«Нельзя так поступать: ни с природой, ни с людьми»
— Что вы к нему пристали? Он вам сказал, что не хочет давать комментарий, — подходит сбоку представитель генподрядчика, который собственно и ведет вырубку в урочище.
— А вы просто объясните, почему здесь сегодня комиссия работает. Местные жители обратились в администрацию города?
— Нет, — неохотно пожимает плечами чиновник. — К нам поступило обращение от регионального отделения ОНФ.
Впрочем, рядовым курянам пообщаться с чиновниками все же удалось, 29 июля местные жители пришли сюда в надежде опротестовать разрешение на строительство в Шуклинском лесу, которое получено арендатором в комитете по экологии. Только диалог конструктивным не получился. Просто нет общих точек соприкосновения у людей, которые здесь живут десятки лет, гуляют в этом лесу с детьми, и теми, кто санкционирует вырубку в пользу строительства развлекательного комплекса.
Екатерина и Андрей пришли к лесу вместе с маленьким ребенком. Пятница, 11 утра, а люди все идут и идут.
— Мы хотим выступить в защиту природы, — говорит девушка. — Это возмутительно, неправильно, ведь здесь природоохранная зона, люди отдыхают, гуляют. Весной тут все синее от подснежников, цветут ландыши, вы только посмотрите, какие деревья! Мы ходим купаться на речку, здесь бегают дети. То, что сейчас происходит в Шуклинке, делается не для людей, а для бизнесменов, ставящих своей целью заработать. Одно дело, если бы оборудовали городской пляж, куда куряне могли приезжать отдыхать, а другой разговор, когда здесь будут бани. Нельзя так поступать ни с природой, ни с людьми. Мы живем тут очень давно, в вопросе вырубки леса у местных жителей абсолютное единодушие — это безобразие, и мы просим власти города и области его немедленно прекратить!
«Вам что, дров не хватает?»
О том, что в лесу началась вырубка, Екатерина и Андрей узнали, услышав стук топора — с дороги происходящего не видно. Поэтому и местный застройщик — компания ООО «ЭлитСтрой ДТВ», строящая жилой комплекс на смежном участке с урочищем Шуклинка, о том, что рядом с ними рубят деревья, параллельно осуществляя вырубку и на участке, находящемся в их собственности, узнала далеко не сразу.
— Нам принадлежит небольшой лесной массив, на окраине нашего строительного участка, — говорит директор ООО «ЭлитСтрой ДТВ» Томас Рицкевич . — Эти деревья мы рубить не собирались, хотели оборудовать здесь пешеходные дорожки для прогулок, лавочки поставить. Когда местные жители узнали о вырубке, они прибежали к нам с обвинениями: вам что, дров не хватает?! А мы ни сном, ни духом, что лес рубят. Приехали на место, а там ребята с бензопилами. Увидели нас — и удирать! Сейчас представитель арендатора говорит, что на нашем участке ничего не вырубалось, только у нас есть запись, сделанная квадрокоптером: не только вырубалось, но и пеньки выкорчевывались, чтобы ни осталось никаких следов.
Дольщики строящихся домов тоже сегодня здесь. Александр и Ольга — семейная пара, одни из тех, кто первым заметил вырубку леса.
— Мы катались на велосипедах, когда Саша заметил поваленные деревья, — говорит Ольга. — Сразу же обратились к нашему застройщику с вопросом: для каких целей ведется вырубка? Застройщик развел руками: « Какая вырубка? Мы собирались оборудовать набережную и сделать вело- и беговые дорожки, окультурить парк. Деревья никто рубить не собирался».
— Людям ведь никто не объяснил: кто ведет вырубку, для каких целей. — говорит Александр. — Мы опасаемся, что будет закрыт доступ к лесу, к реке. Кто-то говорит, что будут строиться бани, другие — что появится дорога с электросетями. Когда мы покупали квартиру, соседство с непонятными личностями, которые будут посещать банный комплекс, точно не входило в наши планы. Но разве нас об этом кто-то спросил? Более того, это особо охраняемая природная зона, ниже находится водозабор, здесь же вообще ничего строить нельзя! Канализации нет. Куда будут сбрасываться отходы от деятельности банного комплекса? В реку? И больше всего пугает, что вот так — тихо прийти и срубить — это уже в порядке вещей. Срубили ели на КЗТЗ, обещая отремонтировать ливневки и посадить новые деревья, — воз и ныне там. Ели, которые росли на месте ТЦ «Пушкинский», также просто исчезли с лица земли в один прекрасный момент. Парк на Боевке обещают расширить и оборудовать там набережную уже много лет, теперь Шуклинка. Оставьте нам хоть немного зеленого леса. Мы надеемся отстоять этот кусочек природы.
Исчезнувшее слово
Координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Курской области Сергей Григорьев:
— Шуклинке пора стать «живым щитом», нужно остановить сомнительные вырубки. Так, в Москве и Подмосковье ОНФ был инициирован законопроект о создании и сохранении лесного пояса. На сайте Российской общественной инициативы за месяц инициатива набрала необходимые 100 тыс. подписей. В начале июля Владимир Путин подписал закон о «зеленом щите». Изменения коснулись действующего законодательства «Об охране окружающей среды» и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Курские депутаты и чиновники услышали людей. Сейчас изучается опыт реализации закона о «зеленом щите» в таких крупных регионах, как Москва и Московская область. Новый закон позволит сохранить «зеленые легкие» городов. Документ предусматривает создание лесопарковых зеленых поясов, то есть зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности. Это жизненно необходимые меры для того, чтобы наши дети могли дышать чистым воздухом, живя в условиях большого города.
Теперь в ООО «ЭлитСтрой ДТВ» ждут ответа из областной прокуратуры, которая должна оценить нанесенный ущерб. Только прибывшую на место комиссию из горадминистрации эта вырубка вообще не волнует.— Это ваш лес, вы за ним недосмотрели, сами теперь и разбирайтесь, — говорят представители комитета экологической безопасности. — Наша задача — установить, сколько деревьев вырублено на участке леса, сданном в аренду.
Арендует урочище Шуклинка некий Игорь Зорин, по слухам, занимающийся коттеджным строительством. В марте был проведен тендер, который Зорин выиграл на условиях аренды стоимостью 1,5 миллиона рублей в год сроком на 15 лет. Сам Игорь на участок не приехал, однако генеральный подрядчик Андрей Павлов рассказал журналистам, что по плану здесь будет 23 домика и площадка, оборудованный пляж.
Сколько деревьев нужно вырубить под строительство 23 деревянных домов? Ответ есть — 93. В комитете экологии проект согласовали и утвердили.
— Жители и представители ОНФ обратились к нам по поводу хозяйственной деятельности арендатора , — говорит заместитель начальника отдела ведения лесного хозяйства комитета экологической безопасности и природопользования города Курска Владислав Варвянский. — У них возник вопрос: законно происходит вырубка деревьев или нет? Тот участок, на котором мы с вами находимся, взят в аренду. Арендатор представил план освоения лесов, который прошел экспертизу.
Владислав Варвянский показывает план:
— Вот прорублена лесная дорога, здесь линия электропередач и водопровод. Все это предусмотрено в проекте в соответствии с лесным законодательством. Этот защитный лес относится к типу «городской лес», по лесному кодексу вырубка здесь в целях строительства объектов рекреации абсолютно законна.
Но есть один нюанс. Во время проведения тендера на аренду в марте, по словам участников того тендера, лес входил в категорию не просто защитных, но и водоохранных лесов. В этом случае получить разрешение на вырубку и строительство уже не так просто. Но категория «водоохранный» загадочным образом исчезла из всех документов. Да и в комитете экологической безопасности о ней слышат как будто впервые. И совсем неожиданностью для чиновников внезапно стал тот факт, что Постановлением администрации Курской области № 195-па от 7 апреля 2016 года урочище Шуклинка входит в список особо охраняемых природных территорий.
— Я об этом ничего не знаю, вы уверены? — спрашивает Варвянский. — Вот про Крутой лог знаю, а Шуклинка не внесена, вы, наверное, ошибаетесь.
Любопытная история получается: Постановление губернатора есть, но о нем ничего не знают. А если бы знали, одобрили бы проект вырубки почти сотни деревьев?
И еще один вопрос, который скорее морального свойства. Почему судьба урочища решается в обход людей, живущих здесь десятилетиями, которые Шуклинку ласково называют «наш лес»? Может, стоило провести публичные слушания по проекту?
— Этот вид проекта не предполагает процедуру публичных слушаний, предусмотрена комиссия, в состав которой входят два представителя общественных организаций, — поясняет Владислав Варвянский.
Тем не менее на месте вырубки начала работу городская прокуратура. От официальных комментариев представитель прокуратуры отказалась, пояснив, что проверка только началась, необходимо посчитать количество вырубленных деревьев, чтобы оценить ущерб, опросить свидетелей. Словом, работа предстоит большая. По предварительной оценке, вырублено 29 деревьев на участке арендатора Зорина. Согласно проектным документам — законно, согласно мнению людей… Но их ведь никто не спрашивает, верно?