— Вы должны выкрикивать свою речевку громко, четко и улыбаться покупателю, — инструктирует нас Наталья, владелица рекламного агентства.
Первое же, что я слышу во время своего рабочего дебюта: «Ну что ты так орешь?», от недовольного покупателя.
26 января в Москве было совершено бессмысленное в своей жестокости преступление. 58-летний мужчина застрелил из окна собственной квартиры 25-летнюю девушку-промоутера, которая рекламировала товар одного из магазинов через громкоговоритель. Этот беспрецедентный случай заставил задуматься сразу о нескольких вещах: о том, насколько этично работают сотрудники промоушена, и о том, насколько мы терпеливы к тем, кто просто пытается заработать.
Мешала спать
Кто виноват в случившейся трагедии, сейчас легко понять разве что следователям. 58летний инженер Сергей Галахов уже признал свою вину. По его словам, шумная реклама мешала спать. В течение нескольких дней Анна Носова через громкоговоритель зазывала прохожих на распродажу в меховой салон. Накануне случившегося Галахов звонил в полицию и жаловался на назойливый шум, но это ситуацию не изменило. 26 января он крикнул девушке из окна: «Надоела! Замолчи!» По свидетельству очевидцев промоутер ответила ему в резкой форме. Через несколько минут грянул выстрел.
Девушка скончалась через 15 минут на руках прохожих, которые занесли ее в магазин. Именно его товар она рекламировала, среди шуб и дубленок совершенно нелепым образом оборвалась ее жизнь. Москвич стрелял на поражение, и даже своевременное прибытие «скорой» через 7 минут после вызова, ничего не изменило.
Казалось бы, произошло убийство, реакция на которое должна быть однозначной. Но мнение людей разделилось.
Можно ли оправдать мужчину, стреляющего в молоденькую девушку? Конечно нет. И все же у очевидцев этой трагедии находятся свои «но». Реклама была громкой и агрессивной, такую сложно выдерживать в течение нескольких часов, а после рабочего дня — особенно. И ведь тревожные звоночки были: незадолго до трагедии местные пенсионеры устраивали митинг против шумной рекламы. Еще раньше из пневматики стреляли по дворникам. Соседи не вспомнили за «стрелком» Галаховым ничего криминального: не шумел, не буянил, скандалов не устраивал. Кто-то и вовсе склонен видеть в нем человека, уставшего от бесконечного навязчивого информационного потока.
В действиях Анны Носовой и компании-заказчика не было никаких нарушений. Согласно московскому закону № 42 от 12.07.2002 года «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве», покой горожан и тишина защищается с 23 часов до 7 часов. Между тем после трагедии, произошедшей 26 января, столичные власти могут повысить штрафы за слишком громкое распространение информации на улицах.
К сожалению, Аня Носова оказалась по ту сторону конфликта «Навязчивая реклама — Потребитель». Она всего лишь делала свою работу и, к несчастью, столкнулась с человеком, которого навязчивая реклама довела до крайности. Анна была обычной 25-летней москвичкой из благополучной семьи. Отца недавно похоронили, у девушки осталась мама и младшая сестренка. По воспоминаниям друзей, Анна была энергичным лидером, добрым и светлым человеком.
И еще она однозначно была трудолюбивой, потому что работа промоутера очень нелегка и сопряжена со многими трудностями.
Назойливые или настойчивые?
— Ну что ты так орешь? — грозно сдвигает брови седой мужчина. «Потому что мне за это платят?», «Потому что иначе вы не обратите внимание», «Потому что вот-вот должен нагрянуть проверяющий и зафиксировать эффективность моей работы»… Все эти варианты ответа проносятся в моей голове, но промоутер вышколен не хуже дрессированного пса, и губы сами собой растягиваются в приветливую улыбку: «Попробуйте наши колбасы, у нас 15 сортов — на любой вкус и кошелек».
Работа промоутера низкооплачиваема, при том, что зачастую вам приходится трудиться не в теплом помещении, а на улице — на ледяном пронизывающем ветру, когда пальцы даже в двух парах перчаток немеют уже через час. В среднем работодатель нанимает промоутера на три — четыре часа в день. За это время вы услышите от десяти до бесконечного количества оскорблений за свою навязчивость, за то, что мешаете пройти, что суете никчемные листовки…
Как правило, подобным промоушеном занимаются студенты. Внешне кажется, что это непыльная работа. За час можно заработать от 60 до 300 рублей. Это цены в регионах, в столице рекламодатели более щедры. Самый сложный промоушен — уличный, он же самый низкооплачиваемый. Чаще всего от вас не требуется говорить большой текст, нужно просто раздавать листовки и улыбаться. При этом в любое время года запрещено отлучаться с рабочего места (особенно если нет напарника, который вас подменит на «посту»), присаживаться, чтобы отдохнуть, устраивать перекусы, слишком долго общаться с прохожими. Не удивляйтесь. Очень часто заказчик наряжает своих промоутеров в довольно откровенные наряды. И когда девушка в юбке провокационной длины начинает зазывно улыбаться, она невольно привлекает мужчин.
— Мини и сапоги-ботфорты — меньшее из зол. Когда мне приходилось зазывать ребятишек и их родителей в парк аттракционов на набережной в Сочи в костюме миньона — это был настоящий кошмар. Создатели этих костюмов явно не задумывались о том, чтобы человеку в нем было комфортно. Жарко, дышать сложно, а ведь каждому малышу нужно уделить внимание, — вспоминает 25-летняя Ирина из Курска.
— А мне нравилось в свое время работать промоутером, — заговорщицки подмигивает Юля. — Правда, я сразу завязала с промоушеном, когда устроилась на нормальную работу. Самое классное — рекламировать продуктовую продукцию. Заказчик чаще всего не пересчитывал остаток, и мы таскали домой колбасу и сыр килограммами, бутылки вина и упаковки мороженого. Это было приятной добавкой к двумстам рублям в час.
Работодатели в своих объявлениях предъявляют к соискателям следующие требования: возраст от 18 до 35 лет, активность, грамотная речь, образование не ниже среднего. На практике берут всех желающих, нередко — школьников.
В среднем в городах Черноземья можно заработать от 200 рублей в час за раздачу листовок,
200 рублей за заполненную анкету клиента,
от 300 рублей за работу на дегустациях.
К слову, большинство промоутеров не оформляются официально.
Согласитесь, деньги не впечатляющие. При этом у вас не будет возможности «пофилонить» на рабочем месте: просмотреть новости в соцсетях или попить чая с коллегами. Нужно будет ходить и улыбаться, может, в костюме хот-дога, может, с мегафоном (если так захочет заказчик). И надеяться, что за твою работу тебя не застрелят.
Прохожие о работе промоутеров:
— А они еще и промоутерами зовутся… о как! Хочется порой в морду треснуть! Идешь — в двух руках сумки, а он тебе чуть ли не в рот хочет впихнуть свою листовку.
— Люди работают, как к ним относиться?
— Работа очень сложная. Дождь, снег, а они стоят листочки раздают, а люди брезгливо отворачиваются. Мне эти листочки не нужны, но я беру, дома потом выкидываю, мне не сложно, а человечку уже копеечка.
— Я тоже рекламировала то шампуни, то пиво в супермаркетах лет пять назад. Самая ужасная работа, которую себе можно представить. Приятного мало: орать на весь магазин… не для стеснительных. В итоге мне и денег толком не заплатили, потому что у них была система проверки через продавцов супермаркета, а продавцы докладывали, если мы мало кричали, ходили курить и так далее. Помню, что за две недели мне заплатили всего 1500 рублей — работала каждый день по пять часов.