Неверные шаги орловской власти привели муниципального перевозчика к краху

14.02.2018 в 13:26, просмотров: 959

Приехали. Случилось то, о чем пугали еще в конце 90-х: орловский МУП «ПАТП-1» — банкрот. ПАТП расшифровывается как Пассажирское автотранспортное предприятие. 8 ноября прошлого года Арбитражный суд Орловской области признал его несостоятельным должником и назначил управляющего из Воронежа, открыв конкурсное производство на шесть месяцев. До 26 апреля управляющий должен представить в суд отчет о продаже имущества ПАТП-1 и погашении требований 17 кредиторов. На сегодня долги предприятия составляют около 62 млн рублей. Люди уволены даже без выплаты зарплаты. Городские власти предлагают им соглашаться на работу у частных перевозчиков и обещают отдать уже заработанное до конца месяца. Сумма долга перед людьми составляет 4,8 млн рублей, из которых 3 млн пообещала заплатить региональная власть, а остальное — муниципальная. Но предприятие это не спасет.

Неверные шаги орловской власти привели муниципального перевозчика к краху
newsorel.ru

Жена мужа любила: в тюрьме место купила

Естествен вопрос: кто виноват? Депутаты Орловского горсовета господа Косогов и Коновалов уже нашли виновных и заявили, что мэр Орла и глава горадминистрации должны уйти в отставку. Однако это заявление больше похоже на политический пиар. Почему-то все в одночасье позабыли, что проблемы у ПАТП-1, сменившего за последние десять лет десяток директоров, начались не в прошлом году, не при губернаторе Потомском и даже не при губернаторе Козлове, хотя отношения между муниципальным перевозчиком и частными обострились в наибольшей степени, пожалуй, именно при Козлове. Частники, занявшие не без помощи аффилированных властям чиновников рынок перевозок почти на 70%, к 2010 году уже почти вытеснили муниципалов. Последнего всенародно избранного мэра города Орла Виктора Сафьянова отправили в отставку на фоне протестов частных перевозчиков, которых тот хотел поставить в более жесткие рамки. И, по иронии судьбы, вменили тогда мэру в вину именно непроведение конкурса маршрутных перевозок, чему на самом деле препятствовали областные структуры и заинтересованные в этом бизнесе лица.

Еще меньше тех, кто помнит, что первая забастовка водителей автобусов ПАТП-1 состоялась в бытность успешного директорства Ефима Вельковского, нынче — советника губернатора. Подчеркну: успешного. Но причина была та же, что и сегодня, — нехватка собственных средств у предприятия. Тогда губернатор Егор Строев, узнав о протесте, распорядился в очередной раз помочь. И Ефим Вельковский вновь стал успешным руководителем, а водители получили возможность кормить свои семьи. Старожилы до сих пор недоумевают: почему Вельковский, став через некоторое время мэром Орла, тогда еще достаточно сытого города, не решил кардинально проблему финансирования главного пассажирского предприятия областного центра — ведь знал, что без дотаций предприятие погибнет...

Можно вспомнить забастовку водителей орловского ПАТП-1 и в августе 2011 года. Тогда очень возмутился Михаил Вдовин, еще зампред горсовета: мол, что за безобразие, десять лет я слышу об одних и тех же проблемах, и они не решаются. А председатель горсовета Леонид Музалевский обещал покончить с бардаком. С тех пор сменилось два губернатора, два мэра и три главы горадминистрации, Вдовин стал зампредом облсовета, а Музалевский — председателем областного заксобрания. Но для ПАТП-1 не менялось ничего — его упорно вели на заклание. К слову, в 2011 году долги МУПа составляли порядка 40 млн рублей — не намного меньше сегодняшних.

Руководители ПАТП-1, искренне пытавшиеся вытащить предприятие из долговой ямы, тогда указывали на системную ошибку власти. Если подход к пассажирским перевозкам, к примеру, в Брянске, был таков: городской автобус должен ходить по расписанию, то лозунг орловского муниципального руководства — МУП должно приносить прибыль. Именно поэтому соседи компенсировали своим автобусным предприятиям не только проезд льготников, но и львиную долю производственных затрат. А орловские всю жизнь экономили, ссылаясь при этом на несуществующие сверхприбыли ПАТП-1 и несопоставимость городских бюджетов, что в те годы было абсолютным лукавством.

В результате одни директора ПАТП-1 просто увольнялись, а другие еще и умудрялись снимать сливки, учреждая после своего ухода структуры для организации маршрутных перевозок на частной основе. С каждым годом число выгодных маршрутов в МУПе таяло. При этом не уменьшалось число пригородных, так называемых трехзначных маршруток, которые дублировали и продолжают дублировать городские маршруты. Если учесть, что на каждом из них работает по десятку машин, можно представить, какой доли прибыли ежедневно лишалось муниципальное предприятие. Все это — на фоне стареющего парка машин и не уменьшающихся требований по исполнению социальной составляющей работы МУПа: обслуживать маршруты вне зависимости от выгоды.

Спасение в руках врио губернатора?

Не менее важен и другой вопрос: спасут муниципальное предприятие или нет? Будем откровенны: частному бизнесу до балды эта самая социальная составляющая. Он не будет работать себе в убыток. А это означает, что, лишившись ПАТП-1, городская власть может потерять контроль над пассажирскими перевозками в Орле, между тем как Закон «О местном самоуправлении» обязывает ее за это отвечать. Опять же: частник, получив полный карт-бланш, сможет диктовать и цены, и условия. Даже малый протест может обернуться серьезными социальными проблемами.

С другой стороны, у города денег нет и взять их неоткуда. Бюджет этого года принят так, что едва хватает на исполнение тех обязательств, которые просто невозможно не исполнить: зарплата бюджетникам, уборка мусора и т.п. Получается, что вся надежда — на областную власть. Скажут ли свое веское и на сегодня весомое слово руководитель облсовета Леонид Музалевский и его первый зам Михаил Вдовин, которые в определенной степени тоже ответственны за то, к чему пришло ПАТП-1? Найдет ли деньги врио губернатора Андрей Клычков, заявивший на своей пресс-конференции по итогам ста дней, что «власть обязана сохранять муниципальное и государственное имущество, особенно в части городского хозяйства, и создавать условия, чтобы предприятия эти могли исполнять свою работу, отвечая и перед властью, и перед жителями»?

— Параллельно на всех уровнях власти идет работа над тем, чтобы сохранить ПАТП-1, — заявил на прошлой неделе глава орловской горадминистрации Александр Муромский. — Я пообещал людям, что будут предприняты все меры для спасения предприятия...

К слову, те МУПы, которым в прошлом году помогли разобраться с долгами — «Зеленстрой», «Спецавтобаза», — сегодня выкарабкиваются из тех финансовых ям, куда их загнала в том числе долговременная непродуманная политика власти. А Бог, как говорится, любит троицу. Хотя что там — на пути к банкротству и трамвайно-троллейбусное предприятие. Так что ситуация требует кардинальных решений.




Партнеры