Можно ли быть счастливым в Орловской области?

Орел в зеркале местных новостей

По воспоминаниям современников, Орел 190 лет назад — это порядка 3 тысяч домов. Население, платившее деньги в счет земских повинностей, составляло 12 тысяч человек. На весь город — единственная четырехклассная гимназия. На воинском постое числились 1 генерал, 32 офицера и 20 офицеров полиции. В течение года «произошло одно убийство и один грабеж — оба преступления раскрыты». По оценке генерала Ермолова, «все пусто и дико». Если бы кто-то решил узнать, чем живет Орел сегодня, он почитал бы местные новости уходящей недели. И мне кажется, он вспомнил бы ермоловские слова.

Орел в зеркале местных новостей

Федеральный взгляд

На прошлой неделе была дана оценка деятельности мэра Орла, председателя горсовета Василия Новикова в октябре-ноябре. 74 место из 88 в рейтинге (исследование подготовил ЦИК «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ). Показательно на фоне тройки лучших, куда вошел наш сосед, белгородский мэр.

Другой маркер — инвестиции в основной капитал. На сей раз не рейтинг, а данные Росстата. В первой четверке лидеров — Белгородская область (94,2 млрд), Липецкая (83 млрд). Орловщина — в хвосте, в тройке аутсайдеров — 29,63 млрд, что составляет 88,4% по сравнению с данными 2016 года.

Единственное, в чем Орел вроде бы преуспел, — в экологии, заняв 11 место, по версии ОНФ и Минприроды, среди российских городов. Хотя по-прежнему смердит полигон ТБО, неочищенные стоки загрязняют реки, город зарос лопухами и погряз в мусоре настолько, что впервые за многие годы на днях создана «специальная рабочая группа по обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов на территории города, которая будет работать до стабилизации ситуации с вывозом мусора». По указанию главы городской администрации Александра Муромского члены рабочей группы будут собираться каждое утро, до начала официального рабочего дня — в 7:30 — для анализа ситуации и координации необходимых действий.

Проблема появилась не вдруг. Она — результат непродуманных действий прежних глав города и области, фактически пролоббировавших заход в регион питерской «мусорной» компании, которая вначале «отобрала» работу у местных компаний, обескровив большинство из них, а теперь, после ухода своего покровителя — экс-губернатора Вадима Потомского, просто покинула город. На этом фоне орловцы с напряжением следят за возможными перестановками в правительстве Орловской области. Правда, вместо питерского десанта ожидается московский.

Тем временем специалисты Domofond на основе опроса местных жителей составили рейтинг работы общественного транспорта среди ста крупнейших городов РФ. Орел занял 81 место. Это при внедренной за миллионы системе ГЛОНАСС, насильном внедрении электронных транспортных карт и проездных билетов, новой системе конкурсного отбора перевозчиков и т.д. и т.п. Видимо, для того чтобы совсем разозлить орловцев, горсовет в минувший четверг поднял стоимость проезда до 17 рублей.

Впрочем, есть и позитивная новость: в 2018 году орловское ОАО «Протон» из федеральных средств получит 300 млн в рамках госпрограмм «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на новые разработки в области оптоэлектронных приборов. В этом смысле Орел шагает в ногу со страной, которая активно военизируется.

На этом фоне информагентство «Орловские новости» http://newsorel.ru/ провело опрос 1100 человек и выяснило: 32,6% , то есть почти треть, считают, что в Орловской области… нельзя быть счастливым. А 46% считают, что могли бы быть счастливыми только в том случае, если бы в области было все стабильно. Такая вот заявка новой власти Орла и региона.

Из последних сил

На прошлой неделе остро встал вопрос о сохранении одного из главных орловских «завоеваний» прошлого — бесплатного питания школьников. Введено это было еще при Егоре Строеве как мера против голодных обмороков среди детей. Нынче недоедание в школах не зафиксировано, а вот недофинансирование — многомиллионное. На 1 сентября долг за питание составлял 33 млн рублей. Деньги, заложенные на этот год, в городе закончились. «Организации кормят детей только потому, что мы их попросили, — призналась замглавы горадминистрации Екатерина Данилевская. — На декабрь нужно 8 млн рублей».

— Проблема есть, — согласился врио губернатора Андрей Клычков. — В бюджет 2018 года средства на погашение долгов не закладываются, но выход будем искать. Вопрос об отказе в питании школьников не стоит.

А городские депутаты предложили в будущем году рассчитывать только на деньги, выделенные из областного бюджета. При этом мало кто хочет рассматривать альтернативный вариант — адресную помощь нуждающимся семьям, хотя это более разумно и сэкономило бы сотни миллионов рублей.

Наконец, всерьез заговорили в Орле и о необходимости спасения от банкротства муниципального «Трамвайно-троллейбусного предприятия». Надо отдать должное его руководителю Александру Коровину, который в невероятно сложных условиях пока его сохраняет, что не удалось сделать в более благополучном Белгороде и более крупном Воронеже. Городские чиновники дозрели до инициативы изменить тариф на энергоресурсы для электротранспорта и приравнять, таким образом, ТТП к социально значимым предприятиям. Орловские специалисты уже обсудили вопрос с коллегами из ЦФО и нашли поддержку. Его рассмотрят на Совете муниципальных образований, после чего предложение будет направлено в Государственную Думу. А пока зампредседателя Орловского горсовета Владимир Негин предложил создать рабочую группу по выводу предприятия из кризиса, а начальник финансово-экономического управления горадминистрации Артем Митасов сообщил, что из муниципальной программы наказов избирателей 730 тыс. рублей будут перераспределены на увеличение уставного капитала МУП ТТП. Деньги пойдут на замену кабелей на аварийном участке под железнодорожным мостом, где недавно произошло замыкание.

Созрел и новый вариант решения проблемы с речными теплоходами, которые много лет назад зачем-то передали на баланс ТТП и обозвали «речными трамвайчиками». В прошлом году чиновники предлагали их просто продать, и, согласись на это руководство ТТП, Орел уже был бы лишен одной из своих визитных карточек. Теперь придумали передать их в концессию.

История повторяется как фарс…

Однако страдают не только муниципалы. На прошлой неделе представитель Ассоциации предпринимателей г. Орла Григорий Прозукин обратился к Андрею Клычкову с просьбой… обязать крупные торговые сети закрываться на выходные дни. Что-то такое в Орле уже было, правда, очень давно и совсем по другому поводу. В 1890 году орловец И.В. Поляков обратился к православным и орловскому купечеству с увещеванием: «Даже неверующие во Христа почитают свои праздники: евреи — субботу, магометане — пятницу. Мы же, хотя и зовемся христианами, проводим каждый воскресный день в торговле и работе. Обратите внимание на другие города, где торговые люди не торгуют в праздники до 11 часов, пока не кончится Божественная литургия. А мы даже раннюю обедню не можем простоять со спокойной душой… Крестьяне также в воскресный день спешат к базару, забывая о церкви. Но ведь базар можно перенести с воскресенья на понедельник. Будем просить Орловскую городскую Думу о разрешении нашего вопроса…» Под обращением тогда подписались десятки купцов и мещан, обеспокоенных падением нравственности в Орле. К слову, Дума преодолевала сопротивление торговцев пять лет, но 18 марта 1895 года издала-таки постановление, которым обязала отдыхать по воскресеньям и праздничным дням. Как писал современник, «не только до 9 ч. дня, но и с 4 часов пополудни все орловские лавочки вкупе с приказчиками, «молодцами» и мальчиками. Отдыхают даже и мясники, и всякие другие торговцы продуктами первой необходимости». Но то была борьба за нравственность, а нынче — за деньги: «Засилье гипермаркетов в Орле ведет к разорению малого и среднего бизнеса. Нужно обязать торговые сети не работать по выходным, а их прилегающие территории на это время отдать под ярмарки», — предложил уже наш современник.

Впрочем, на сей раз никто никому ничего не запретит, поскольку это незаконно. Однако проблема налицо, торговые сети, заполонившие Орел и, к слову, сплошь иногородние — «Лента», «Пятерочка», «Перекресток», «Линия», «Европа», «Магнит», — действительно не дают местному малому и среднему бизнесу развернуться.

На Бога надейся, но сам не плошай

Ну а пока власть не справляется с осчастливливанием своего народа, наиболее активные полагаются только на себя. Орловцы Владислав Туйнов, которого называют «орловским бриллиантом» (вошел в этом году в топ-10 лучших кикбоксеров мира) и Сергей Чадин одержали победу на международном турнире KINGS FIGHT NIGHT, орловская гимнастка Юлия Бравикова, четырехкратная чемпионка летней Универсиады 2017 года в Тайбэе, триумфально закончила сезон Гран-при, который прошел в Израиле, — выиграла пять золотых медалей. А боксер Эдуард Трояновский после победы в 12-раундовом бою 27 ноября над португальским спортсменом стал обязательным претендентом на титул чемпиона мира по версии Всемирной боксерской ассоциации (WBА).

До общественно значимой самореализации дозрели и некоторые предприниматели. К примеру, орловец Максим Зюзин решился преобразовать небольшой участок земли на пересечении улиц Карачевской и МОПРа. Заросшую бурьяном территорию он хочет превратить в сквер с детской площадкой, живой изгородью, искусственным водоемом. Уже готов эскизный проект, и он его представил на Орловском фестивале архитектуры, урбанистики и строительных технологий. Проект занял второе место и получил одобрение в городском управлении градостроительства. Предприниматель понимает, что денег у города нет, поэтому рассчитывает на участие в федеральной программе «Комфортная городская среда». А если и там не получится, то намерен объявить в Интернете сбор добровольных пожертвований. К слову сказать, такого в Орле не было целый век.

— Такая форма участия в общественно полезном деле дает людям возможность осознать свою значимость и почувствовать себя хозяевами в городе, — считает молодой предприниматель.

Ну а те орловцы, кто на себя не надеется, уповают на помощь свыше и… называют своих детей по Святцам. Да, в последнее время в городе появилась такая мода. Для тех, кто не в курсе: Святцы — это церковный месяцеслов. Он включает список всех людей, которых Церковь почитает как святых, их имена расположены в календарном порядке дней их памяти. Указывается не только имя святого, но и его ранг — указание на судьбу этого человека и характер его духовного подвига. В их честь орловцы и предпочитают называть своих детей, поскольку считается, что такой ребенок вместе с именем обретает и покровителя. Хотя так поступают не все. В ЗАГСе зарегистрированы и совершенно новые для Орла имена: Аким, Дарий, Святослав, Добрыня, Радомир, Евангелина, Ерусалина, Ульянина, Маруся, Версавия, Славяна и даже Каприэлла. А вообще в уходящем году 24 ноября в Орле родился трехтысячный ребенок. Это событие отмечали как праздник. Еще бы, ведь, по данным Росстата за январь-сентябрь, число умерших в Орле превышает число родившихся почти на тысячу человек, а по Орловщине в целом — в полтора раза.

В материале использована информация с сайтов орловской городской администрации, «Открытый Орел», «Орловские новости».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 5 декабря 2017

Заголовок в газете: Спасайся кто может?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру