МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Химкинский лес по-курски

Столичный сценарий повторяется в Черноземье

— Я вам ком­мен­та­рий да­вать не бу­ду, пи­ши­те за­прос в ад­ми­ни­с­т­ра­цию, — от­во­ра­чи­ва­ет­ся от ме­ня со­труд­ник ко­ми­те­та ар­хи­тек­ту­ры — член про­ве­ря­ю­щей ко­мис­сии, ко­то­рая при­еха­ла в уро­чи­ще Шук­лин­ка по фак­ту об­ра­ще­ния… нет, не ме­ст­ных жи­те­лей, а ОНФ. Иг­но­ри­ро­вать Об­ще­рос­сий­ский На­род­ный Фронт, ли­де­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Вла­ди­мир Пу­тин, дей­стви­тель­но, слож­но. А вот мне­ние ку­рян во всей этой ис­то­рии чи­нов­ни­ков ма­ло вол­ну­ет. «МК Чер­но­зе­мье» по­пы­тал­ся ра­зо­брать­ся: по­че­му жи­те­ли го­ро­да вы­сту­па­ют ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив мас­со­вой вы­руб­ки в Шук­лин­ском ле­су, а ад­ми­ни­с­т­ра­ция со­гла­су­ет про­ект, пред­ус­ма­т­ри­ва­ю­щий вы­руб­ку поч­ти 100 (!) де­ре­вь­ев. Несколько лет назад вся страна с придыханием следила за судьбой Химкинского леса, на защиту которого жители встали живым щитом. Власти Курска, кажется, хотят повторения этого сценария.

«Нель­зя так по­сту­пать: ни с при­ро­дой, ни с людь­ми»

— Что вы к не­му при­ста­ли? Он вам ска­зал, что не хо­чет да­вать ком­мен­та­рий, — под­хо­дит сбо­ку пред­ста­ви­тель ген­по­д­ряд­чи­ка, ко­то­рый соб­ствен­но и ве­дет вы­руб­ку в уро­чи­ще.

— А вы про­сто объ­яс­ни­те, по­че­му здесь се­год­ня ко­мис­сия ра­бо­та­ет. Ме­ст­ные жи­те­ли об­ра­ти­лись в ад­ми­ни­с­т­ра­цию го­ро­да?

— Нет, — не­охот­но по­жи­ма­ет пле­ча­ми чи­нов­ник. — К нам по­сту­пи­ло об­ра­ще­ние от ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния ОНФ.

Впро­чем, ря­до­вым ку­ря­нам по­об­щать­ся с чи­нов­ни­ка­ми все же уда­лось, 29 ию­ля ме­ст­ные жи­те­ли при­шли сю­да в на­деж­де оп­ро­те­с­то­вать раз­ре­ше­ние на стро­и­тель­ст­во в Шук­лин­ском ле­су, ко­то­рое по­лу­че­но арен­да­то­ром в ко­ми­те­те по эко­ло­гии. Толь­ко ди­а­лог кон­струк­тив­ным не по­лу­чил­ся. Про­сто нет об­щих то­чек со­при­кос­но­ве­ния у лю­дей, ко­то­рые здесь жи­вут де­сят­ки лет, гу­ля­ют в этом ле­су с де­ть­ми, и те­ми, кто санк­ци­о­ни­ру­ет вы­руб­ку в поль­зу стро­и­тель­ст­ва раз­вле­ка­тель­но­го ком­плек­са.

Ека­те­ри­на и Ан­д­рей при­шли к ле­су вме­с­те с ма­лень­ким ре­бен­ком. Пят­ни­ца, 11 ут­ра, а лю­ди все идут и идут.

— Мы хо­тим вы­сту­пить в за­щи­ту при­ро­ды, — го­во­рит де­вуш­ка. — Это воз­му­ти­тель­но, не­пра­виль­но, ведь здесь при­ро­до­ох­ран­ная зо­на, лю­ди от­ды­ха­ют, гу­ля­ют. Вес­ной тут все си­нее от под­снеж­ни­ков, цве­тут лан­ды­ши, вы толь­ко по­смо­т­ри­те, ка­кие де­ре­вья! Мы хо­дим ку­пать­ся на реч­ку, здесь бе­га­ют де­ти. То, что сей­час про­ис­хо­дит в Шук­лин­ке, де­ла­ет­ся не для лю­дей, а для биз­не­с­ме­нов, ста­вя­щих сво­ей це­лью за­ра­бо­тать. Од­но де­ло, ес­ли бы обо­ру­до­ва­ли го­род­ской пляж, ку­да ку­ря­не мог­ли при­ез­жать от­ды­хать, а дру­гой раз­го­вор, ко­г­да здесь бу­дут ба­ни. Нель­зя так по­сту­пать ни с при­ро­дой, ни с людь­ми. Мы жи­вем тут очень дав­но, в во­про­се вы­руб­ки ле­са у ме­ст­ных жи­те­лей аб­со­лют­ное еди­но­ду­шие — это без­об­ра­зие, и мы про­сим вла­с­ти го­ро­да и об­ла­с­ти его не­мед­лен­но пре­кра­тить!

«Вам что, дров не хва­та­ет?»

О том, что в ле­су на­ча­лась вы­руб­ка, Ека­те­ри­на и Ан­д­рей уз­на­ли, ус­лы­шав стук то­по­ра — с до­ро­ги про­ис­хо­дя­ще­го не вид­но. По­это­му и ме­ст­ный за­строй­щик — ком­па­ния ООО «Элит­Строй ДТВ», стро­я­щая жи­лой ком­плекс на смеж­ном участ­ке с уро­чи­щем Шук­лин­ка, о том, что ря­дом с ни­ми ру­бят де­ре­вья, па­рал­лель­но осу­щест­в­ляя вы­руб­ку и на участ­ке, на­хо­дя­щем­ся в их соб­ствен­но­с­ти, уз­на­ла да­ле­ко не сра­зу.

— Нам при­над­ле­жит не­боль­шой лес­ной мас­сив, на ок­ра­и­не на­ше­го стро­и­тель­но­го участ­ка, — го­во­рит ди­рек­тор ООО «Элит­Строй ДТВ» То­мас Риц­ке­вич . — Эти де­ре­вья мы ру­бить не со­би­ра­лись, хо­те­ли обо­ру­до­вать здесь пе­ше­ход­ные до­рож­ки для про­гу­лок, ла­воч­ки по­ста­вить. Ко­г­да ме­ст­ные жи­те­ли уз­на­ли о вы­руб­ке, они при­бе­жа­ли к нам с об­ви­не­ни­я­ми: вам что, дров не хва­та­ет?! А мы ни сном, ни ду­хом, что лес ру­бят. При­еха­ли на ме­с­то, а там ре­бя­та с бен­зо­пи­ла­ми. Уви­де­ли нас — и уди­рать! Сей­час пред­ста­ви­тель арен­да­то­ра го­во­рит, что на на­шем участ­ке ни­че­го не вы­ру­ба­лось, толь­ко у нас есть за­пись, сде­лан­ная ква­д­ро­коп­те­ром: не толь­ко вы­ру­ба­лось, но и пень­ки вы­кор­че­вы­ва­лись, что­бы ни ос­та­лось ни­ка­ких сле­дов.

До­льщи­ки строящихся до­мов то­же се­год­ня здесь. Алек­сандр и Оль­га — се­мей­ная па­ра, од­ни из тех, кто пер­вым за­ме­тил вы­руб­ку ле­са.

— Мы ка­та­лись на ве­ло­си­пе­дах, ко­г­да Са­ша за­ме­тил по­ва­лен­ные де­ре­вья, — го­во­рит Оль­га. — Сра­зу же об­ра­ти­лись к на­ше­му за­строй­щи­ку с во­про­сом: для ка­ких це­лей ве­дет­ся вы­руб­ка? За­строй­щик раз­вел ру­ка­ми: « Ка­кая вы­руб­ка? Мы со­би­ра­лись обо­ру­до­вать на­бе­реж­ную и сде­лать ве­ло- и бе­го­вые до­рож­ки, окуль­ту­рить парк. Де­ре­вья ник­то ру­бить не со­би­рал­ся».

— Лю­дям ведь ник­то не объ­яс­нил: кто ве­дет вы­руб­ку, для ка­ких це­лей. — го­во­рит Алек­сандр. — Мы опа­са­ем­ся, что бу­дет за­крыт до­ступ к ле­су, к ре­ке. Кто-то го­во­рит, что бу­дут стро­ить­ся ба­ни, дру­гие — что по­явит­ся до­ро­га с элек­тро­се­тя­ми. Ко­г­да мы по­ку­па­ли квар­ти­ру, со­сед­ство с не­по­нят­ны­ми лич­но­с­тя­ми, ко­то­рые бу­дут по­се­щать бан­ный ком­плекс, точ­но не вхо­ди­ло в на­ши пла­ны. Но раз­ве нас об этом кто-то спро­сил? Бо­лее то­го, это осо­бо ох­ра­ня­е­мая при­род­ная зо­на, ни­же на­хо­дит­ся во­до­за­бор, здесь же во­об­ще ни­че­го стро­ить нель­зя! Ка­на­ли­за­ции нет. Ку­да бу­дут сбра­сы­вать­ся от­хо­ды от де­я­тель­но­с­ти бан­но­го ком­плек­са? В ре­ку? И боль­ше все­го пу­га­ет, что вот так — ти­хо прий­ти и сру­бить — это уже в по­ряд­ке ве­щей. Сру­би­ли ели на КЗТЗ, обе­щая от­ре­мон­ти­ро­вать лив­нев­ки и по­са­дить но­вые де­ре­вья, — воз и ны­не там. Ели, ко­то­рые рос­ли на ме­с­те ТЦ «Пуш­кин­ский», так­же про­сто ис­чез­ли с ли­ца зем­ли в один пре­крас­ный мо­мент. Парк на Бо­ев­ке обе­ща­ют рас­ши­рить и обо­ру­до­вать там на­бе­реж­ную уже мно­го лет, те­перь Шук­лин­ка. Ос­тавь­те нам хоть не­мно­го зе­ле­но­го ле­са. Мы на­де­ем­ся от­сто­ять этот ку­со­чек при­ро­ды.

Ис­чез­нув­шее сло­во

Ко­ор­ди­на­тор ре­ги­о­наль­ной груп­пы об­ще­ствен­но­го мо­ни­то­рин­га ОНФ по проб­ле­мам эко­ло­гии и за­щи­ты ле­са в Кур­ской об­ла­с­ти Сер­гей Гри­го­рь­ев:

— Шук­лин­ке по­ра стать «жи­вым щи­том», нуж­но ос­та­но­вить со­мни­тель­ные вы­руб­ки. Так, в Мос­к­ве и Под­мо­с­ко­вье ОНФ был ини­ци­и­ро­ван за­ко­но­п­ро­ект о со­зда­нии и со­хра­не­нии лес­но­го по­яса. На сай­те Рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ини­ци­а­ти­вы за ме­сяц ини­ци­а­ти­ва на­бра­ла не­об­хо­ди­мые 100 тыс. под­пи­сей. В на­ча­ле ию­ля Вла­ди­мир Пу­тин под­пи­сал за­кон о «зе­ле­ном щи­те». Из­ме­не­ния кос­ну­лись дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ст­ва «Об ох­ра­не ок­ру­жа­ю­щей сре­ды» и Ко­дек­са об ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (Ко­АП). Кур­ские де­пу­та­ты и чи­нов­ни­ки ус­лы­ша­ли лю­дей. Сей­час из­уча­ет­ся опыт ре­а­ли­за­ции за­ко­на о «зе­ле­ном щи­те» в та­ких круп­ных ре­ги­о­нах, как Мос­к­ва и Мо­с­ков­ская об­ласть. Но­вый за­кон по­зво­лит со­хра­нить «зе­ле­ные лег­кие» го­ро­дов. До­ку­мент пред­ус­ма­т­ри­ва­ет со­зда­ние ле­со­пар­ко­вых зе­ле­ных по­ясов, то есть зон с ог­ра­ни­чен­ным ре­жи­мом при­ро­до­поль­зо­ва­ния и иной хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­с­ти. Это жиз­нен­но не­об­хо­ди­мые ме­ры для то­го, что­бы на­ши де­ти мог­ли ды­шать чи­с­тым воз­ду­хом, жи­вя в ус­ло­ви­ях боль­шо­го го­ро­да.

Те­перь в ООО «Элит­Строй ДТВ» ждут от­ве­та из об­ла­ст­ной про­ку­ра­ту­ры, ко­то­рая долж­на оце­нить на­не­сен­ный ущерб. Толь­ко при­быв­шую на ме­с­то ко­мис­сию из го­рад­ми­ни­с­т­ра­ции эта вы­руб­ка во­об­ще не вол­ну­ет.

— Это ваш лес, вы за ним недо­смо­т­ре­ли, са­ми те­перь и раз­би­рай­тесь, — го­во­рят пред­ста­ви­те­ли ко­ми­те­та эко­ло­ги­че­с­кой без­опас­но­с­ти. — На­ша за­да­ча — ус­та­но­вить, сколь­ко де­ре­вь­ев вы­руб­ле­но на участ­ке ле­са, сдан­ном в арен­ду.

Арен­ду­ет уро­чи­ще Шук­лин­ка не­кий Игорь Зо­рин, по слу­хам, за­ни­ма­ю­щий­ся кот­тедж­ным стро­и­тель­ст­вом. В мар­те был про­ве­ден тен­дер, ко­то­рый Зо­рин вы­иг­рал на ус­ло­ви­ях арен­ды сто­и­мо­с­тью 1,5 мил­ли­она руб­лей в год сро­ком на 15 лет. Сам Игорь на уча­с­ток не при­ехал, од­на­ко ге­не­раль­ный под­ряд­чик Ан­д­рей Пав­лов рас­ска­зал жур­на­ли­с­там, что по пла­ну здесь бу­дет 23 до­ми­ка и пло­щад­ка, обо­ру­до­ван­ный пляж.

Сколь­ко де­ре­вь­ев нуж­но вы­ру­бить под стро­и­тель­ст­во 23 де­ре­вян­ных до­мов? От­вет есть — 93. В ко­ми­те­те эко­ло­гии про­ект со­гла­со­ва­ли и ут­вер­ди­ли.

— Жи­те­ли и пред­ста­ви­те­ли ОНФ об­ра­ти­лись к нам по по­во­ду хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­с­ти арен­да­то­ра , — го­во­рит за­ме­с­ти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла ве­де­ния лес­но­го хо­зяй­ства ко­ми­те­та эко­ло­ги­че­с­кой без­опас­но­с­ти и при­ро­до­поль­зо­ва­ния го­ро­да Кур­ска Вла­дис­лав Вар­вян­ский. — У них воз­ник во­прос: за­кон­но про­ис­хо­дит вы­руб­ка де­ре­вь­ев или нет? Тот уча­с­ток, на ко­то­ром мы с ва­ми на­хо­дим­ся, взят в арен­ду. Арен­да­тор пред­ста­вил план ос­во­е­ния ле­сов, ко­то­рый про­шел экс­пер­ти­зу.

Вла­дис­лав Вар­вян­ский по­ка­зы­ва­ет план:

— Вот про­руб­ле­на лес­ная до­ро­га, здесь ли­ния элек­тро­пе­ре­дач и во­до­про­вод. Все это пред­ус­мо­т­ре­но в про­ек­те в со­от­вет­ствии с лес­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Этот за­щит­ный лес от­но­сит­ся к ти­пу «го­род­ской лес», по лес­но­му ко­дек­су вы­руб­ка здесь в це­лях стро­и­тель­ст­ва объ­ек­тов ре­к­ре­а­ции аб­со­лют­но за­кон­на.

Но есть один ню­анс. Во вре­мя про­ве­де­ния тен­де­ра на арен­ду в мар­те, по сло­вам уча­ст­ни­ков то­го тен­де­ра, лес вхо­дил в ка­те­го­рию не про­сто за­щит­ных, но и во­до­ох­ран­ных ле­сов. В этом слу­чае по­лу­чить раз­ре­ше­ние на вы­руб­ку и стро­и­тель­ст­во уже не так про­сто. Но ка­те­го­рия «во­до­ох­ран­ный» за­га­доч­ным об­ра­зом ис­чез­ла из всех до­ку­мен­тов. Да и в ко­ми­те­те эко­ло­ги­че­с­кой без­опас­но­с­ти о ней слы­шат как буд­то впер­вые. И со­в­сем не­ожи­дан­но­с­тью для чи­нов­ни­ков вне­зап­но стал тот факт, что По­ста­нов­ле­ни­ем ад­ми­ни­с­т­ра­ции Кур­ской об­ла­с­ти № 195-па от 7 ап­ре­ля 2016 го­да уро­чи­ще Шук­лин­ка вхо­дит в спи­сок осо­бо ох­ра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий.

— Я об этом ни­че­го не знаю, вы уве­ре­ны? — спра­ши­ва­ет Вар­вян­ский. — Вот про Кру­той лог знаю, а Шук­лин­ка не вне­се­на, вы, на­вер­ное, оши­ба­е­тесь.

Лю­бо­пыт­ная ис­то­рия по­лу­ча­ет­ся: По­ста­нов­ле­ние гу­бер­на­то­ра есть, но о нем ни­че­го не зна­ют. А ес­ли бы зна­ли, одо­б­ри­ли бы про­ект вы­руб­ки поч­ти сот­ни де­ре­вь­ев?

И еще один во­прос, ко­то­рый ско­рее мо­раль­но­го свой­ства. По­че­му судь­ба уро­чи­ща ре­ша­ет­ся в об­ход лю­дей, жи­ву­щих здесь де­ся­ти­ле­ти­я­ми, ко­то­рые Шук­лин­ку ла­с­ко­во на­зы­ва­ют «наш лес»? Мо­жет, сто­и­ло про­ве­с­ти пуб­лич­ные слу­ша­ния по про­ек­ту?

— Этот вид про­ек­та не пред­по­ла­га­ет про­це­ду­ру пуб­лич­ных слу­ша­ний, пред­ус­мо­т­ре­на ко­мис­сия, в со­став ко­то­рой вхо­дят два пред­ста­ви­те­ля об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, — по­яс­ня­ет Вла­дис­лав Вар­вян­ский.

Тем не ме­нее на ме­с­те вы­руб­ки на­ча­ла ра­бо­ту го­род­ская про­ку­ра­ту­ра. От офи­ци­аль­ных ком­мен­та­ри­ев пред­ста­ви­тель про­ку­ра­ту­ры от­ка­за­лась, по­яс­нив, что про­вер­ка толь­ко на­ча­лась, не­об­хо­ди­мо по­счи­тать ко­ли­че­с­т­во вы­руб­лен­ных де­ре­вь­ев, что­бы оце­нить ущерб, оп­ро­сить сви­де­те­лей. Сло­вом, ра­бо­та пред­сто­ит боль­шая. По пред­ва­ри­тель­ной оцен­ке, вы­руб­ле­но 29 де­ре­вь­ев на участ­ке арен­да­то­ра Зо­ри­на. Со­глас­но про­ект­ным до­ку­мен­там — за­кон­но, со­глас­но мне­нию лю­дей… Но их ведь ник­то не спра­ши­ва­ет, вер­но?

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах