Орловский диетолог о том, можно ли быть счастливым без пиццы и шоколадки

Гость «МК Черноземье» диетолог Оксана Лаушкина, которая и сама держит форму уже много лет, и другим помогает

Живем все беднее, но при этом полных людей становится все больше. Смотришь старую документалистику — ни одного толстого в кадре, а нынче чуть не каждый второй с избыточным весом. Весельчаки шутят: с голода пухнем. А если серьезно: что действительно происходит и насколько сложно привести себя в норму? Об этом мы беседуем с гостем «МК Черноземье» диетологом Оксаной Лаушкиной, которая и сама держит форму уже много лет, и другим помогает. Но при одном условии: человек должен захотеть изменить свою жизнь.

Гость «МК Черноземье» диетолог Оксана Лаушкина, которая и сама держит форму уже много лет, и другим помогает
Оксана Лаушкина (Фото: Кирилл Иванов)

«Для любимого худею…»

— Прямо именно так: изменить жизнь, а не просто перестать есть конфеты-печеньки-сало?

— Только так. Изменить поведение на пару месяцев легко: скоро отпуск, и надо быть красивой в купальнике, так что сажусь на диету. Или: свадьба, хочется выглядеть принцессой. Или: влезть в платье к новому году. Но как только «час икс» проходит, мотивация заканчивается, люди расслабляются и снова набирают вес. Поэтому важна только долгосрочная мотивация.

Сама я к этому пришла в 23 года, когда из-за обменного сбоя, вызванного неправильным питанием, образовались камни в почках. Что я ела? Да что в обычной советской семье: батоны, варенье, макароны, картошечку жареную, огурчики соленые. Лишний вес у меня был небольшой, а вот перекос — сильный. Может, сказалась генетика. Врачи объяснили: избежать образования камней можно, но нужно в корне поменять образ жизни и питание. И предупредили: каждый раз, когда ты будешь от этого уходить, проблема будет возвращаться. Мне ничего не оставалось, как прислушаться, поскольку эти камни мне дались очень тяжело. Я сказала себе: не хочу так мучиться, не хочу, чтобы мне их дробили, выводили, не хочу операций и сделаю все, чтобы этого больше не было. И я смогла — и победить заболевание, и своим примером доказать, что все реально, все возможно… Ко мне многие приходят за помощью, но когда слышат, что думать о себе им придется всю жизнь — приходят в ужас, они не могут это принять. 

— А почему мы не хотим это принимать?

— Потому что одно из составляющих нормального веса — ограничение в ассортименте еды, требование к ее качеству и сокращение ее объема. Между тем еда — это одно из самых доступных нам удовольствий. При ее употреблении в организме выделяются определенные вещества, которые приносят нам радость: эндорфины и серотонин — гормоны счастья. Поели — пришел серотонин, улучшилось настроение, на душе стало тепло и комфортно. Гормоны радости можно получить и по-другому, например занимаясь спортом, но это ж надо прилагать усилия… А тут поела «вкусненького» — и появилось удовольствие. И отказаться?!

— Мне кажется, вряд ли даст радость полведра картошки — от этого только тяжесть в желудке, а вот если чипсы, шоколадка, копченая колбаска...

— На самом деле все продукты способствуют выделению веществ, которые приносят радость. Но те, которые вы назвали, в большей степени. Дело в том, что пищевая промышленность не стоит на месте, на производствах все чаще работают технологи-химики. Они делают все, чтобы привязать человека к своей продукции. Они так грамотно сочетают вещества, что у нас вырабатывается стойкая связь с продуктом. Мы только представили себе эту колбасу, а нам ее уже захотелось. И мы идем и покупаем. Ради этого в той или иной степени все продукты стараются сделать вкусными.

— А что такое вкусный продукт?

— Это правильное, грамотное сочетание жиров и углеводов, которое последнее время все чаще находится в сочетании с различными химическими добавками. Поэтому очень часто в готовые продукты, например, добавляют сахара, хотя они не нужны. В тех же чипсах, пельменях, сосисках, роллах, колбасе сахар вообще не нужен. Но производитель знает: углеводы и жиры дадут более стойкую привязанность и вкус. А если еще добавить усилитель, то связь от продукта станет чуть ли не зависимостью. Поэтому моя рекомендация: не покупайте полуфабрикаты и готовую еду, готовьте сами.

— А как вы выбираете то, что и из чего готовить? Или вы что-то принципиально не готовите: торты, например?

— Готовлю. Но из правильных продуктов. Не надо покупать первую попавшуюся сгущенку, масло подешевле или подороже. Надо почитать состав и найти тот товар, те ингредиенты, которые соответствовали бы качеству данного продукта. Сливочное масло не может считаться таковым, если в нем добавлен растительный жир, к примеру. Если я готовлю шашлык, то выбираю для этого мясо животного, которого кормили не комбикормом и не с помощью гормонов роста, которые, между прочим, никуда не деваются при термообработке и успешно процветают затем в человеке. Так что следующая моя рекомендация — не есть  «искусственные продукты», так сказать, выведенные человеком, есть только то, что от природы. В этом контексте — полный запрет на «фабричный» майонез, жареный фастфуд, куриные наггетсы, кулинарный жир, который часто выдают за сливочное масло, попкорн, некоторые торты и печенья. Такая продукция часто содержит гидрогенизированные жиры (трансжиры) — растительные масла, обогащенные атомом водорода.  Для чего это делают? — спросите вы. Удешевляют продукцию, заменяя более дорогие животные жиры. Попадая в организм человека, они вообще не расщепляются, а только накапливаются, отравляя нас и способствуюя развитию различных заболеваний. 

— А растительное масло полезно?

— Это растительный жир. Если его употреблять в умеренном количестве и не подвергать нагреванию, то полезен. Только надо выбирать не очищенные, не рафинированные масла. Но если жир подвергнуть термообработке, например пожарить на нем, полезные кислоты из него превращаются в токсические, ядовитые вещества. Эти соединения отравляют организм. То есть лучше добавьте масло в уже готовое блюдо.

Оксана Мосина, участница первого проекта «Будь в форме!», 37 лет. Менеджер по работе с персоналом. Похудела на 19 кг.

Правило ладони

— А сколько человек должен есть?

— Пять-шесть раз в день небольшими порциями.

— Небольшая порция — это сколько? Тарелка?

— В диетологии есть правило ладони: еда должна уместиться на вашей ладони. Это приблизительно тот объем, который вам нужен на один прием.

Наш желудок, как и сердце, — величиной с наш кулак. Но растянуть его можно до трехлитровой банки. При этом сигнал о сытости приходит в мозг только при полной наполненности желудка. То есть если у вас желудок с кулак, вам надо съесть этот объем, а если с трехлитровую банку — трехлитровую банку. Однако растянутый  желудок можно сократить — это же мышца. Но на все нужно время и терпение. При весе в 150 кг, к примеру, на это может уйти год.

— А если просто сократить объем съедаемого до минимума?

— Сложившийся стереотип: чтобы похудеть, надо практически не есть. Это неправильно. Нельзя не есть! Чтобы похудеть, надо есть, иначе замедляются обменные процессы.

— А вода какое занимает место в диетологии?

— Воды должно быть много. Когда мы худеем, у нас образуется много продуктов распада, так называемые кетоновые тела. Они сгущают нашу кровь, сердцу становится тяжело работать. Чтобы не случилось проблем, кровь надо разжижать, и вода тут — первое средство.

Второе свойство кетоновых тел — токсичность, и вымывает их только вода. Если ее недостаточно, токсины накапливаются, и в голову идет сигнал об отравлении, после чего организм перестает расщеплять жиры ради сохранения жизни. То есть вода способствует тому, чтобы не тормозился процесс расщепления жира.

— Именно вода, не чай, не сок, не кофе?

— Да. Вода пришла и ушла, а тот же чай надо еще «подрасщепить». А кофе вообще к воде отнести нельзя, он обезвоживает организм. И на каждую выпитую чашку кофе надо выпить стакан воды.

— Сколько надо пить в день?

— Минимум 2 литра воды. И пить в течение дня, а не залпом. Это тяжело, но без этого никуда.

Ирина Нестерова, продавец в магазине «Примадонна», 27 лет. Участница второго сезона. Похудела на 27 кг.

«И они слушали и худели»

— Я знаю, что вы уже несколько лет совершенно бесплатно помогаете людям избавляться от лишнего веса. Зачем?

— Их становится все больше, а пропаганды здорового питания и образа жизни нет. Почему-то все говорят нам обратное, и прежде всего — ешьте, пейте, цены снижены... Захотелось как-то помочь, и не говорить, а прямо-таки кричать. Сначала я предложила свою помощь всем желающим в соцсети «ВКонтакте». Предложила так: я вам даю рекомендации, а вы — худеете, пишете отчеты, мы выкладываем ваши результаты. И они слушали и худели. Все желающие могли наблюдать, оценивать, комментировать… Это произвело фурор. Так прошло три «сезона». И захотелось развития. Снижать вес надо комплексным подходом, и к правильному питанию хотелось присоединить спорт и работу психолога, а также осветить это как-то более широко. Откликнулись радиостанции и спортклуб. Так родилась идея двухмесячного марафона по похудению «Будь в форме!» с полным освещением происходящего: что едят, как худеют, как себя чувствуют, какие упражнения делают, как к этому относятся родные и знакомые. Прошло уже два сезона, в феврале 2018-го стартует третий.

— Желающих достаточно?

— Более чем. Очень много приходят ради интереса — это же все бесплатно, но я отбираю крики души. В первый раз отобрала 15 человек, которым моя помощь была жизненно необходима. Во втором проекте было на одну участницу больше — шестнадцатой я взяла девушку из первого сезона, у которой был огромный вес — 220 кг. Захотелось помочь ей дальше.

— А сколько среди участников мужчин?

— Ни одного. В таком «кипише» участвуют пока только женщины, поскольку мужчины не любят публичности, а по условиям этого проекта она обязательна: выставляются фото «до» и «после», фото с занятий, фото того, что едят, как готовят, рассказы о том, что происходит в течение двух месяцев…

— Все похудели?

— Абсолютно все. В первом сезоне общий скинутый вес составил 182 кг, во втором — 200 кг. Это много. Участницам пришлось полностью изменить свою жизнь. Были и срывы, и стрессы, и депрессия, но они все преодолели. Во втором сезоне у нас оказалось два победителя, которые разделили первое место. Каждая из них скинула за два месяца по 20 кг!

— Избавление от лишнего веса изменило что-либо в их жизни, кроме нового гардероба?

— Все перевернулось. Те, кто смог еще и после проекта похудеть или удержать свой результат, говорят, что та жизнь, которой они жили до марафона, была не их. Они тогда плыли по течению, а вот теперь — живут, управляют своей жизнью. Они поняли, что чем больше они делают, тем больше успевают. При этом всех близких пересадили на правильное питание, параллельно похудели мужья, мамы, подруги.

— После третьего сезона — четвертый?

— Не люблю стоять на месте. Хочется чего-то более масштабного. Будет какой-нибудь марафон, может быть, возьму всех желающих…

— А зачем все это вам? Ну, ходят полные женщины, мужчины — это их проблемы и трудности…

— Я хочу показать, что, если в жизни все идет не так, как тебе хочется, это можно изменить — все в их руках и всего можно добиться, было бы желание. То есть мне хочется помочь людям стать счастливее. Почему я это делаю? Не могу ответить. Мне нравится помогать. Может, это мой жизненный путь такой?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 28 ноября 2017

Заголовок в газете: Еда — это радость. Или горе?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру