это будет очень плохо.

— Что вы имеете в виду?

— Политсоставляющая уже есть. К примеру, была дана команда провести во всех районах под эгидой глав администраций торжественные заседания, посвященные 100-летию революции, дана команда привести людей на митинг, посвященный столетию. Давал ли их сам врио губернатора или чиновники — не знаю, но команды были. Если в дальнейшем появятся попытки реставрации прежних политических порядков на территории Орловской области, будет очень сложно. Невозможно двигаться вперед с лозунгами, с которыми выступила КПРФ на митинге к 100-летию революции: «Землю — крестьянам, заводы — рабочим!» И есть опасения, что членов «ЕР» будут перекрашивать в цвета КПРФ. Мы такое проходили, когда одна из команд КПРФ по политическим мотивам просто зачищала исполнительную власть в городе Орле. Эти люди не ушли в небытие, они находятся рядом с нами и рядом с губернатором. Если они попытаются реализовать эту схему в регионе, она будет просто убийственной. Еще и политические потрясения Орловская область не переживет. При этом главные-то вызовы — экономический и управленческий, а не идеологический.

— На них могут ответить только высококлассные специалисты. Они у нас есть?

— Сейчас в нужном количестве нет. Но если создадим прозрачную систему входа во власть и введем систему ответственности, то в перспективе получим блестящие результаты. Сегодня чиновник может быть честным, уважаемым, авторитетным, но он не продвинется. И наоборот. Потому что судьба чиновника решается в кабинетах и кулуарах. И чиновник, осознавая это, вольно и невольно ориентируется не на «народ», а на кабинет. До тех пор, пока главными критериями работы будут преданность, «командность», лояльность к руководителям, способность выполнять сомнительные задачи, систему управления будет чрезвычайно сложно поменять.

Мне говорят: это не главная беда, главная — нет денег. Не согласен. Очень многое зависит от конкретной личности. Возьмите город Орел. Для меня очевидно: он из года в год теряет свои позиции большей частью по субъективным причинам, из-за слабого управления. «Гортеплоэнерго» с трехмиллионной прибыли с приходом одной из команд стало иметь кредиторку в 600 млн, МУП «Спецавтобаза» и «Орелводоканал» были прибыльными — теперь одно убыточное, другое по нолям. Мне могут возразить: попробуй без денег сделай что-либо. А я отвечу: Орлу дали порядка 160 млн на реализацию программы «Комфортная среда» — на ремонт дворовых территорий, и в результате неумелого руководства и, возможно, коррупционной составляющей эти 160 млн ничего не изменили в городе!

И дело не в том, кто будет главным — мэр, сити-менеджер, будет его избирать народ или горсовет. Я «пережил» десятерых руководителей города, видел разные стили управления, и во власть они приходили разными способами, а толку — чуть. Все упирается в квалификацию и готовность служить делу, народу, если хотите. Нет их — и нет результата.

Как по мне, к слову, так я за то, чтобы главы муниципальных образований назначались губернатором, а губернаторы — президентом. Если уж строим вертикаль, так пусть она будет вертикалью.

Узда для вертикали

— По поводу денег. Многие считают, что если сократить довольствие депутатов, а еще лучше — их число, то будет серьезная экономия. А если еще и чиновников подразогнать…

— Меня очень сильно настораживают последние тенденции, которые есть в обществе. Считают, что депутат если не казнокрад, то бездельник, получающий ни за что огромные деньги. Даже в сериалах герой-вор — это человек со значком. Мне кажется, это сознательно запущенная кампания, чтобы отвести внимание от тех, кому коррупция действительно присуща, — исполнительной власти. И если взять статистику по коррупции — хоть в РФ, хоть в Орловской области, то среди посаженных — исполнительная власть, среди арестованных — чиновники или представители органов федеральной власти. Почему? Все просто. У меня нет и не бывает платежек, нет контрактов. Кто ко мне приходит? Те, кого власть обидела, за защитой. Не ходят поставщики, подрядчики и т.д. Потому что депутаты не уполномочены решать эти вопросы и не решают. Даже если депутат в душе коррупционер.

Теперь о численности. Сколько ж у нас депутатов сидят на бюджете и получают зарплату? По статистике, на Орловщине 2681 депутат. Это все уровни — от местного до областного. А зарплату получают 14 депутатов облсовета и 19 других уровней. То есть из бюджета «кормятся», как говорят диванные критики, 33 человека. Остальные работают на общественных началах. Всего 33!

Другой вопрос: нужно ли столько депутатов? Это должен решать народ. Не губернатор, не Интернет. Но тут надо задуматься: мы какое государство хотим построить? Демократическое или авторитарное? Я могу предположить, что мы должны построить все же демократическое государство. А в таком должны присутствовать все элементы власти — законодательная, представительная, исполнительная, судебная. У нас была история, когда все управлялось из одного кабинета по ночам. К чему привело? Чиновникам выгодно преуменьшать роль институтов законодательной и представительной власти, потому что они им мешают действовать бесконтрольно. И это пока единственный противовес, который придумал мир. Другой вопрос — качество депутатов. Но тут — претензии к себе самим. Депутатов выбирает народ. Даже те, кто давал на выборах по 800 рублей за голос, избраны большинством. И губернатора мы выбираем, сами. Того же Вадима Потомского ведь избрали, не назначили!

— А Андрея Клычкова выберут?

— Не знаю. Многое зависит от него самого. Во власть ведь никто никого не тянет за уши. Он мог отказаться от этого назначения, но не отказался. Значит, рассчитывает на что-то. Но конкуренция будет, в этом я уверен. В отличие от предшественника, Андрей Клычков, мне кажется, не будет зачищать конкурентное поле, он другого замеса… Да, у него нет управленческого опыта, но, если он сможет правильно расставить приоритеты, подберет профессиональные кадры и распрощается с запятнавшими себя руководителями, будут и результат, и показатели. Какие — покажет осень.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2017

Заголовок в газете: «Во власть за уши никто не тащит»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру