МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Пограничный бесконтроль

Беспредел на нашей границе переходит всякие границы

Словом, суть схемы такова: украинские электропоезда прибывают в Россию на станцию Наумовка, пассажиры со всем скарбом покидают вагоны и пересаживаются в российский электропоезд, который дальше будет следовать со всеми остановками. На перроне же располагаются пограничные и таможенные линии контроля. В ходе контроля, естественно, отсекаются все нарушители законодательства, остальные граждане проследуют на территорию России. На выезд из России действует та же схема, поэтому все варианты незаконного ввоза и вывоза товаров будут пресечены. На станции Красный Хутор технологические остановки остаются. В случае провоза товара, подлежащего декларированию, гражданин обязан его задекларировать на станции Наумовка, где осуществляется таможенный контроль.

Справка "МК"

<p>Будущее прямого пригородного железнодорожного сообщения между Белгородом и Харьковом (кроме экспресса &laquo;Князь Владимир&raquo;) под вопросом. Предлагается, чтобы пассажиры, пересекающие российско&shy;украинскую границу на электричках, делали пересадку. Обсуждение этого вопроса прошло на совещании представителей железных дорог России и Украины 9 июня в Прохоровке. Ещё до совещания планировалось, что каждая из стран будет перевозить пассажиров лишь по своей территории, а пересадку организуют в Наумовке (Россия) и Казачьей Лопани (Украина). <br /> <br /> Словом, суть схемы такова: украинские электропоезда прибывают в Россию на станцию Наумовка, пассажиры со всем скарбом покидают вагоны и пересаживаются в российский электропоезд, который дальше будет следовать со всеми остановками. На перроне же располагаются пограничные и таможенные линии контроля. В ходе контроля, естественно, отсекаются все нарушители законодательства, остальные граждане проследуют на территорию России. На выезд из России действует та же схема, поэтому все варианты незаконного ввоза и вывоза товаров будут пресечены. На станции Красный Хутор технологические остановки остаются. В случае провоза товара, подлежащего декларированию, гражданин обязан его задекларировать на станции Наумовка, где осуществляется таможенный контроль.<br /> <br /> &nbsp;Но окончательное решение по отлову контрабандистов на железнодорожном совещании в Прохоровке принято не было. Как сообщает служба корпоративных коммуникаций ЮВЖД, предложения по изменению графика движения на участке Белгород &mdash; Харьков разработаны Юго&not;Восточной железной дорогой России и направлены для рассмотрения в государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины. Называется она так &mdash; &laquo;Укрзалізниця&raquo;.</p>Но окончательное решение по отлову контрабандистов на железнодорожном совещании в Прохоровке принято не было. Как сообщает служба корпоративных коммуникаций ЮВЖД, предложения по изменению графика движения на участке Белгород — Харьков разработаны Юго¬Восточной железной дорогой России и направлены для рассмотрения в государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины. Называется она так — «Укрзалізниця».

БРОНЕПОЕЗД «ВОЛЧАНСК»

Дизель­поезд Белгород — Волчанск отходит от ст. Белгород в 7:30. Расстояние между конечными станциями — 50 км. Поезд — это, пожалуй, громко сказано: три плацкартных вагона, прицепленных к маневровому тепловозу. Народу набилось — жуть. Дачники с тяпками, сумками и простой люд, желающий скупиться в соседней Украине. Последних — большинство: вагона два из трёх они, похоже, и заняли. Ладно. Влезли, тронулись. Пассажиры, слышу, радуются: сегодня на редкость мало народа. Обычно набиваются, как селёдки в бочку, — человек 300 и больше. И все гружёные «челночными» сумками, баулами. Стою, вижу: проводница идёт, дергаясь, как и её вагон, кричит: «Так, девчата, готовим денюжку за проезд!» Орёт по привычке: деньги у «девчат» уже в руке. Только я, чайник, шарюсь в кармане, чтобы найти 80 рублей. Нашёл. Это цена билета с услугами от Белгорода. (Услуги — это вусмерть убитый туалет.) Как выяснилось чуть позже, эта сумма почти в четыре раза больше, чем за дорогу в обратном направлении: на любимую Родину с Украины. Но случайная попутчица Ирина рассказывает, что, несмотря на все дорожные издержи, скупаться в самостийной и даже вернуться целым и невредимым на Белгородчину всё равно выгодно. Вот она и мотается туда¬сюда по пять¬шесть раз в месяц. Стратегически важный продукт, призналась она, пропихнувшись со мной в тамбур покурить, — водка. Но, даже отсекая водку, на Украине всё есть. И дёшево. И с пустыми руками она никогда домой не уезжает. «Колбасу вожу, помидоры, огурцы, воды разные, мясо, памперсы, шапмунь — всё дешевле, чем у нас. Если б можно было, и бензин бы возила в канистрах! Но эти (кивнув на пограничников) с канистрами в поезд не пускают…» (Ирина — перекупщица. Она же и контрабандист. Ей 43 года. По профессии геодезист. Трое ребят: студенту Владимиру 20 лет, Насте — 15, Серёжке — 10. Мужа нет. Умер пять лет назад — сердце сдало).

Едем дальше… Народ гомонит, матерится привычно... Выясняется, что сегодня вторник и потому дизель не особо перегружен. Другое дело среда, пятница и суббота. Именно в эти дни на волчанском рынке выкладывают товар. У белгородцев такие дни называются ходовыми, и уж тогда дизель берут штурмом... А нынче в поезде ещё и свободно: можно стоять на двух ногах. «А когда перекупщики едут валом — по десять рядов фрукты и овощи — ногу поставить негде… На башке стоят, на груди висят», — жалуется Ирина. Тем временем поезд прибывает на Нежеголь — последнюю станцию на берёзовой родине. На часах без десяти девять, а ностальгия уже пришла….

Досаживаются, как могут, последние русские пассажиры. И начинается пограничный контроль. Неторопливые сотрудники пограничной и таможенных служб неспешно, но злобно идут по вагонам. Листают паспорта, зорко сравнивая фото и оригинал, и неспешно хамят через шаг, даже не замечая этого. Это, увы, уже привычка. Ведомственная. Но хамством — в принятом значении — такое поведение пограничников не является. Это некий «корпоративный стиль поведения», наработанный погранцами довольно шустро: лет за 10—15. Потому как граница только называется государственной, на самом деле она ведомственная. И хозяин здесь — Федеральная погранслужба (ФПС). И государство здесь отдыхает.

 ВЗВЫЛ И СЕЛ НА РЕЛЬСЫ

Короче, весь этот «государственный антураж» занимает почти час. Срок впечатляет, если учесть, что вагонов­то всего три… Регистрация одного человека занимает у сотрудника службы приграничного контроля от 30 секунд до 2 минут. Почему так? Да потому что продолжительность этой процедуры зависит исключительно от расторопности самого сотрудника. Это во¬первых. Во­вторых, как бы ни был скор пограничник — на каждой станции у них норматив. Как у пятиборцев. Положено отстоять на Нежеголи 45 минут — вот они и стоят. Посадка, кстати, тоже стоит.

Ладно, пусть так… Против ведомственных инструкций возражать глупо. Они возведены в ранг закона и являются священной коровой. Но почему даже этот невменяемый график не выдерживается? «Да элементарно, Ватсон!..» Время прохождения регистрации напрямую зависит от работающей бригады контролёров. Уж больно различается скорость ввода паспортных данных в служебный компьютер у разных сотрудников ФПС. Вот смотришь: стоит он, болезный, извиняюсь, пограничник, и тыкает одним пальцем в портативный компьютер, выпучив глаза и долго ища глазами каждую букву… Профессионал, блин. И, заметьте, та же картина  на любом нашем пропускном пункте (ПП), будь он железнодорожный или автомобильный. Слава Богу, что в области нет морских ПП: за то время, пока вот такой страж границ выпустит судно в море, оно сгниёт у пирса.

К слову, проводница, сама того не подозревая, проговорилась: месяца полтора назад человек 70—80 не успели влезть на её «бронепоезд». То ли пограничники устроили истерику с проверкой, то ли у народа терпелка лопнула… Неясно. Да это и не важно. Главное, факт был: народ взвыл и сел на рельсы. «Люди сами снимали это на телефоны, на фотоаппараты, кто на что мог, — судачила проводница. — Был большой скандал, полицейский с собакой был, ОМОН, говорят, уже везли из Белгорода, чтоб людей утешить… А ведь такой бардак не в первый раз, когда люди на Нежеголи не успевают влезть в мою электричку… Но в тот раз они, видать, психанули…»

ГРОШОВЫЕ КОНТРАБАНДИСТЫ

Видать, психанули…. Но на психованных, т. е. на обиженных, как всем известно, воду возят. Но тем не менее: почему это на станции Нежеголь не успевают вовремя сделать посадку? И почему нужно потратить почти три часа, чтобы одолеть расстояние 50 километров? И почему пограничники столь бесцеремонны и хамовиты? И почему такие силы брошены на «борьбу» с контрабандистами наподобие Ирины?

Кто-то ответит на эти вопросы? Никто не ответит. Ни народу, ни контрабандистам, ни журналистам. Как бы они не пыжились. Да что там народ и иже с ними, если даже губернатор области который год не может получить от пограничников внятные, толковые ответы на эти вопросы! Создаётся впечатление, что мы с пограничниками и таможенниками живём в разных государствах. Причём не в дружественных. Вот и сам губернатор на последнем заседании Совета по противодействию коррупции назвал ФПС «ведомством, которое просто издевается над людьми».

Поэтому не надо особо обольщаться: этот вопрос, как и другие вопросы о бардаке, что творится на границе, о которых молчат или даже устали кричать на всех углах жители приграничных областей, вновь, я уверен, повиснет в воздухе, крепко настоянном на сладком желании ФПС и таможни унижать и властвовать. И к тому же не даром… «Абдулла, я мзды не беру. Ты же знаешь…» Вся эта романтика — в прошлом. Как и само государство. И потому у пограничной «конторы» как у одной из ипостасей нынешнего государства на все беды людей один ответ — ИНСТРУКЦИЯ. И вдогонку, прямо в затылок — внутриведомственные уложения, приказы и страшная секретность, за которой даже ведомственная шизофрения превращается в дело государственной важности.

Справка "МК"

<p>&laquo;Для таможенников и пограничников такая схема движения &mdash; идеальный вариант, а для пассажиров &mdash; не очень. Но, учитывая остроту проблемы, мы готовы пойти и на это&raquo;, &mdash; откровенно сказанул на совещании в Прохоровке первый заместитель начальника ЮЖД Украины Виктор Кузьменко.</p>

Замечу, кстати, что украинские пограничники куда мобильнее и любезнее наших. Нет, не потому, что там живут другие славяне, которые лучше наших, белгородских, аборигенов. Тут другая причина… Ридна Украина встречает жителей Белгородчины с распростёртыми объятиями только потому, что даже в нашем небольшом пригородном «паровозике из Ромашкова» спрятана «куча грошей», которая останется на Украине. Всё! Этот циничный ответ на притворное дружелюбие соседей — факт. И тут не надо исторических иллюзий… У прикордонников тоже есть своя инструкция: «Кацапов с грошами пущать без проволочек!» И когда тебя, еле выползающего из вагона, подхватывают таксисты, и зазывалы жужжат в уши про дешевизну водки, сала и колбасы,  ты ещё раз убеждаешься —
факт!.. А тут тебе — бац: и такси до рынка, и автобус дешёвый. За весьма символическую плату в 2 или 15 гривен — в зависимости от того, какой уровень сервиса и размах выбора ты, контрабандист, предпочтёшь…

А далее — по плану: всего­то чуть более двух часов на «эконом­шоппинг», и довольные россияне с баулами бегут к своему бронепоезду «Волчанск», оставив русские деньги в чужом государстве.
Зачем? А чтобы тому жилось лучше... Раз уж своё родное толком жить не умеет.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах