Орловские призраки не дают покоя

Каждый ребенок с упоением и верой слушает или читает легенды. Он искренен, болеет за главных героев, пугается опасностей, всегда рад счастливому концу. При этом каждая легенда несет в себе частицу правды. Бывает частица — капля в море, а бывает правды — хоть пруд пруди.

Дети растут, но потребность в историях с сильными героями остается. Только теперь слушатели-читатели становятся требовательнее, хотят доказательств, знать, где — капля, а где — пруд. А с течением времени легенды и мифы будоражат умы уже не детей и обывателей, а ученых. Сегодня мы поговорим об орловских легендах.

Орловские призраки не дают покоя
"Легенда об Орле", художник Олег Маслов (artlib.ru)

У истоков

Виктор Ливцов, заместитель председателя Центрального совета ВООПИиК, заместитель директора Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, поясняет: «Легенда — это рассказ о событиях прошлого, достоверного подтверждения которым нет. А миф — создание иллюзорного настоящего или будущего, который принимается как данность».

Начнем сначала — с основания города Орла. В летописях говорится, что в 1566 году царь Иван IV был в этих местах при посещении южных рубежей Руси — Козельска, Болхова. А миф о чем? Его содержание примерно таково: Весеннее солнце ласкало звонких, небольших птичек. А их царь, сильный и смелый властелин неба с мощными крыльями и острым клювом, возвышался в родном гнезде на вершине богатырского дуба. Дуб стоял в низине, у слияния двух рек, но был так высок, что с его вершины можно было хорошо рассмотреть и гору за рекой Орел, куда уходило солнце, и широкую Оку, над которой занималась заря. Свежий утренний ветер будил орла, и он, оставив гнездо, плавно парил над степным междуречьем, высматривая добычу.

Утром его разбудили голоса. Орел привстал над гнездом и увидел людей. У одних за поясом сверкали топоры, у других были в руках пилы, третьи держали пищали, у четвертых, сидевших на конях, поблескивали сабли на боку. Все выжидательно поглядывали на гору. И вот прибыл воевода, развернул длинный свиток и стал читать громко:

— По велению государя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, поставлен быть город на поле на реке Орлее.

Закончив чтение, воевода перекрестился, надел шапку и показал на дуб-великан:

— Рубить!

Первый удар поднял орла в небо.

— Вот и сам хозяин! — сказали люди, провожая глазами улетающую птицу.

Орел улетел, а имя свое оставил городу, рожденному для защиты Москвы от набегов крымских татар.

Эту опоэтизированную «историю» любят рассказывать детям. Что правда, что вымысел? По поводу названия города ученые спорят до сих пор, склоняются к тому, что свое имя город получил все же не от птицы, а от реки. Однако на гербе города — не река, а именно гордый орел.

По легенде, Орел охраняли святые. В доказательство рассказывают о чудесном спасении икон Спаса и Богоматери, апостола Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Рассказывают, что они находились в деревянном Торговом ряду. Но пришел неизвестный человек в Богоявленскую церковь и сказал, чтобы перенесли их оттуда. И пропал. Так иконы оказались в Богоявленской церкви. А Торговые ряды сгорели… Считают, что тот неизвестный был самим святителем Николаем. Ну и как докопаться тут до истины?!

О добре и зле

Легенды носят не только исторический или героический характер. Порой это леденящие душу истории о любви и ненависти, о предательстве и возмездии. Одна из самых ярких орловских легенд такого порядка — о французе де Бланжи.

В 1895 году в «Орловском вестнике» князь А.Л. Голицын впервые опубликовал историю, связанную с неким учителем-французом, служившим у барина Алексея Денисовича Юрасовского. Три года спустя хранитель дел Орловской ученой архивной комиссии А.К. Юрасовский опубликовал свою версию этого же происшествия.

Герой — виконт Теофиль де Бланжи, бежавший после французской революции в Россию. Он устроился гувернером к помещику Алексею Юрасовскому, проживавшему неподалеку от Болхова. Случилось так, что виконт влюбился в дочь местного зажиточного крестьянина, ростовщика Семена Карнеева, крепостного Юрасовского. Поскольку ростовщик был против этого брака, помещик просто подарил французу семью крепостных Карнеевых.

Влюбленные поженились, но их счастье продолжалось недолго. Как-то Юрасовский дал де Бланжи поручение перевезти крупную сумму денег в Карачев. Узнав об этом, тесть виконта подкупил нескольких мужиков, и, когда его зять ночью проезжал через Сурьянинский лес, злоумышленники напали на него. Среди них был и Карнеев, который собственноручно заколол зятя и отрубил ему голову.

Полиция нашла злодеев, вскоре их отправили на каторгу. Всех, кроме откупившегося Карнеева. Однако его ждало возмездие.

Однажды Карнеев ночью возвращался из Карачева в Болхов. Путь лежал через все тот же Сурьянинский лес. Вдруг лошадь ростовщика захрапела и остановилась. Карнеев застыл от ужаса: при свете луны он разглядел покойного зятя, который шел ему навстречу в окровавленной одежде. Подойдя поближе, призрак снял с плеч собственную голову и поклонился бывшему тестю. «Голова отверзла уста и заговорила с Карнеевым, призывая его на суд Божий…»

С тех пор призрак преследовал его повсюду, даже в церкви. Карнеев обезумел и повесился. По преданию, в час его смерти в Болхове сам собой начал звонить тысячепудовый колокол.

Но призрак покойного француза не успокоился. А в 1831 г. в эти места пришла холера. И началась она именно с Сурьянино. Почему-то местные крестьяне решили, что причина «мора» — де Бланжи. Ночью пятеро мужиков отправились на кладбище, чтобы раскопать могилу учителя и пронзить сердце мертвеца осиновым колом, как поступают с вампирами. Однако, как только был завершен колдовской обряд с заклинаниями и кровью черного петуха, прилетела огромная сова и набросилась на гробокопателей… Впоследствии всех участников кощунственного ритуала сослали в Сибирь.

Но и это не конец истории! По легенде, призрак мертвого гувернера явился священнику из Льгова и стал делать ему какие-то знаки, держа отрубленную голову в руках. Тот решил подойти поближе, но фантом превратился в облако, а священник упал замертво… На этом месте якобы воздвигли надгробный памятник в честь виконта де Бланжи. Сегодня вы его не найдете. Однако его описал И.С. Тургенев в «Записках охотника» — то ли хотел увековечить легенду, то ли и вправду что видел…

О кладах

Множество орловских легенд связано с теми, кто якобы посещал Орел. Это и Лермонтов, и Гоголь, и Петр I. Историки до сих пор не пришли к единому мнению: заезжал ли монарх в Орел на пути в Полтаву или проехал мимо? Но краеведы прошлого донесли легенду о большой миске малины, которой благодарные орловцы угощали монарха. Однако документального подтверждения этому факту нет. Тем не менее именно при Петре I Орел стал крупным хлеботорговым центром, по его указу здесь была создана одна из первых мануфактур по пошиву парусины для российского флота; Петр, как и его сводные братья и сестра, немало жертвовал на орловские храмы.

Много легенд о кладах. Например, о кладе И.С. Тургенева, который его родственники якобы зарыли то ли в Спасском-Лутовинове, то ли в самом Орле. Существуют карты, приезжают люди даже из-за рубежа, и каждое поколение музейных работников экскаватором или лопатой где-нибудь да роют землю.

Впрочем, многие клады уже обнаружены. В основном еще в XIX веке. Настоящие золотые клады. А один нашли во время ремонта гостиной Тургенева — ключ из сплава драгоценных металлов, камергерский ключ. Удивительно, что он сохранился! Не украли ни те, кто обнаружил, ни реставраторы.

Военные чудеса

Революции, война, открытия, но Орел продолжает обрастать легендами.

Около 10 часов утра 7 марта 1919 года железнодорожный состав остановился на станции Орел. В нем ехал большевик Яков Свердлов. Узнав, что железнодорожники здешнего депо, доведенные до крайности невыносимыми условиями, забастовали, вышел, чтоб сказать революционную речь. В ответ полетели град камней, поленья, заготовленные для паровозов. Свердлов упал. И вскоре умер. С этим вроде бы никто не спорит. Но через 53 года одна из выездных секретарей П.С. Виноградская напишет, что Свердлов, «кажется, именно во время этой беседы простудился». И умер. Вопрос «отчего?» так и остался в зоне догадок.

Ходили легенды о посещении города Орла и Троцким, и Сталиным. Обыватель скажет: чем ближе события к нашему времени, тем больше информации, а значит, проще докопаться до истины. И окажется прав лишь отчасти.

Вот, к примеру, начало Великой Отечественной. Мы решили разобраться, как это было в Орле, благо прошло всего-ничего, свидетели живы.

Итак, Вторая мировая война пришла в Орел 25 июня первым налетом фашистской авиации. А 3 октября 1941 года немецкие танки уже зашли в город. Как и что здесь происходило? Воспоминания очевидцев передают историки, краеведы и, конечно, потомки тех, кто жил в то нелегкое время. И… создают легенды.

Легенда первая: Орел был сдан без боя. Мол, встречали немцев хлебом-солью. Трамваи ходили, заводы работали… В противовес — другая легенда: город упорно обороняли. В этом участвовали конвойные войска НКВД, артиллеристы, десантники.

Каждая сторона оперирует множеством фактов, документами, воспоминаниями, мемуарами. Уже в новом, XXI веке поисковики нашли останки красноармейцев на подступах к Орлу. На воздвигнутой часовне написано, что город обороняли 201-я воздушно-десантная бригада 5-го воздушно-десантного корпуса полковника И.С. Безуглого и 146-й отдельный батальон конвойных войск НКВД. Казалось, истина — вот она. Но нет.

Орловец Валентин Сучков с волнением рассказывает о том времени. И бережно хранит документ из Центрального архива внутренних войск. Бумага рассказывает о том, что войска 146-го отдельного батальона КВ НКВД действительно были под Орлом, выполняли задачу по обороне города, но 5 октября 1941 года передислоцировались в Елец… в полном составе. Более того, утверждается, что из всего батальона обороняли город лишь 30 человек. То есть один взвод из батальона?

Копия этой бумаги есть и в Военно-историческом музее Орла. Его заведующий Сергей Широков давно интересуется этой загадкой.

— Я работаю в музее уже более 15 лет, и тема оккупации для нас одна из важнейших. Уже давно пытаюсь прояснить ситуацию со 146-м батальоном. Как это: воевали до последней капли крови, а передислоцировались в полном составе? Направил запрос в Российский государственный военный архив. Оттуда ответили, что, по их данным, за 3 октября — день сражения за Орел — по батальону числится девять без вести пропавших.

То есть два официальных документа, которые противоречат друг другу. И кому верить?

— Через некоторое время после освобождения города большую часть документов изъяли компетентные органы, — рассказывает Широков. — Поэтому что было на самом деле — неизвестно. Думаю, правда спрятана где-то глубоко в архивах. А может, и нет. На мой взгляд, 146-й отдельный батальон КВ НКВД мог вести бой под Орлом, пусть и в скромном количестве…

Есть и другая орловская легенда периода Второй мировой — якобы именно в Орле должно было состояться событие века — сепаратный мир с Германией. В главных ролях Сталин и Гитлер. Версия кажется абсурдной, но у сторонников легенды свои аргументы.

К весне 1943 года для руководителей обеих стран все складывалось удивительно не-

удачно. Гитлера генералитет умолял об оборонительной войне, а главный союзник — итальянский Дуче — вообще был ярый противник наступления, даже угрожал сепаратным миром с Советской Россией. Примерно в это же время союзники пригрозили Сталину прекратить поставку военных грузов из Британии. Тревоги Сталина возрастали, а плохие новости шли одна за другой. Весной 1943 года генерал-коллаборант Власов обратился с открытым письмом к солдатам и офицерам РККА и всему советскому народу с призывом бороться с большевизмом. На следующий день мир узнал о Катыни и содрогнулся от ужаса. Сталин в агрессивных тонах повел переговоры с западными послами в Москве — дипломаты обоюдно высланы из стран. На грань разрыва отношений с союзниками поставило решение Сталина предоставить командиру югославских партизан Тито в случае высадки союзников на Балканах, право выступить вместе с немцами против англичан и американцев…

Оба главных героя в колебаниях, но уже летом состоится самое крупное танковое сражение в истории человечества, которое определит судьбу Германии и СССР. А Орел еще и пополнится красивой легендой.

…Начался новый век. Пока без особых потрясений, а потому накапливаются лишь истории, которым суждено стать историческими анекдотами. Но это уже совсем иное.

Что касается легенд, то, обсуждая их, взрослые дяди и тети вновь и вновь находят повод для споров и очень хотят расставить все точки над «и». Ирония: в русском языке над «и» точки отродясь не было…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2018

Заголовок в газете: Между историей и анекдотом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру