МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Че­ло­век с ли­с­тов­кой. Про­мо­у­те­ры на гра­ни меж­ду жа­ло­с­тью и аг­рес­си­ей

Про­стор­ная ком­на­та, ши­ро­кий ди­ван и бе­ло­снеж­ный ко­вер Та­кой си­я­ю­щий, что на не­го да­же страш­но на­сту­пать. Не­сколь­ко роб­ких сту­ден­тов си­дят на кра­еш­ке ди­ва­на, вот-вот нач­нет­ся со­бе­се­до­ва­ние. На са­мом де­ле тряс­лись мы зря. От со­бе­се­до­ва­ния на ва­кан­сию про­мо­у­те­ра — од­но на­зва­ние: бе­рут всех без раз­бо­ра, тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют ми­ни­маль­ные: чи­с­тые во­ло­сы, со­бран­ные в хвост, ко­рот­кие ног­ти без яр­ко­го ла­ка, от­сут­ствие круп­ных ук­ра­ше­ний.

— Вы долж­ны вы­кри­ки­вать свою ре­чев­ку гром­ко, чет­ко и улы­бать­ся по­ку­па­те­лю, — ин­струк­ти­ру­ет нас На­та­лья, вла­де­ли­ца рек­лам­но­го агент­ства.

Пер­вое же, что я слы­шу во вре­мя сво­е­го ра­бо­че­го де­бю­та: «Ну что ты так орешь?», от не­до­воль­но­го по­ку­па­те­ля.

26 ян­ва­ря в Мос­к­ве бы­ло со­вер­ше­но бес­смыс­лен­ное в сво­ей же­с­то­ко­с­ти пре­ступ­ле­ние. 58-лет­ний муж­чи­на за­стре­лил из ок­на соб­ствен­ной квар­ти­ры 25-лет­нюю де­вуш­ку-про­мо­у­те­ра, ко­то­рая рек­ла­ми­ро­ва­ла то­вар од­но­го из ма­га­зи­нов че­рез гром­ко­го­во­ри­тель. Этот бес­пре­це­дент­ный слу­чай за­ста­вил за­ду­мать­ся сра­зу о не­сколь­ких ве­щах: о том, на­сколь­ко этич­но ра­бо­та­ют со­труд­ни­ки про­мо­у­ше­на, и о том, на­сколь­ко мы тер­пе­ли­вы к тем, кто про­сто пы­та­ет­ся за­ра­бо­тать.

Ме­ша­ла спать

Кто ви­но­ват в слу­чив­шей­ся тра­ге­дии, сей­час лег­ко по­нять раз­ве что сле­до­ва­те­лям. 58лет­ний ин­же­нер Сер­гей Га­ла­хов уже при­знал свою ви­ну. По его сло­вам, шум­ная рек­ла­ма ме­ша­ла спать. В те­че­ние не­сколь­ких дней Ан­на Но­со­ва че­рез гром­ко­го­во­ри­тель за­зы­ва­ла про­хо­жих на рас­про­да­жу в ме­хо­вой са­лон. На­ка­ну­не слу­чив­ше­го­ся Га­ла­хов зво­нил в по­ли­цию и жа­ло­вал­ся на на­зой­ли­вый шум, но это си­ту­а­цию не из­ме­ни­ло. 26 ян­ва­ря он крик­нул де­вуш­ке из ок­на: «На­до­ела! За­мол­чи!» По сви­де­тель­ст­ву оче­вид­цев про­мо­у­тер от­ве­ти­ла ему в рез­кой фор­ме. Че­рез не­сколь­ко ми­нут гря­нул вы­стрел.

Де­вуш­ка скон­ча­лась че­рез 15 ми­нут на ру­ках про­хо­жих, ко­то­рые за­не­сли ее в ма­га­зин. Имен­но его то­вар она рек­ла­ми­ро­ва­ла, сре­ди шуб и дуб­ле­нок со­вер­шен­но не­ле­пым об­ра­зом обор­ва­лась ее жизнь. Мос­к­вич стре­лял на по­ра­же­ние, и да­же сво­е­в­ре­мен­ное при­бы­тие «ско­рой» че­рез 7 ми­нут пос­ле вы­зо­ва, ни­че­го не из­ме­ни­ло.

Ка­за­лось бы, про­изо­шло убий­ство, ре­ак­ция на ко­то­рое долж­на быть од­но­знач­ной. Но мне­ние лю­дей раз­де­ли­лось.

Мож­но ли оп­рав­дать муж­чи­ну, стре­ля­ю­ще­го в мо­ло­день­кую де­вуш­ку? Ко­неч­но нет. И все же у оче­вид­цев этой тра­ге­дии на­хо­дят­ся свои «но». Рек­ла­ма бы­ла гром­кой и аг­рес­сив­ной, та­кую слож­но вы­дер­жи­вать в те­че­ние не­сколь­ких ча­сов, а пос­ле ра­бо­че­го дня — осо­бен­но. И ведь тре­вож­ные зво­ноч­ки бы­ли: не­за­дол­го до тра­ге­дии ме­ст­ные пен­си­о­не­ры ус­т­ра­и­ва­ли ми­тинг про­тив шум­ной рек­ла­мы. Еще рань­ше из пнев­ма­ти­ки стре­ля­ли по двор­ни­кам. Со­се­ди не вспом­ни­ли за «стрел­ком» Га­ла­хо­вым ни­че­го кри­ми­наль­но­го: не шу­мел, не бу­я­нил, скан­да­лов не ус­т­ра­и­вал. Кто-то и во­все скло­нен ви­деть в нем че­ло­ве­ка, ус­тав­ше­го от бес­ко­неч­но­го на­вяз­чи­во­го ин­фор­ма­ци­он­но­го по­то­ка.

В дей­стви­ях Ан­ны Но­со­вой и ком­па­нии-за­каз­чи­ка не бы­ло ни­ка­ких на­ру­ше­ний. Со­глас­но мо­с­ков­ско­му за­ко­ну № 42 от 12.07.2002 го­да «О со­блю­де­нии по­коя граж­дан и ти­ши­ны в го­ро­де Мос­к­ве», по­кой го­ро­жан и ти­ши­на за­щи­ща­ет­ся с 23 ча­сов до 7 ча­сов. Меж­ду тем пос­ле тра­ге­дии, про­изо­шед­шей 26 ян­ва­ря, сто­лич­ные вла­с­ти мо­гут по­вы­сить штра­фы за слиш­ком гром­кое рас­про­стра­не­ние ин­фор­ма­ции на ули­цах.

К со­жа­ле­нию, Аня Но­со­ва ока­за­лась по ту сто­ро­ну кон­флик­та «На­вяз­чи­вая рек­ла­ма — По­тре­би­тель». Она все­го лишь де­ла­ла свою ра­бо­ту и, к не­сча­с­тью, столк­ну­лась с че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го на­вяз­чи­вая рек­ла­ма до­ве­ла до край­но­с­ти. Ан­на бы­ла обыч­ной 25-лет­ней мос­к­вич­кой из бла­го­по­луч­ной се­мьи. От­ца не­дав­но по­хо­ро­ни­ли, у де­вуш­ки ос­та­лась ма­ма и млад­шая се­с­т­рен­ка. По вос­по­ми­на­ни­ям дру­зей, Ан­на бы­ла энер­гич­ным ли­де­ром, до­брым и свет­лым че­ло­ве­ком.

И еще она од­но­знач­но бы­ла тру­до­лю­би­вой, по­то­му что ра­бо­та про­мо­у­те­ра очень не­лег­ка и со­пря­же­на со мно­ги­ми труд­но­с­тя­ми.

На­зой­ли­вые или на­стой­чи­вые?

— Ну что ты так орешь? — гроз­но сдви­га­ет бро­ви се­дой муж­чи­на. «По­то­му что мне за это пла­тят?», «По­то­му что ина­че вы не об­ра­ти­те вни­ма­ние», «По­то­му что вот-вот дол­жен на­гря­нуть про­ве­ря­ю­щий и за­фик­си­ро­вать эф­фек­тив­ность мо­ей ра­бо­ты»… Все эти ва­ри­ан­ты от­ве­та про­но­сят­ся в мо­ей го­ло­ве, но про­мо­у­тер вы­шко­лен не ху­же дрес­си­ро­ван­но­го пса, и гу­бы са­ми со­бой рас­тя­ги­ва­ют­ся в при­вет­ли­вую улыб­ку: «По­про­буй­те на­ши кол­ба­сы, у нас 15 сор­тов — на лю­бой вкус и ко­ше­лек».

Ра­бо­та про­мо­у­те­ра низ­ко­оп­ла­чи­ва­е­ма, при том, что за­ча­с­тую вам при­хо­дит­ся тру­дить­ся не в теп­лом по­ме­ще­нии, а на ули­це — на ле­дя­ном про­ни­зы­ва­ю­щем ве­т­ру, ко­г­да паль­цы да­же в двух па­рах пер­ча­ток не­ме­ют уже че­рез час. В сред­нем ра­бо­то­да­тель на­ни­ма­ет про­мо­у­те­ра на три — че­ты­ре ча­са в день. За это вре­мя вы ус­лы­ши­те от де­ся­ти до бесконечного количества ос­кор­бле­ний за свою на­вяз­чи­вость, за то, что ме­ша­е­те прой­ти, что су­е­те ник­чем­ные ли­с­тов­ки…

Как пра­ви­ло, по­доб­ным про­мо­у­ше­ном за­ни­ма­ют­ся сту­ден­ты. Внеш­не ка­жет­ся, что это не­пыль­ная ра­бо­та. За час мож­но за­ра­бо­тать от 60 до 300 руб­лей. Это це­ны в ре­ги­о­нах, в сто­ли­це рек­ла­мо­да­те­ли бо­лее ще­д­ры. Са­мый слож­ный про­мо­у­шен — улич­ный, он же са­мый низ­ко­оп­ла­чи­ва­е­мый. Ча­ще все­го от вас не тре­бу­ет­ся го­во­рить боль­шой текст, нуж­но про­сто раз­да­вать ли­с­тов­ки и улы­бать­ся. При этом в лю­бое вре­мя го­да за­пре­ще­но от­лу­чать­ся с ра­бо­че­го ме­с­та (осо­бен­но ес­ли нет на­пар­ни­ка, ко­то­рый вас под­ме­нит на «по­с­ту»), при­са­жи­вать­ся, что­бы от­дох­нуть, ус­т­ра­и­вать пе­ре­ку­сы, слиш­ком дол­го об­щать­ся с про­хо­жи­ми. Не удив­ляй­тесь. Очень ча­с­то за­каз­чик на­ря­жа­ет сво­их про­мо­у­те­ров в до­воль­но от­кро­вен­ные на­ря­ды. И ко­г­да де­вуш­ка в юб­ке про­во­ка­ци­он­ной дли­ны на­чи­на­ет за­зыв­но улы­бать­ся, она не­воль­но при­вле­ка­ет муж­чин.

— Ми­ни и са­по­ги-бот­фор­ты — мень­шее из зол. Ко­г­да мне при­хо­ди­лось за­зы­вать ре­бя­ти­шек и их ро­ди­те­лей в парк ат­трак­ци­о­нов на на­бе­реж­ной в Со­чи в ко­с­тю­ме ми­нь­о­на — это был на­сто­я­щий кош­мар. Со­зда­те­ли этих ко­с­тю­мов яв­но не за­ду­мы­ва­лись о том, что­бы че­ло­ве­ку в нем бы­ло ком­форт­но. Жар­ко, ды­шать слож­но, а ведь каж­до­му ма­лы­шу нуж­но уде­лить вни­ма­ние, — вспо­ми­на­ет 25-лет­няя Ири­на из Кур­ска.

— А мне нра­ви­лось в свое вре­мя ра­бо­тать про­мо­у­те­ром, — за­го­вор­щиц­ки под­ми­ги­ва­ет Юля. — Прав­да, я сра­зу за­вя­за­ла с про­мо­у­ше­ном, ко­г­да ус­т­ро­и­лась на нор­маль­ную ра­бо­ту. Са­мое клас­сное — рек­ла­ми­ро­вать про­дук­то­вую про­дук­цию. За­каз­чик ча­ще все­го не пе­ре­счи­ты­вал ос­та­ток, и мы та­с­ка­ли до­мой кол­ба­су и сыр ки­ло­грам­ма­ми, бу­тыл­ки ви­на и упа­ков­ки мо­ро­же­но­го. Это бы­ло при­ят­ной до­бав­кой к двум­стам руб­лям в час.

Ра­бо­то­да­те­ли в сво­их объ­яв­ле­ни­ях предъ­яв­ля­ют к со­ис­ка­те­лям сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния: воз­раст от 18 до 35 лет, ак­тив­ность, гра­мот­ная речь, об­ра­зо­ва­ние не ни­же сред­не­го. На прак­ти­ке бе­рут всех же­ла­ю­щих, не­ред­ко — школь­ни­ков.

В сред­нем в го­ро­дах Чер­но­зе­мья мож­но за­ра­бо­тать от 200 руб­лей в час за раз­да­чу ли­с­то­вок,

200 руб­лей за за­пол­нен­ную ан­ке­ту кли­ен­та,

от 300 руб­лей за ра­бо­ту на де­гу­с­та­ци­ях.

К сло­ву, боль­шин­ство про­мо­у­те­ров не оформ­ля­ют­ся офи­ци­аль­но.

Со­гла­си­тесь, день­ги не впе­чат­ля­ю­щие. При этом у вас не бу­дет воз­мож­но­с­ти «по­фи­ло­нить» на ра­бо­чем ме­с­те: про­смо­т­реть но­во­с­ти в соц­се­тях или по­пить чая с кол­ле­га­ми. Нуж­но бу­дет хо­дить и улы­бать­ся, мо­жет, в ко­с­тю­ме хот-до­га, мо­жет, с ме­га­фо­ном (ес­ли так за­хо­чет за­каз­чик). И на­де­ять­ся, что за твою ра­бо­ту те­бя не за­стре­лят.

Про­хо­жие о ра­бо­те про­мо­у­те­ров:

— А они еще и про­мо­у­те­ра­ми зо­вут­ся… о как! Хо­чет­ся по­рой в мор­ду трес­нуть! Идешь — в двух ру­ках сум­ки, а он те­бе чуть ли не в рот хо­чет впих­нуть свою ли­с­тов­ку.

— Лю­ди ра­бо­та­ют, как к ним от­но­сить­ся?

— Ра­бо­та очень слож­ная. Дождь, снег, а они сто­ят ли­с­точ­ки раз­да­ют, а лю­ди брез­г­ли­во от­во­ра­чи­ва­ют­ся. Мне эти ли­с­точ­ки не нуж­ны, но я бе­ру, до­ма по­том вы­ки­ды­ваю, мне не слож­но, а че­ло­веч­ку уже ко­пе­еч­ка.

— Я то­же рек­ла­ми­ро­ва­ла то шам­пу­ни, то пи­во в су­пер­мар­ке­тах лет пять на­зад. Са­мая ужас­ная ра­бо­та, ко­то­рую се­бе мож­но пред­ста­вить. При­ят­но­го ма­ло: орать на весь ма­га­зин… не для стес­ни­тель­ных. В ито­ге мне и де­нег тол­ком не за­пла­ти­ли, по­то­му что у них бы­ла си­с­те­ма про­вер­ки че­рез про­дав­цов су­пер­мар­ке­та, а про­дав­цы до­кла­ды­ва­ли, ес­ли мы ма­ло кри­ча­ли, хо­ди­ли ку­рить и так да­лее. По­мню, что за две не­де­ли мне за­пла­ти­ли все­го 1500 руб­лей — ра­бо­та­ла каж­дый день по пять ча­сов.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах