Ключ от квартир обманутых орловских дольщиков оказался в кармане главы региона?

В свой 38-й день работы в качестве врио губернатора Орловской области Андрей Клычков встречался со спортивной общественностью. До этого — с ветеранами и профсоюзами, еще раньше — с партийными фракциями в заксобрании и общественной палатой и т.д… Знакомится. Записывает важное для себя в блокнот. Оптимисты ждут, когда список встреч будет исчерпан и новый глава региона сообщит нечто, что прояснит его планы на ближайшую перспективу. Скептики ухмыляются: пиши-не пиши, а денег в регионе нет и не будет, а без них проблем не решить.

Ключ от квартир обманутых орловских дольщиков оказался в кармане главы региона?

39-й день выпал на субботу и на очередную встречу, которая на сей раз не обещала ничего хорошего, — с обманутыми дольщиками. Люди ждали не только диалога, но и конкретных решений. Предполагали, что придет человек 30-40, а пришли около двухсот.

Орловцам обещали рай

Прежняя команда обещала орловцам жилищный рай и строительный бум. Было заявлено, что Орловская область — в числе лидеров, вступивших в программу «Жилье для российской семьи», и только в ее рамках на территории региона будет построено более 310 тыс. кв. м жилья экономкласса. До конца 2017 года одно только Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) Орловской области должно было возвести и сдать в эксплуатацию 40 домов переменной этажности общей площадью 333,4 тыс. кв. м. А еще почти шеститысячный «Орелстрой», «Зенит», «Жилстрой-Инвест» и другие строительные компании. Но не случилось. Орловцы не только не получили обещанных квадратных метров по низким ценам, но строительная отрасль вовсе едва держится на плаву. Если же говорить об АИЖК, а эта организация принадлежит Орловской области, то с первого квартала 2015 года, в начале «нового пути к звездам», оно показывало пусть небольшую, но прибыль — около 1,7 млн рублей, а затем сплошные убытки. Агентство за это время не построило и не сдало ни одного многоквартирного дома. Его руководители, а их было немало, разбежались кто куда. Предпоследний, обвиняемый в мошенничестве, сидит в СИЗО.

Он сидит, а дома стоят недостроенные. Многоэтажка на ул. Панчука, 83 — это 349 квартир, 52 договора долевого участия на 174 млн рублей. Строительно-монтажные работы прекращены из-за отсутствия финансирования. Предполагаемый срок сдачи отодвигался уже не один раз. Теперь — на конец июля 2018 года. Рядом, по ул. Панчука, 83 А, недостроен дом на 192 квартиры со 160 договорами долевого участия на 358 млн рублей.

— По первому дому должны закончить работу до конца года, а по второму ищем подрядчика, но ввиду отсутствия денежных средств мы можем предложить оплату лишь квадратными метрами, — поясняет директор АИЖК Мария Карпачева.

Да кто ж позарится на квадратные метры в самом неудобье областного центра, да еще в кризисные времена, когда готовые квартиры и в более престижных районах не продаются?

Был вынужден приостановить финансирование здешних работ и Сбербанк:

— Сбербанк является таким же дольщиком, как и сидящие здесь в зале, — пояснил представитель банка. — Мы вложили сюда свои средства — даже не свои, средства наших клиентов. Но… Мы приостановили финансирование, поскольку Сбербанк категорически не входит в проекты с отрицательной экономикой. Думаю, ни один житель, ни одна организация в такие игры играть не хотели бы. Никто не хочет прийти в Сбербанк, чтобы положить тысячу рублей, а получить обратно 900, или 500 рублей, или ноль… Нет продажи квартир, нет денег, нет стройки.

— Проблемы наши не решаются, мы получаем отписки, — рассказала орловчанка Наталья Полунина. — Круговые отписки. Дом на Панчука, 83 А построен только на 42%, строительство не ведется с мая 2017 года, потому что в АИЖК нет денег. Если я отвечаю за членов своей семьи, то и вы, правительство Орловской области, должны отвечать за членов своей семьи, за АИЖК. Мы не видим конкретных шагов. Мы встречались с руководством АИЖК в мае, июне, июле, августе, сентябре и октябре. Но вопрос не решается! Это бесконечно продолжаться не может. Более 200 человек повисли в воздухе. И потом, когда мы заключали договоры на долевое строительство, то были уверены, что наш дом строится по программе «Жилье для российской семьи», но это оказалось не так. Тогда куда делись федеральные деньги?

Не доставайся же ты никому?

На Раздольной, 11 работал другой застройщик — «МодульСтройИнвест», мценская фирма, но с декабря 2016 года компания признана банкротом. Дом на 138 квартир. Стоит, открытый осадкам и ветрам не один год. Он оказался капканом не только для 55 дольщиков, вложивших 74 млн рублей, но и для Сбербанка, финансировавшего застройщика.

— Мы не нашли пока никого, кто был бы готов купить просто долги, — пояснял представитель банка. — Сейчас оформляем объект как недостроенное строительство и будем продавать его за те деньги, которые предложат застройщики на конкурсных процедурах. К сожалению, процедуры затянулись из-за того, что предыдущий хозяин играет в игру «Не доставайся же ты никому»…

Вот что бывает, когда власть слаба или безразлична.

Странная ситуация и на улице Бурова, 46, где работает «Промжилстрой». Почему строительство не завершено — непонятно, поскольку дом на 131 квартиру, и заключен 131 договор долевого участия, то есть денег должно не просто хватить, а еще и остаться. Но застройщик утверждает, что дефицит — 8-10 млн, которые ему неоткуда взять.

— Я буду говорить правду и только правду, — почти поклялась дольщица этого дома Ольга Полякова. — Застройщик постоянно переносит сроки сдачи: то первое полугодие 2016-го, то второе полугодие, теперь вот — на конец 2017-го года, при этом дольщики не были об этом уведомлены. Стройка приостановлена по непонятным причинам. Здесь куплены все квартиры — тогда где же наши деньги? Застройщик не считает нужным поддерживать с нами связь. Мы боимся, что он скроется. Мы не можем даже получить статус обманутых дольщиков, потому что для этого работы должны замереть на полгода. Но застройщик раз в месяц направляет на объект строителей и создает видимость работы. А на самом деле на стройке — только пьяный сторож и собаки…

Обманутые дольщики есть и в Ливнах. «СтройПроектСервис» обещал дом на 104 квартиры, заключил 57 договоров долевого участия на 160 млн рублей. И пропал. К слову, на встречу он не явился, за него держал ответ глава Ливен Николай Злобин.

— Я очень удивлен, почему за него выступает Злобин, — выразил недоумение обманутый дольщик. — И вообще удивлен отношением к нам власти. Вот пачка бумаг — это отписки. В приемную президента обращались дважды, писали губернатору не раз — как говорится, найдите два отличия в ответах. На всех прежних заседаниях присутствовали те, кто и сейчас сидит здесь. Почему от нас все прячутся, скрываются? Мы не просим чего-то сверхъестественного, мы вложили деньги и хотим получить квартиры… Вот представитель Госстройнадзора отчитался: мы общаемся. Да, я вам надоедаю. Предыдущий руководитель просто не брал трубку. Вы — берете, но проблемы не решаете!

Два пишем, 535 в уме

Если все сложить, в Орловской области 535 человек считают себя обманутыми дольщиками. Общая сумма их вложений — под миллиард.

— Нас справедливо критикуют за то, что мы не можем обеспечить должный контроль, — согласился врио губернатора Андрей Клычков. И доложил залу: создана рабочая группа по разрешению вопросов, связанных с проблемами обманутых дольщиков, ее возглавил первый зампред правительства Анатолий Мишанов, уже прошло несколько рабочих заседаний.

— До 1 декабря надо завершить разработку дорожной карты по каждому проблемному объекту, которую после всех согласований мы направим в Министерство строительства, — дал поручение глава региона. — Она должна быть доведена до всех дольщиков. Должен быть взаимный контроль. Без этого не вижу перспективы на взаимный диалог. Формально, в соответствии с нынешней законодательной базой, в Орловской области всего один проблемный дом и всего два обманутых дольщика в реестре — двое орловцев, вложивших средства в многоквартирный дом № 11 по улице Раздольной. На деле ситуация куда сложнее, самих себя обманывать не стоит точно. И я максимально заинтересован, чтобы проблема не замалчивалась и решалась.

Но как это сделать, если казна пуста? Врио губернатора уверен, да и время показало, что проблему невозможно решить, если обходиться только тем имуществом, которое есть у проблемных объектов, — непроданными в проблемных домах квартирами и нежилыми помещениями. «Мы никогда не найдем застройщиков, которые бы согласились завершить работы, не создав для них дополнительные экономические условия», — заявил глава региона.

Дополнительные экономические условия — это предоставление застройщикам земельных участков, стоимость которых компенсировала бы им затраты на завершение строительства. Еще год назад такой вариант выхода из проблемы казался невероятным. Да что там — чиновники вообще считали, что это не проблема власти, а «спор двух субъектов бизнеса»…

Все же очень многое зависит от конкретных личностей. К слову, на встречу с обманутыми дольщиками приехали специалисты из Москвы, которые защищают права таких людей по всей стране. Оказывается, Андрей Клычков, будучи депутатом Мосгордумы, этими вопросами занимался весьма конкретно. Благодаря и его усилиям проблему удалось вытащить на федеральный уровень — дойти до Путина, Госдумы.

Что касается Орла, то при всей кажущейся простоте, реализовать идею будет нелегко: в регионе нет такого опыта, нет пока самих участков, еще ничего ни с кем не согласовывалось. Однако, как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — появилась политическая воля, по которой орловцы очень соскучились.

Так что 39-й день работы врио губернатора даже скептики оценили положительно. Но у главы региона перед обманутыми дольщиками теперь свой отсчет, который начнется с 1 декабря.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 21 ноября 2017

Заголовок в газете: «Самих себя обманывать не стоит точно»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру