Юбилей Орловского музея изобразительных искусств власть почти не заметила

На прошлой неделе Орловский музей изобразительных искусств (ОМИИ) отметил свое 60-летие. Юбилей не почтили своим вниманием ни первые лица города Орла, ни первые лица области. Что, впрочем, неудивительно: единственным губернатором современной России, который посещал этот музей (к слову, один из лучших в ЦФО) и активно ему помогал, был Егор Строев. Как говорится, печалька. За эти годы проведено более 29,5 тыс. экскурсий, музей посетили более 2,3 млн человек.

Юбилей Орловского музея изобразительных искусств власть почти не заметила
orelmusizo.ru

Собранию можно позавидовать

Только за десять прошедших лет музейное собрание пополнилось 1818 произведениями изобразительного искусства XIX–XXI веков. В последние десять лет основным источником поступления произведений, за редким исключением, стали дары авторов и хранителей наследия. Дары, а не приобретения, поскольку музей существует практически в спартанских условиях.

Из особо ценных пополнений русского искусства — работа известного орловского художника Григория Мясоедова «Голова мужчины в венке из колосьев» (середина 1880-х гг.), которая была приобретена Министерством культуры РФ, и акварель Е.Д. Поленовой «Тропинка в лесу» (1880-1890-е гг.), подаренная Е.Ю. Вавилкиной (г. Москва).

Музею удалось пополнить раздел XX века работами Н.П. Крымова, А.А. Пластова, братьев С.П. и А.П. Ткачевых, В.А. Минкина, А.А. Жабского, Л.П. Демина.

Самый значительный дар поступил в музей от народного художника СССР А.И. Курнакова в 2009 году — 114 произведений, которые сейчас экспонируются в Картинной галерее А.И. Курнакова. Большая часть из творческого наследия художника была подарена его сыном И.А. Курнаковым в 2011 году.

Раздел графики пополнился уникальными рисунками 1930-х, 1940-х, 1950-х гг. народного художника РФ Н.К. Соломина, М.Х. Горшмана, Д.Б. Боровского.

Большой удачей можно считать пополнение коллекции графики работами московского художника В.А. Малолеткова и петербургского художника И.И. Тарасюка.

Ну а начало собрания музея связано с именем оперного певца А.Н. Николаева (1836–1904), пожертвовавшего свыше двухсот художественных произведений в Орловский губернский музей в 1898–1903 годах. К 1919 году фонды пополнились «имуществом» из дворянских собраний Л.И. Пущина, А.Б. Куракина, В.Н. Лясковского, С.К. Живописцева. Позднее добавились коллекции бывших «дворянских гнезд»: вел. кн. М.А. Романова, Новосильцовых, Чичериных, Нарышкиных, Булгак, Голынских, Стаховичей, Скарятиных и др. В общем, здесь есть на что посмотреть и чем восхититься.

Первая выставка Орловской картинной галереи, 1957 год (фото предоставлено ОМИИ).

«Ближе к жизни»

Однако история образования Орловской картинной галереи, выросшей в конечном итоге в Музей изобразительных искусств, началась в 1956 году, во время «хрущевской оттепели». Свою роль сыграли в этом… журналисты. 1 января газета «Орловская правда» сообщила: «Новый год наша страна встречает накануне знаменательного события — ХХ съезда КПСС». В феврале съезд состоялся, и газета объявила: «Партия ведет нас к коммунизму». А в начале марта вышел критический материал «Ближе к жизни». Посмотрев 13-ю областную художественную выставку, авторы пришли к грустному выводу: «Н.С. Хрущев говорил на ХХ съезде партии о том, что наша литература и искусство отстают от жизни. Эти слова целиком относятся и к работникам искусства Орловщины».

Орловские художники решили от жизни не отставать и проявили инициативу. Она описана в книге «Встреча с прошлым» искусствоведа И.А. Круглого. Он вспоминает о директоре краеведческого музея Е.Н. Кореневой, которая на всех совещаниях призывала к созданию картинной галереи на базе художественной коллекции музея. На эти выступления отреагировал «не начальник местной культуры, а председатель областной организации СХ СССР Константин Сергеевич Андросов» — в 1930-е годы преподаватель Орловского художественного училища. Он пригласил к себе двух бывших студентов: художника А.И. Курнакова и его близкого друга, «единственного тогда искусствоведа» И.А. Круглого. Решили идти на прием к председателю Орловского облсовета и убедить его в необходимости создания галереи. Долго И.Н. Филатова убеждать не пришлось. По словам Круглого, этот руководитель «был редким исключением из тогдашней партийной номенклатуры. Он обладал большой эрудицией, особенно в области литературы и искусства». 

«Для построения коммунизма нам нужны хорошие, чистые люди»  

В феврале 1957 года было принято решение «открыть в г. Орле к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции картинную галерею». Примерно в это же время в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд советских художников. Доклад искусствоведа М.В. Алпатова заканчивался словами, что советский человек «заслужил право слышать вдохновенные речи об искусстве. Эти речи помогут ему вступить в светлое царство коммунизма. Для построения коммунизма нам нужны хорошие, чистые люди». В резолюции съезда написали: «Эстетическому воспитанию народных масс должно быть уделено гораздо большее внимание», для этого необходимо организовать музеи изобразительного искусства в ряде крупных городов страны и областных центрах.

Первым директором Орловской картинной галереи был назначен тот самый единственный в Орле искусствовед — И.А. Круглый, а главным хранителем — К.С. Андросов.

Однако в ходе подготовки к открытию выяснилось, что, имея более сотни переданных из краеведческого музея экспонатов, экспозиция не может быть открыта, поскольку более половины художественных произведений нуждаются в срочной реставрации. А реставрация — это долго. И что делать?

Чтобы не сорвать сроки, начальник Управления культуры Сопов попросил Министерство культуры РСФСР направить в Орел передвижную выставку русской живописи из Государственного Русского музея, а управление музеев направило письмо директору Центральных реставрационных мастерских с просьбой о первоочередной реставрации художественных произведений Орловской картинной галереи.

Ждать окончания реставрационных работ не стали, и галерея открылась выставкой из фондов Государственного Русского музея — орловцы увидели более 150 работ Венецианова, Федотова, Брюллова, Кипренского и других. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Произошло это 5 декабря 1957 года. За месяц выставку посетили более 6 тысяч человек.

В начале 1958 года искусствовед О. Апухтин так писал об орловской галерее: «Это «жемчужина русского искусства». «Не беда, что сейчас у картин галереи на раме часто встречаются этикетки с надписью «неизвестный художник». Даже при беглом взгляде на картины нетрудно заметить, что многие произведения… таят в себе интересные, до конца еще не расшифрованные истории».

В сентябре после долгожданной реставрации была представлена экспозиция уже из фондов картинной галереи, три отдела: русское, советское и западноевропейское искусство.

А к концу «первой пятилетки» работы галереи открылась уже первая выставка новых поступлений.

Время женское

Первые 18 лет галереей руководили мужчины. После И.А. Круглого эту должность занимали журналист Ф.В. Конышев, юрист С.К. Салов, художник Н.Г. Антипов.

В эти годы трудно было увидеть постоянную экспозицию; временные выставки разного уровня — всесоюзные, республиканские, региональные, персональные, к юбилейным датам — сменяли друг друга. Передвижные выставки репродукций экспонировались на фабриках и заводах, в колхозах, школах, домах культуры и т.д. В основном шла демонстрация произведений советского искусства.

1975 год был объявлен Международным годом женщины. Символично, что управление галереей в этот год перешло в женские руки. Директором стала член Союза художников РСФСР искусствовед Стелла Киселева. В этом же году прошла первая выставка орловских женщин-художниц.

В 1977 году галерея отметила 20-летие юбилейной фондовой выставкой русского и советского портрета. Через год орловцам впервые была представлена выставка «Народное искусство Орловщины», из фондов. За полгода ее посетили 16 500 человек, в отчете музея указано: «самая большая посещаемость». 

В конце 1983 года новым директором была назначена Маргарита Бушуева. Вскоре коллектив научных сотрудников представил выставку из фондов «Русское искусство XVIII — начала XX в.». Отзывы радовали и удручали одновременно: «Прелестная выставка. Можно тихо бродить и наслаждаться прекрасными лицами русских людей» (Саранск); «Мы, ленинградцы, избалованные обилием музеев и выставок, остались в восторге от вашей экспозиции. Но почему же так мало места, так мало внимания к изобразительному искусству?»

«…Если не смотреть на нее глазами Хрущева»

Можно по-разному вспоминать «лихие 90-е». Для Орловской картинной галереи 1990 год стал новой вехой в развитии: музей получил «подарок» — «Дом с колоннами», здание Дома политпросвещения. Изменился и статус — галерея стала Орловским музеем изобразительных искусств.

В середине 90-х годов здесь открылась выставка «Абстрактной графики», которая в Орле — городе «великого реализма» вызвала широкий резонанс. В книге отзывов между посетителями шла настоящая битва: «Если не умеете рисовать, как великие люди прошлых времен, то и не беритесь за кисть». Или: «Такого Орел еще не видел».

В общем, не случайно в 1997 году в музее начала работу «Школа понимания современного искусства». Прочитали цикл лекций об истории русского искусства от «эпохи оттепели» до «перестройки», об орловских классиках «русского авангарда» — Софроновой, Удальцовой, Шестакове. В 1998 году музей рискнул представить еще одну выставку «беспредметного искусства» — группы художников «Новая реальность». Мнения посетителей снова разделились: «В наше трудное и смутное время я считаю нелепым проводить такие выставки»; «Вы варвары от живописи»; «Выставка впечатляющая, если не смотреть на нее глазами Хрущева».

«Такой разный XXI век»

В 1997 году в Москве торжественно прошли «Дни культуры Орловской области», в «Манеже» открылась выставка «Орел — России», где музей представил произведения русского искусства — шедевры из дворянских имений Орловской губернии. В мае того же года музей посетил министр культуры России Е. Сидоров и оставил запись в книге отзывов: «Я верю, что Орел — сердце русской культуры — станет не только литературным гнездом, но и крупным центром художественной, живописной культуры нашего Отечества»…

В новом тысячелетии начался новый этап развития. 4 мая 2006 года открыл двери для посетителей первый филиал — «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова» в год 90-летия мастера. В книге отзывов можно прочитать: «После Москвы, посетив вашу картинную галерею, уважаемый Андрей Ильич, хочу вам выразить огромную благодарность за то, что вы нашли силы создать этот замечательный музей. Все открыто, просто; без ложного пафоса и махрового салона».

А в 2006 году музей возглавила искусствовед Светлана Четверикова. В мае 2014 года открыли второй филиал — «Мемориальную мастерскую А.И. Курнакова», основу экспозиции которого составили работы народного художника и его друзей.

Музей проводит ежегодные выставки из фондов «Натюрморт в творчестве орловских художников», «Портрет XX века», «Народное искусство Орловского края»; организует выставки графики Пикассо, Дали, Доре, давая возможность провинциальному зрителю познакомиться с творчеством выдающихся художников. Активно принимает участие в выставочных проектах «РОСИЗО», Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея русского импрессионизма, представляя произведения В. Попкова, А. Тихомирова, М. Шемякина, Е. Киселевой и др. Три года назад совместно с администрацией Орла началась реализация выставочных проектов «Музей под открытым небом», «ART-классика», в рамках которых репродукции произведений изобразительного искусства появляются на улицах, остановках общественного транспорта.

Находясь в «солидном возрасте», музей является «пионером» среди музеев Орловщины в деле освоения и внедрения современных мультимедиатехнологий. Здесь работает сенсорный киоск, система «Аудиогид», разработаны приложения для гаджетов. В этом году посетители сайта музея могут пройти виртуальную экскурсию по постоянной экспозиции…

Такая вот история. Красивая. Впрочем, юбилейный год Орловский музей заканчивает не очень радостно: даже в день рождения здесь так и не дождались финансовой поддержки от власти. Борьба за выживание продолжается.

На выставке к 60-летию ОМИИ (фото Вячеслава Коваленко, orel.kp.ru).

«МК Черноземье» благодарит Орловский музей изобразительных искусств за предоставленные сведения об истории музея.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 12 декабря 2017

Заголовок в газете: Вся жизнь — борьба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру