МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Зашумит ли сосновый бор? История о том, как на Орловщине сажают Лес Памяти

Инициатива крестьян по посадке Леса Памяти в честь погибших за освобождение Орла, за которую они бьются уже четыре месяца, вдруг уперлась в вопрос: что вы хитрите? Вы какие-то провокаторы!

Но это только в сказках добро творит чудеса. В жизни — дела дивные. Орловский Лес Памяти оказался не нужен чиновникам. А без их подписи — трава не расти, не то что лес.

Депутат Орловского райсовета, лауреат губернаторских грамот Александр Голиков

В свое время журналисты и студенты придумали раздавать людям георгиевскую ленту в знак напоминания о Великой Отечественной. Акция прижилась настолько, что мы теперь не мыслим 9 мая без этого символа, ставшего в принципе символом русской Победы. Уверена: дело удалось, поскольку на его реализацию не надо было выбивать разрешения властей. А вот если бы оно понадобилось, не уверена, что акция бы состоялась вообще. Зачем вам это? Вы случаем не провокаторы? Вопросы, которыми бюрократ заставляет просителя сначала оправдываться, а потом махнуть на все рукой и задушить свой энтузиазм, что называется, в зародыше. Вот и инициатива орловских крестьян по посадке Леса Памяти в честь погибших за освобождение Орла, за которую они бьются уже четыре месяца, в прошедшую субботу вдруг уперлась в вопрос, на который у нормального человека нет ответа: что вы хитрите? Вы какие-то провокаторы!

Лиха беда начало

Эта история началась еще в декабре прошлого года. Прочитав в Интернете об идее Всероссийского общественного экологического движения «Зеленая Россия» посадить в канун 70-летия Победы в России «Лес Победы» 27 млн. деревьев — по официальному числу погибших в Великой Отечественной войне, жители деревень Сеножать, Ермолаево и Рябцево Орловского района Орловской области прониклись. Да ведь именно в их местности, с высоты под номером 224, началось наступление 380-й стрелковой дивизии 3-й армии, одной из трех первых ворвавшихся в оккупированный Орел. Здесь врач 1262-го полка дивизии Мария Караван сшила Знамя Победы, которое 5 августа 1943 года установили на ул. Московской в Орле разведчики дивизии В.И. Образцов и И.Д. Санько. На этой земле полегли тысячи бойцов Красной Армии, в том числе жители окрестных деревень. И решили присоединиться к хорошему делу — высадить на той высоте 80 тысяч деревьев. Рассуждали так: сажать будут все — от мала до велика, и ухаживать — каждый за своим деревцем. Орловцы, конечно, поддержат и тоже примут участие в акции. Может, и сибиряки приедут, составлявшие основную часть 380-й дивизии. Опять же, в Орловской области нет ни одного леса в собственности, а тут появится — целых 20 га.

Дальше — больше. Узнали, что на задворках завода погрузчиков в Орле стоит памятный знак воинам дивизии. Договорились с руководством предприятия перенести его сюда, на высоту, и сделать самый настоящий природно-мемориальный памятник. Сочинили письмо и в «Зеленую Россию», и областному начальству, поговорили с региональным управлением лесами — там пообещали помощь с саженцами и в посадке, договорились с местными фермерами, что те будут первые два года окашивать засаженную территорию, и пошли, как говорится, точить лопаты. Вместе с общественной организацией «Ветераны боевых действий», поддержавшей проект.

Но это только в сказках добро творит чудеса. В жизни — дела дивные. Орловский Лес Памяти оказался не нужен чиновникам. А без их подписи — трава не расти, не то что лес.

Хитрость на хитрость?

Поняв, что без бюрократии — никуда, жители деревень призвали возглавить их движение руководство области. Откликнулся председатель облсовета Леонид Музалевский. Приезжал на место, осматривал высоту, оценил инициативу, выступил в местной партийной газете «Единой России». Но сказал, что замахнулись крестьяне на земли сельхозназначения. А как можно посадить лес на такой ценной земле? Хоть даже и Памяти? Только если перевести землю в другую категорию, однако это оказалось делом непреодолимым.

«Как же так? — изумились селяне. — Тут же самая настоящая историческая высота, и земля здесь — никакая, хоть и со статусом сельскохозяйственной — неслучайно уже 18 лет никто ее не обрабатывает, и ничего тут, кроме сорной травы, не растет, да и та — редко, поскольку сплошной песок да щебенка».

Однако власть уперлась. Сначала предложили посадить не лес, а вишневый сад, и не 18 га, а четыре, и не здесь, а сбоку. Не в земле дело, а в конкретном участке, — поняли энтузиасты.

Орловские крестьяне — не без житейской хитрости. Откровенно говоря, не только память о войне и погибших побудила людей присоединиться к всероссийской акции. Дело в том, что последние лет десять к ним в соседи постоянно набивается то одна, то другая залетные фирмы, занимающиеся организацией полигонов ТБО. Вот и в прошлом году объявилось некое ООО «ЭкоПолис», которое втихаря от крестьян заказало исследование земель окрест их сел на предмет возможности организовать тут цивилизованную помойку. Крестьяне об этом прознали и не скрывали своего, так сказать, параллельного интереса, о чем в письме к губернатору от 15 декабря сообщали: «Мемориальный (природный) объект «Лес Победы» в районе деревень Сеножать, Малое Рябцево, Ермолаево для всех орловчан… станет живым символом реальной заботы государства о сохранении Памяти о подвиге защитников Великой России… Знаем, что наше предложение по использованию необрабатываемых земель областной собственности в кадастровом районе 57:10:0040101:5651 не единственное (прилагаем два обращения к главе Большекуликовского сельского поселения «в целях предоставления ООО «ЭкоПолис» земельного участка… под полигон ТБО)».

Однако власть делает вид, что ничего об этом не знает: «вопрос не рассматривался», «никто не обращался». И тянет время с реализацией патриотической акции. Лишь прокуратура области лукавить не стала: «В настоящее время департаментом гоударственного имущества и земельных отношений Орловской области рассматриваются ходатайства ООО «ЭкоПолис» об изменении категории земельных участков, расположенных на территории Большекуликовского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель».

Ни пяди земли! Но ради кого?

Чтобы отвадить селян стучаться в закрытые двери, на спорный участок 28 марта выехал главный архитектор области Ваагн Вермишян. Оглядев высоту, сказал категорично: «Пашню я вам не отдам!» Да какая же тут пашня? — удивились зеленороссийцы, — смотрите: одни камни, земля брошенная!» «Это прекрасная земля, — возразил чиновник. — Моя бабушка не такие камни собирала. Здесь просто нужен хозяин. А вы сажайте свой лес вот здесь!» И махнул рукой направо. «Или здесь», — и махнул рукой налево. «Так ведь и там, и там — скотомогильники с сибирской язвой, — удивились местные. — Вон даже старые ограждения стоят!» «Так уберите ограждения, — удивился недогадливости архитектор, — и посадите сад». «Но разве можно сажать лес, а тем более, сад на таком месте? И вообще: Лес Победы — на скотомогильнике?!» «Откуда я знаю, что здесь скотомогильники?» — возмутился Вермишян, но черту диалогу подвел жестко: «Эту пашню я вам не отдам! Вы угробите эту землю!»

То, что для селян было понятно, оказалось неочевидно для меня: житель я городской, в землях не разбираюсь. Может, прав главный архитектор? И высота эта действительно ценна как та пядь земли, за которую проливали кровь наши предки?

Чтобы получить профессиональный ответ, отправилась к местному фермеру — депутату Орловского райсовета, лауреату губернаторских грамот Александру Голикову — он тут уже 25 лет пашет и сеет. Тот выслушал и без лишних слов пригласил проехать с ним «на поле, которое гораздо лучше». Первое, что увидели там — огромный ковш, наполненный желтыми камнями всевозможных размеров.

— Вот какая пашня, — сетует фермер. — А та, на высоте, в десять раз хуже. Каждый год я убираю здесь камни, и каждый год земля выталкивает все новые. Сколько сеялок из-за этого погублено! Думаете, это чернозем? Нет, суглинок. Чтобы на той земле хоть что-то сделать, я считал, надо на каждый гектар, а их там — 300, вложить 10 тысяч. Это только для подготовки сева! Да за аренду заплати, да удобрения внеси, семена, обработка... При этом камни останутся, а урожай будет в лучшем случае таким, чтоб выйти в ноль. Вопрос: кому такой бизнес нужен? Кто на это согласится? Думаете, случайно эта земля пустует? А вот лес там был бы хорош — укрепил бы склон, который каждый год ползет вниз вместе с тем узким слоем почвы, на которой хоть что-то растет. Это я вам как фермер говорю.

В общем, если департамент имущества выведет тот участок из земель сельхозназначения под полигон ТБО, орловский урожай от этого не потеряет. А орловцы?

Губернатор нас услышал

После посещения спорного участка главным архитектором неожиданно заволновался спикер местного парламента Музалевский, вроде как возглавивший «движение зеленых». То ли интерес «МК Черноземье» напряг, то ли открытое письмо к губернатору, в котором селяне попросили Вадима Потомского дать оценку происходящему. А может, сыграло роль письмо руководства «Зеленая Россия» в адрес губернатора с просьбой о поддержке. Так или иначе, селян спешно пригласили на совещание. Правда, журналиста «МК Черноземье» туда не пустили — секретарь предоблсовета была немногословна: «Так было решено». Уже через час стало известно: позиция изменилась!

— Обговорив на совещании ключевые вопросы, мы вместе с представителями управления лесами, главным архитектором области и руководителем областного управления имуществом выехали на место, — рассказал председатель реготделения «Зеленой России», житель деревни Сеножать Андрей Симаков. — Пока принято решение такое: на той высоте, где мы и предлагали посадить Лес Победы, будет выделено 5 га земли. Мало, но это позволит нам разместить порядка 10 тысяч деревьев. Перенесем сюда и памятный знак. Разработку дизайн-проекта пообещал взять на себя Ваагн Вермишян. По сеялкам я уже договорился, по саженцам тоже — обещают сосны.

Что к этому добавить? Только одно.

«МК Черноземье» будет пристально следить за развитием ситуации. Лес Победы должен появиться на орловской земле — слишком обильно она полита кровью…

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах