— Здесь как раз ничего удивительного, — отвечаю я. — У нас, журналистов, с вами много общих задач — выслушать, понять и попытаться помочь.
Владимир Фирсов вступил в должность уполномоченного по правам человека в Курской области всего пять месяцев назад, поэтому на вопрос о том, по каким направлениям в этой сфере региону еще предстоит догонять, а чем можно гордиться уже сейчас, только смеется: «А давайте вы меня лет через пять об этом спросите, когда срок полномочий подойдет к концу. Чтобы анализировать, надо накопить опыт…»
«Миллионеры к нам не приходят»
Он вообще располагает к общению — спокойный, доброжелательный и в то же время «горящий» своим делом. Раньше служил в органах внутренних дел, поэтому иногда бескомпромиссные полицейские словечки нет-нет да и ворвутся в четко поставленную и структурированную речь. Особенно когда он начинает рассказывать о вопиющей несправедливости, с которой приходится сталкиваться…
— Двадцать пять лет занимался защитой прав человека, хотя и по другой специальности. Во время службы в милиции речь шла о защите оперативными методами. По образованию юрист-правовед, поэтому довольно быстро вошел в курс дел в новой должности. Со мной работают опытные специалисты, а прислушиваться к чужому мнению умею и считаю это важным. Поэтому стараюсь избегать авторитарных решений. Знаете, во время службы в органах внутренних дел мне приходилось участвовать в охране общественного порядка на Олимпиаде в Таллине, в 1985 году — на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Помню, как защищали иностранных граждан в комсомольской гостинице «Орленок». Довелось служить начальником временного отдела в Чеченской Республике. У нас под контролем находилось два лагеря беженцев, чьи права необходимо было отстаивать. Словом, практика богатая, и сегодня она приходит мне на помощь, когда приходится работать с беженцами из Украины, мигрантами из Узбекистана, Таджикистана и других стран ближнего зарубежья, тесно сотрудничать с миграционной службой.
А основные направления деятельности уполномоченного — рассмотрение заявлений тех, чьи права нарушены на территории области, и правовое просвещение граждан.
— А бывает такое, что за психологической помощью приходят?
— Довольно часто. Приходят на прием, изливают душу и даже порой не требуют какой-то помощи, достаточно того, чтобы их выслушали.
— Кризис как-то сказался на количестве и качестве обращений?
— Безусловно. Ведь кто чаще всего обращается за защитой своих прав? Мало-
имущие, сироты, безработные, лица, освободившиеся из мест лишения свободы. И любой экономический «катаклизм», который происходит в государстве, в первую очередь отражается на самых социально незащищенных слоях населения. К нам на прием не приходят миллионеры и банкиры. Здесь прямая взаимосвязь: чем крепче и стабильнее государство, тем увереннее и защищеннее чувствуют себя люди. Поэтому сегодняшний экономический кризис в России так или иначе сказывается на количестве и качестве, как вы говорите, прав граждан. Нужна, скажем, инвалиду коляска, а ее нет, потому что денег на обеспечение техническими средствами реабилитации не хватает. А как выжить малообеспеченным, если постоянно растут тарифы на коммунальные услуги, дорожают лекарства и продукты?
«Пока ведется переписка, замерзают дети…»
— Расскажите об основных проблемах, с которыми к вам обращаются люди. Наверняка есть какие-то типичные?
— В среднем в работе у сотрудников аппарата постоянно находится около 30-40 заявлений. Долги по зарплате при банкротстве предприятий, вопросы, связанные с правом на жилье и благоприятную окружающую среду, а также с проблемами ЖКХ, земельными и трудовыми правоотношениями, охраной здоровья, жалобы лиц, содержащихся под стражей, и многое другое — это далеко не полный перечень тем, которыми приходится заниматься. Любое право человека, нарушенное на территории области, — в компетенции уполномоченного. И если это установлено, то это право необходимо защищать и восстанавливать. По закону срок рассмотрения заявления — месяц. Бывает, что вопрос за это время решается, а нередко тридцати дней мало, потому что нужно направлять ходатайства в соответствующие структуры не один раз и отстаивать свою позицию.
Приведу такой пример. Жильцы дома № 23 в, расположенного по улице 3-й Агрегатной в Курске, три года жаловались во все инстанции на то, что из крана течет мутная вода. Мне тоже не удалось решить этот вопрос с первого раза. И только после неоднократных обращений в администрацию города пришел ответ: причины, из-за которых вода не соответствовала санитарным нормам, устранены. К сожалению, помочь в подобных ситуациях удается далеко не всегда. Жильцы 1-го Кислинского проезда пожаловались на то, что живут в черте города, а дорога возле их домов не заасфальтирована, здесь постоянная грязь, как в глухой деревне. Уполномоченный обратился в городскую администрацию с ходатайством об асфальтировании улицы в следующем году. Получил ответ: при условии целевого финансирования, вопрос будет рассмотрен. Вроде бы и не отказали, но будет ли решена проблема, большой вопрос.
На выездном приеме в администрации Суджанского района жители поселка Мирный возмутились платой за капитальный ремонт. За что им платить, если общее имущество двухквартирных домов, в которых они проживают, только крыша и фундамент? В блокированных постройках нет инженерно-технических сетей, подвалов, лифтов. Люди проявили настойчивость и, в конце концов, добились с помощью уполномоченного по правам человека и органов местного самоуправления отмены платы за капремонт.
Расскажу еще об одной из ряда вон выходящей ситуации. Мать с двумя несовершеннолетними детьми осталась зимой без отопления в жилых помещениях. Жалоба пришла из Льговского района. Уполномоченный уже дважды направлял ходатайства руководству ОАО «Газпром газораспределение Курск» и ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» о включении подачи газа в дом, но все безрезультатно. В мае ресурсоснабжающая организация приостановила предоставление услуги за долги. Задолженность взыщут по исполнительному листу судебные приставы, потребитель обязалась вносить текущие платежи за газ. Таким образом, в накладе газовики не останутся. Но они настаивают на полном погашении задолженности, как говорится, здесь и сейчас. И только после этого готовы возобновить предоставление услуги. Газовая служба ссылается на договорные отношения, уполномоченный настаивает на том, что согласно постановлению правительства РФ нельзя оставлять людей без отопления. Пока ведется переписка, в доме замерзают двое маленьких детей. Разве это по-человечески?..
— С такими вопиющими случаями часто приходится сталкиваться?
— К сожалению, нередко. Годами не меняется в области ситуация с обеспечением жильем страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Эти граждане имеют право на внеочередное получение жилья, но реализация закона возложена на нищие муниципальные образования, у которых нет средств на эти цели.
Острой остается проблема обеспечения людей с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Особенно к концу года участились жалобы по этому поводу. Уполномоченный обращался с этим вопросом к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, так как финансирование идет из федерального бюджета. Из Министерства труда и социальной защиты РФ пришел ответ: в связи с изменением валютного курса и ростом инфляции области дополнительно выделено на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации более 98,5 миллионов рублей. И это очень хорошая новость!
«Все держится на авторитете личности»
— Насколько весомо и непреложно решение, принятое уполномоченным по правам человека? Оно обязательно к исполнению?
— Если уполномоченный установил, что право человека нарушено, он направляет в «виновную» организацию ходатайство или заключение с требованием его восстановления. Хотелось бы отметить: на выездных приемах встречаюсь с главами районов, прокурорами, начальниками районных отделений полиции и вижу, насколько они заинтересованы в решении проблем людей. Но если, как говорится, миром решить спорный вопрос все же не удается, уполномоченный вправе обратиться в суд за защитой прав заявителя. А также он может подать ходатайство в компетентные органы о возбуждении административного дела в отношении должностного лица, допустившего нарушения прав и свобод человека. Должность уполномоченного не предполагает применения каких-то санкций и наказаний. Все держится на авторитете личности и уважении к его мнению. Ведь не случайно на эту должность по закону назначается человек с безупречной репутацией.
— А не бывает у вас ощущения, что, сколько ни бейся, проблем меньше не становится? Руки не опускаются порой?
— Защита прав человека — это даже не работа, а внутреннее состояние души и призвание. И если отчаиваться, то точно ничего хорошего не выйдет. Вся жизнь — борьба, и в любой ситуации нужно бороться, особенно за свои права. И тогда все обязательно получится!..