Мы встретились накануне открытия и в спокойной обстановке попытались обсудить главное, что волнует юбиляршу.
— Уже полвека я в это играю, — улыбается Парицкая. — Под «этим» я понимаю творчество. В самых разных видах и проявлениях. Именно потому тут графика и ирландское кружево, живопись и интерьерный дизайн. Я до сих пор работаю по 14 часов в сутки, и мне это доставляет огромное удовольствие. Если вдруг выпадает несколько дней в году, когда я опрометчиво принимаю решение ничего не делать — ну, там, полежать, позагорать, — держись все вокруг! Я нервничаю, начинаю орать на окружающих… Без лукавства: я из тех художников, для которых важен не результат, а сам творческий процесс, как ни парадоксально прозвучит. Хотя формальный результат есть: я член и Союза художников, и Союза дизайнеров.
На выставке много работ, которые я даже не мечтала заполучить — они давно находятся в закрытых частных коллекциях. Но — спасибо. Их хозяева дали возможность показать всем желающим…
Ее работы, вне зависимости от жанра и техники, часто походят на некое кружево. Сама она признается: с натуры не рисует, и вообще не «рисует» — правильнее сказать: выражает, создает новое качество, порой создавая такие образы, которые людям еще только предстоит открыть. В этом смысле особенно показательны две работы, представленные на выставке: «Гамлет» и «Очень высокая мода». На первой в образе датского короля Клавдия явно написан Путин, на второй — синие люди. Вот только первая работа появилась в 1989 году, когда Владимир Путин был никому неизвестен и еще служил в резидентуре советской внешней разведки в ГДР, а вторая — в 1998 году, за 13 лет до появления Аватара. Как могли появиться эти образы?!
— Когда художник творит, когда он абсолютно свободен, он невольно ловит то, чему еще только предстоит стать значимым, — уверена Людмила Парицкая. — Как это происходит? Все начинается с чего-нибудь явного, а потом уже от тебя не зависит. Знаете, как литераторы говорят, что постепенно их герои сами диктуют им и сюжет, и развитие. Так и здесь...
Авторитетов для Парицкой среди орловских художников нет, но среди мировых величин — Михаил Врубель и Альфонс Мариа Муха, яркий представитель модерна, стиля «ар нуво».
— Это гении. А я просто хороший художник, — улыбается Парицкая. — Работаю всегда на пике эмоционального напряжения. К слову сказать, это держит молодость. В творчестве ведь другое временное измерение. Меня богатые дамы часто спрашивают, что я делаю для того, чтобы выглядеть моложе своих лет — я ведь возраста не скрываю. И я отвечаю: займитесь делом, а не бегайте по косметическим салонам. И стареть будет просто некогда! Но главное — будьте свободными!