МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Интервью с парфюмером Андреем Гридасовым

Сейчас трудно себе это представить, но еще буквально сто лет назад русская парфюмерия вполне могла конкурировать с ведущими мировыми компаниями

Когда швейцарский радиоведущий, драматург и музыкант Патрик Зюскинд в конце восьмидесятых издал роман-притчу «Парфюмер», перевернулось не только представление друзей автора о его таланте, но и мировоззрение неискушенного читателя о парфюмерии как таковой.

Она и прежде была окружена романтическим ореолом, но с конца прошлого века стала восприниматься как причастность к мистическим тайнам человеческой природы. Парфюмер надел на себя маску Мефистофеля, стал коллекционером не только запахов, но и душ своих поклонников. Неужели парфюмеры и вправду немного алхимики, колдующие во тьме лабораторий над возбуждающими, дурманящими, пьянящими составами? Мировая литература убеждает: парфюмеры могут украсть ваш запах, своим носом-вирутозом учуять ваши грешные мысли или подсунуть баночку с ароматом, который заставит вас идти стрелять в царя.

Итак, знакомьтесь:

Андрей Гридасов, парфюмер

— Я — коллекционер ароматов. К сожалению, наш богатейший и красивейший русский язык не может в полной мере выразить ольфактурную Вселенную. Парфюмерия и все, что с ней связано, характеризуется музыкальными терминами либо терминами, связанными с дегустацией вина, чая. Я — парфманьяк, человек увлекающийся ароматами. Это не-

обязательно духи, есть еще и эфирные масла, смолы, благовония, то есть все, что пахнет.

Изначально парфюмеры — это мужчины, состоящие в закрытом обществе — как любые ремесленники, они хранили свои тайны. Конечно, никого они по Зюскинду не убивали, напротив, были семейными людьми, ведь все секреты передавались не иначе, как из поколения в поколение. Считается, что родиной парфюмерии стали Северная Индия и Древний Египет, оттуда вместе с мамлюками искусство просочилось в Испанию и Италию, а в XVI столетии итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Екатерины Медичи в Париж, который и стал современным царством парфюмерии. Однако та парфюмерия, которая представлена сейчас, сложилась во второй половине XIX века, ее скелетом являются химические вещества, а плотью — натуральные, это позволяет ароматам быть глубокими, насыщенными, иметь шлейф. Исключительно натуральные ароматы не ощущаются на расстоянии, химия же позволяет «разогнать» запах, заставить искриться, обрести устойчивую форму и структуру. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов, — увлеченно начинает Андрей.

— А как началась ваша карьера парфманьяка?

— В родительском доме всегда было много цветов. С отцом мы вместе ходили в лес за ландышами, лекарственными травами, гуляли по липовым аллеям, он обращал мое внимание на ароматическую составляющую этих растений. Кроме того, папа очень любил готовить, а хороший повар добавляет в блюда специи, травы, поэтому меня всегда окружали приятные запахи. Будучи пытливым мальчиком, я интересовался, из чего состоят ароматы и как их повторить. Сейчас мы живем во времена ароматической агрессии: в маршрутке болтается вонючая «елочка», в порошки и отбеливатели добавляют отдушки, в магазинах распыляют ароматы цитрусовых или свежей выпечки, чтобы повысить продажи, во многих офисах явно слышен освежитель воздуха. Иногда хочется отрешиться от всех этих запахов и не пользоваться парфюмерией. Однако волшебство ароматов в том, что они становятся якорем воспоминаний — чтобы окунуться в прошлое, достаточно снова уловить те запахи, которые вы чувствовали, например, на первом свидании. Я ассоциирую все с ароматами, однако сейчас эта функция у многих людей подавлена, а ведь это самая древняя сигнальная система.

— Расскажите об аромате, в который влюбились вы.

— Была зима. Морозное утро. Мама вернулась из магазина, от нее пахло ландышами, и она достала из сумки хрустящее, свежее печенье. Мы жили в советское время, выбор духов был ограничен, но, как ни странно, у советских закупщиков был неплохой вкус. Наши женщины, пожалуй, получали лучшие французские ароматы. Да, их было трудно достать, но они не сравнятся с сегодняшними.

Первый парфюм, который я купил себе, это был Estеe Lauder Aramis, я был в восторге от Аzzaro pour homme, кстати, его носил Жан-Поль Бельмондо, у этого парфюма был интересный слоган: «Для мужчин, которые любят женщин, которые любят мужчин». Мне нравятся и тонкие ароматы, и преисполненные

мачизма: «Я — ковбой, девочки. Пришел, увидел, победил».

«Парфюм не для кухарок»

— Сегодня парфюмерия — это по-прежнему искусство для избранных или масс-маркет?

— Конечно, масс-маркет. Сейчас наблюдается тенденция к упрощению, уплотнению, удешевлению. Все, что мы видим в торговых центрах, это не искусство, это ароматы, созданные с целью максимального обогащения. Изначально парфюм не был предназначен для кухарок, его могли себе позволить только очень богатые люди из высшего общества. Сегодня мало кто знает, что в красивых флаконах за несколько тысяч рублей нет никакой амбры, мускуса и сандала. Они запрещены к использованию. В начале XX века, что-то было признано аллергеном, что-то стало редкостью. Да и перебили бы мы уже всех китов и зверьков, если бы добывали мускус и амбру в промышленных масштабах. Так, например, сандаловые деревья практически на грани исчезновения.

Нужно признать, из парфюма уходит легендарная пирамида, ее рисуют скорее по привычке, на самом деле духи стали панорамными. Аромат быстро раскрывается, западает в сердце и тянет вас на кассу. Например, ароматы Lancome по себестоимости обходятся в два доллара, а вы покупаете их за несколько тысяч рублей. Люди платят даже не за бренд — за мифологию. Маркетолог стал диктовать парфюмеру тенденции, например, сейчас в моде сладость. От женщин пахнет переваренным вареньем. На этот запах должны слетаться мухи, а не мужчины.

— Вы — увлекающийся теоретик, а пробовали создать линейку своих ароматов?

— Разумеется, пробовал. По идее, каждый человек, имеющий под рукой набор эфирных масел, может создать свои духи. Берем спирт, эфирные масла, можно дешевые: цитрусовые, пачули или дорогие — жасмин, розу. Можно настоять травы или апельсиновые корки, чтобы почувствовать истинный аромат одного природного компонента. А потом можно начинать смешивать, экспериментировать. Конечно, ошибок не избежать. Когда захочется закрепить запах, вам понадобится ароматическая химия. Если крупной компании флакон духов обойдется в два доллара, то для вас это будет гораздо дороже, вам ведь продадут не на один флакон, а целую бочку аромахимии.

Пробы и ошибки, специальная литература помогут вам на этом пути, но однажды понадобится мудрый наставник. В России нет школ, где обучают парфюмеров. Есть Версальская школа, есть школы при трех крупнейших химических концернах, обучение дорогостоящее, но цена оправдана. Сегодня запахи управляют нами. Ароматизировано все: от сухариков со вкусом бекона до стиральных порошков и колбасы с ароматом колбасы. Нынешние парфюмеры по большей части химики, они пишут формулы, а не смешивают ароматы. Духи создают на компьютере, а не в колбах.

Конечно, я не заканчивал подобную школу. Но снова опровергну роман Зюскинда, парфюмеры очень добрые, позитивные, открытые люди. Я постоянно общаюсь с известными парфюмерами из других стран, они спешат поделиться не только своими знаниями, но и восторгами после удачно созданных ароматов. Я общаюсь в социальных сетях со швейцарским парфюмером Верой Керн, Энди Тауэром, французом Пьером Гийомом и другими. Поэтому я, скорее, теоретик и коллекционер. Каждый сезон я собираю палитру актуальных ароматов, слежу за тенденциями. В моей коллекции не клон клона аромата, а уникальные, интересные запахи, сделанные на современных компонентах. Для меня аромат за две тысячи рублей может быть лучше аромата за двадцать тысяч долларов. Из новинок, которые мне понравились, могу отметить Invasion Barbare MDCI, Chanel Misia, Tango и Russian tea от Masque. За месяц от дистрибьютеров я узнаю от 40 до 60 новых запахов, иногда свои произведения присылают парфюмеры из других стран.

Конечно, простой одеколон я могу себе создать, это интересно. Уверен, что неважно, насколько дорогими или дешевыми компонентами ты обладаешь, важен лишь конечный продукт. Если есть талант, то все получится.

— Делали ли вы персонализированные ароматы?

— Делать духи для друзей — это достаточно дорогое удовольствие. Парфюмеры создают персонализированные ароматы за очень большие деньги. Как правило, человек приходит к парфюмеру, отдает ему десять тысяч долларов, и тогда парфюмер начинает расспрашивать о вкусовых предпочтениях: любимое кино, музыка, приятные воспоминания, чем человек живет и дышит, в кого был влюблен. Основываясь на этом, парфюмер создает аромат, его компоненты и работа оплачиваются отдельно. К сожалению, в Курске таких клиентов не найти.

Женщина

должна пахнуть любовью

— Вопрос к вам, как к человеку, воспринимающему мир посредством запахов: какой аромат идеально подходит пониманию элегантности, женственности?

— Ко всему в жизни нужно подходить с толикой юмора, поэтому женщинам я советую носить мужские ароматы. Это всегда будет интересно. Духи меня интересуют через призму женщин. Я считаю, что женщина должна пахнуть любовью. Если девушка открыта миру, любит себя, у нее блестят глаза и легка походка, то на ней идеальный парфюм. Аромат должен нравиться прежде всего тому, кто его носит. Принцип тот же, что и с одеждой. Серж Лютанс говорил: «Духи могут рассматриваться как вежливость, заявление, украшение или оскорбление».

— Вы сейчас говорите о феромонах?

— Феромонов не существует. Нет великого сексуального аромата, это бред и шарлатанство. Слишком разные у нас нейронные дороги восприимчивости запаха. Один любит кедровый запах, а другой разбил в кровь в лесу коленку, и этот аромат ему отвратителен. И только для парфюмера нет плохого аромата. Если мне не нравится запах, я начинаю вдумываться, почему он меня раздражает, какие именно ноты в нем заложены. Чтобы постичь аромат, нужно сделать интеллектуальное движение, не все к этому готовы.

Что касается феромонов, есть уверенные в себе, сексуальные женщины, полные красоты, страсти и нежности, и на них есть парфюм, а есть замученные жизнью, на которых можно нанести любой аромат, они от этого не станут притягательнее. Прежде чем купить духи, я советую их нанести и погулять. В магазине невозможно разобраться в запахах и понять, действительно ли вам подходят какие-либо духи.

— Вы в поисках своего идеального аромата?

— Уже нет. С годами становишься мудрее и понимаешь, что «о любви немало песен сложено», но кто-то обязательно сложит еще одну. Не живу воспоминаниями: «Ах, тогда трава была зеленее» и не поддаюсь грезам, я наслаждаюсь сегодняшним днем. Ведь так просто пропустить свое счастье. Идеального аромата не существует, есть приятные ноты, иногда кажется, что еще чуть-чуть и удастся их все соединить в тот прекрасный и единственный аромат. Это невозможно, но идеальный аромат для парфюмеров как философский камень для алхимиков, его будут искать всегда. Он как маяк для страстных натур.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах