Все начинается здесь
Каждый член жюри и почетный гость, приезжая на поляну, попадает под обаяние курской поэтессы Люси Мусатовой. Она со смехом показывает свой бейджик: «Вот я уже и художественный руководитель». Ее знают все. Поэтому и решать приходится все: от заселения до графика выступлений. Официальное название домиков на поляне — «База отдыха РГСУ», вот Люся, как преподаватель вуза, и решает оргвопросы, параллельно приветствуя подъезжающих бардов и тут же составляя для офицера МЧС список проживающих. География обширная: Воронеж, Липецк, Брянск, Тамбов — это поблизости. Но прибыли гости и из дальних регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Краснодарского края, Нового Уренгоя и т.д. Какие-то немедленные задачи получает «комендантский взвод» студентов университета, а у столовой своя задача — накормить гостей. Общая доброжелательность ауры фестиваля ощущается во всем — от улыбок до гитарных переборов, которые уже звучат с разных сторон.
Лучшее средство от одиночества,
Весь этот мир поселить в себе
— А как-то так получилось, что я приехала как почетный гость, и фестиваль в части конкурса прошел мимо меня. Потому что я сразу взяла и села в мастерскую. И начала учить других, как петь.
— Получилось?
— Кажется, да. Но трудно пока сказать.
Кстати, Татьяна — не только лауреат различных фестивалей по всей стране, но и лауреат двух Президентских премий по поддержке талантливой молодежи. Ее песни производят фурор. Эту смесь поэзии, мелодии и изумительного голоса, можно, конечно, назвать бард-роком, но лучше услышать. И понять, что такого исполнителя в бардовской песне, кажется, не было очень давно: настолько ее песни оказываются неожиданными, но душевно близкими. И как-то не верится, что эта хрупкая девушка — юрист по образованию. Впрочем, «Соловьиная трель» любит подбрасывать сюрпризы. Скажем, приехала как-то на фестиваль из Харькова Юля Сабаранская. Сегодня на сцене она представляет город Курск. Так бывает, встретила человека по сердцу, вышла замуж, сейчас подала заявление на вид на жительство в России…
Добро пожаловать в ЛНР
— У меня в Луганске очень много друзей. Я их заявляю в афишах на наш фестиваль, но они не едут. По разным причинам. Как-то по скайпу сказала: «Наверное, я к вам скорее приеду, чем вы ко мне». Думала, соберем «квартирничек», все свои… А они говорят: «А для народа не хочешь попеть?» И сделали зал. Небольшой, человек на 60, без официоза, в Доме творческой интеллигенции. На границе миграционку украинскую не заполняли. Ополченцы симпатичные спрашивают: «А вы с какой целью?» Мы: «На концерт». Улыбаются: «Вэлком, типа. Добро пожаловать! Мы рады». Город произвел тяжелое впечатление. У них последний новый микрорайон был построен лет 30-40 назад. Я думала, что это последствия обстрелов, но такое состояние домов было еще до войны. Хотя украинская армия била не по окраинам, весь город накрывало. Человек ремонт только в доме сделал. Крыши нет, а в рамах все стекла целы. Я с неразорвавшимся снарядом от «Точки — У» сфотографировалась. Если бы разорвалось — квартала бы не было.
Вот еще одно неписанное фестивальное правило: каждый может высказать свое мнение. И обязательно будет услышан. «Соловьиная трель» объединяет людей.
Круг замкнулся?
— Придраться, конечно, можно к чему угодно, — считает бард, — но фестиваль не носит политической окраски, поэтому я не думаю, что мне грозят какие-то санкции. Хотя я не загадываю никогда. А если говорить о фестивале, то это здорово, что отшелушилась тусовка, и остались люди, которым это действительно нужно.
По мнению мэтра, авторская песня — жанр синтетический, особенно в музыкальном плане. Но основа — все-таки стихи.
— Года два назад в Москве был семинар, куда приезжали барды, в том числе и из Украины. Это было еще до всех этих событий, и вопрос стоял так: «Бардовская песня: вчера, сегодня, завтра».
Мне трудно ответить, я не любитель загадывать, но я думаю, этот жанр будет существовать. Дело в том, что, скажем, в Москве очень много «квартирников» проводится. Собираются человек 20-30 и поют. Бардовская песня вышла из кухни, может, она опять туда и уйдет, и все по новому кругу…
Как сделать всех счастливыми?
— Думаю, сегодня не надо говорить про фестиваль. Авторская песня отражает состояние народа. Вот в каком состоянии сегодня народ и его духовность находится, в таком и авторская песня. То количество людей, которые сочиняли, пели, не изменилось, а их немного. А зрители? Это от их духовности зависит. Фестиваль видел разные времена. На юбилейном 10-м фестивале было 20 тысяч, в прошлом году тысяч пять, сейчас на поляне тысячи две, но люди подъезжают. Ну и нормально. Здесь те, кому это нужно, важно. Что такое авторская песня? Это душевный разговор в первую очередь, а не крики какие-то политические. Для нас главное любовь и дружба. Как говорил один из мэтров Сергей Каплан: «Я ничего не познал в этой жизни, кроме любви». Главное, что фестиваль организован. Люди, которые отдают себя его проведению, работают. Я вот сейчас смотрю, концерт идет. Люди на поляну подтягиваются. А вот когда в 12 ночи мы закончим здесь официальную часть, то переместимся на малую сцену «Под парашютом», где все еще ближе, интимней и добрее. Я думаю, все продолжается и все в кайф. Лично для меня, по крайней мере. Вот если в нашей стране каждый будет нести добро и любовь — у нас все будет в порядке.
Что дальше? Дальше – юбилей!