МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Почему книгам не страшен кризис

Несмотря на то что на волне экономической нестабильности практически еженедельно закрываются и разоряются мелкие и крупные предприятия и компании, есть те, кто продолжает идти вперед.

Наверное, потому, что во все времена человек привык искать ответы среди сотен бумажных страниц, книги даже в кризис остаются предметом первой необходимости. Книжный бизнес в России, да и во всем мире сейчас вздыхает с облегчением: пережили! Пережили не кризис, а угрозу вымирания, которая вполне зримо нависла над бумажными книгами в период появления книги электронной. 

 Однако уверенно одержав победу над цифровым конкурентом, бумажная книга сейчас наращивает обороты продаж. Как пример, история с курским Домом книги, который в конце года все-таки откроется. В огромном помещении с уходящими в бесконечность потолками зажжется свет, и внутрь хлынет толпа покупателей. Но у этого счастливого финала была довольно грустная предыстория — «МК Черноземье» писал о том, что компании «Читай-город» не сразу удалось согласовать с местной администрацией и комитетом по культуре реконструкцию и ремонт помещения.

— Сейчас здание находится в нашей собственности, — рассказывает гендиректор сети книжных магазинов «Читай-город» Михаил Иванцов. — Однако сначала оно было продано банкирам. Они пришли к нам и прямо спросили: «Перекупать будете?» И мы перекупили.

Среди книголюбов существует понятие о «намоленных» книжных местах, куда люди идут за литературой по инерции, потому что туда ходили их родители и они сами всю свою жизнь. Дом книги в Курске — как раз такое место, представить здесь что-то другое практически невозможно.

— Статуя Горького в вестибюле, бюсты классиков, колонны, — книжный дух во всем, — улыбается Иванцов. — Мы готовим специальную экспозицию советской литературы, которая будет выставлена здесь же, удалось найти совершенно уникальные вещи. Например, приказ от 1976 года о двух книгах в одни руки. А еще Дом книги — это та площадка, куда смогут приезжать писатели и общаться с читателем в формате живого разговора.

Регионы читают, Москва покупает

Сегодня Россия занимает четвертое место по выпуску книг и лишь 20-е по их реализации. Самый читающий регион — конечно, Санкт-Петербург. Дальше — города Восточной Сибири. Феномен читающей Сибири, наверное, можно объяснить климатическими особенностям — долгие холодные вечера так и располагают к неторопливому вдумчивому чтению. Москва — лидер по покупаемости книг, но, что парадоксально, не занимает первое место по их прочитыванию.

— По моему мнению, знаменитая московская интеллигенция покидает Москву, а на ее место приходит специфическая публика, владеющая неким состоянием, но не тратящая время на книги, — анализирует Иванцов. — А возьмем, к примеру, Омск, где покупательская способность очень низкая, но при этом читают люди много. И в дни, когда проходят распродажи, здесь сметают с полок буквально все. 

Сама природа чтения очень интересна. Это глубокий мыслительный процесс, энергозатратный и трудоемкий, когда учащается пульс, мозг работает с удвоенной силой. Правильно читать под силу не каждому. Здесь как в спорте, когда организм привыкает к нагрузкам, он начинает получать удовольствие от тренировок. В Швеции несколько лет назад провели исследование, и оказалось, что культура чтения находится на ужасающе низком уровне. Шведы схватились за головы и стали внедрять программы по поддержке чтения в детских садах и школах. Сегодня спрос на книги в этой стране невероятно высок.

В России у книжного бизнеса нет преференций, пожалуй, кроме ставки НДС 10%. Основные трудности — найти торговые площади и договориться о приемлемых условиях аренды. Если удалось договориться об аренде в рублях, то скачок иностранной валюты на арендных цифрах практически не скажется и можно продолжать успешно работать.

— Сейчас общество, в том числе и бизнес, стали более толерантно относиться к книжному ритейлу. Нам удалось убедить людей, что книжное дело не прогорит, оно рентабельно, и они идут навстречу, а это значит, что в стране будут открываться новые магазины, — анализирует Михаил Иванцов. — Государство, наконец, обратило внимание на литературу, осознав, что культура чтения, язык является одним из базисов воспитания общества. И это очень важно. Во время проведения фестиваля «Книги России» в Москве со мной произошел забавный случай. Я шел позади группы туристов на Красной площади, и экскурсовод им рассказывал, что когда-то это место было крупнейшей рыночной площадью. И глаза тех австралийцев широко распахиваются от удивления, потому что эта информация коренным образом отличается от того, что они привыкли слышать о России, как о стране медведей и танков. Книги неспроста называют «мягкой силой», они способны изменить мировоззрение людей.

Чтобы купить книгу, вам всего лишь надо о ней услышать

То, что в конечном итоге мы видим на книжных полках магазинов, — это тщательно отобранная менеджерами департамента закупок сети литература. Однако и здесь присутствует человеческий фактор, и порой они или переоценивают то или иное произведение, или наоборот. Случается, «выстреливают» региональные издания, такое было с книгами, изданными, например, в Новосибирске, Ярославле, Нальчике. А иногда приходится рисковать.

— Так было с книгами Анны Гавальда. Редактор прочитал, сказал: «Это супер!», мы закупили ее огромным тиражом, и она стала разлетаться, а издательства срочно начали допечатывать тираж. И такое случается часто — дело случая, и в этом я абсолютно согласен с издателями: на рынке есть сотни книг, которые сильно недооценены.

Кризис тоже наложил свой отпечаток на читательский спрос и выбор.

— Детская книга чувствует себя более уверенно, особенно в регионах. Уж на чем, но на детях россияне не экономят даже в тяжелые времена. А вот справочная, прикладная и энциклопедическая литература сдает свои позиции, потому что ее вытесняет Интернет. Растут продажи художественной литературы, которые некоторое время назад сильно упали, а сейчас к ней вновь растет интерес. Выбирается из периода провала и деловая литература. Когда грянул кризис, она впала в немилость у читателя, который негодовал: «Почему эта информация не спасла меня от финансовых неурядиц?» Но поскольку новые проблемы тоже надо решать, то качественные деловые издания поднимаются в продажах.

В соответствии с общей тенденцией в стране средний чек за год вырос на 10–15% — более 300 руб. за книгу в Москве и крупных региональных городах, менее 300 руб. — в небольших городах. При этом 70% покупателей составляют женщины, но в последнее время читать начали и мужчины. При этом регионы подходят к выбору рационально, Москва же более продвинута, здесь раскупают серьезную «угрюмую» аналитику, которая годами может пылиться на полках в областных магазинах.

Что читает страна? По итогам этого года списки читательских рейтингов возглавляет Борис Акунин. «С Акуниным даже голову ломать не надо: выстрелит или нет? — улыбается Иванцов.— Он всегда в топе». В списке популярных авторов держится Дмитрий Глуховский и неожиданно роман Джорджа Оруэлла «1984».

«1984» — роман-антиутопия Джорджа Оруэлла, изданный в 1949 году. Его название, терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в романе «1984» тоталитарный режим. Произведение неоднократно становилось жертвой цензуры в социалистических странах и объектом критики со стороны левых кругов на Западе.

А еще искренняя женская проза Джоджо Мойес. Москва же сейчас зачитывается Мартен-Люган и ее «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе».

— Когда она вышла, мы сразу же решили: «Это произведение из списка абсолютного must read». Хотя на самом деле отзывы на книгу противоречивые. Но здесь на руку авторам играет Интернет — чтобы сделать из литературы бестселлер, нужно всего лишь раскрутить ее в Сети. И вам, может, и не понравится произведение, но вы его купите, потому что слышали про него.

Пример того, что это работает — трилогия Эрики Л. Джонс «50 оттенков серого», которая уже несколько лет не выходит из списка бестселлеров.

— Понимаете, есть ядро нашей читательской аудитории — это интеллигенция. Но на самом деле читать книги может любой. И счастье издателя начинается тогда, когда он продает книгу не интеллигенции, а любому. Для этого нужно создать продукт, который будет интересен массовой аудитории, окружить его какой-то историей и продать. Хорошо ли это? Конечно. Ведь иначе эти люди не прочитали бы ничего.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах