МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Курская мастерица создает бисерную сказку

Ирина Мозалевская создает украшения и интерьерные изделия

Не только серьги и колье, но и перчатки, интерьерные изделия из бисера... Кажется, что ничего невозможного для мастера просто не существует. Ирина — не художник, о чем не раз упомянет в разговоре, но и цвет, и материал она чувствует как немногие. Под ее руками разноцветные бусинки и бисерины оживают, начинают играть по-новому. Причем мелодия каждой вещи рождается практически в полной тишине.

Украшения сами выбирают: у кого им жить

Почти десять лет курянка Ирина Мозалевская посвятила бисеру. Вернувшись однажды к плетению, которое начала осваивать еще в детстве, остановиться она уже не смогла. Сегодня на ее счету сотни работ, многие украшения уехали в другие регионы, сменив курскую прописку.

— Собственно в Курске и области у меня не так много заказчиков, особенно постоянных. Чаще меня находят на тематических форумах, просят сделать что-то на заказ. Многие работы уехали в Сибирь, живут в Ижевске, Москве и области, Санкт-Петербурге и Мурманске. Но тем приятнее встретить однажды человека, который носит сделанное тобой украшение.

Одни сережки, которые купили вскоре после того, как они были сделаны, мастер увидела спустя несколько лет, выходя из Центрального универмага. Понятно, что девушка-покупатель не узнала мастера, к которой однажды подошла на Коренской ярмарке. Но свое изделие Ирина узнала без труда.

— Я люблю, когда вещь не лежит мертвым грузом, а ее носят, ей пользуются. Вот ради таких клиентов, которые спустя годы все равно хранят верность какому-то изделию, стараются его «выгулять», хочется трудиться и трудиться, — признается она.

При этом некоторые колечки, серьги и колье могут лежать в комнате мастера месяцами. Какие-то из них еще не получили названия и поэтому не были продемонстрированы даже коллегам по бисероплетению. Какие-то — никак не найдут владельца.

Одна из историй, рассказанных Ириной, будто возвращает нас в детство. Помните, в «Мери Поппинс» была продавщица воздушных шариков, которая просила покупателей об одном: «Выбирайте получше, мои утяточки. Шарик шарику рознь». Как подняться в небо могли только те, кто выбрал именно свой шарик, ждавший его, возможно, всю жизнь, так и множество маленьких бисеринок, по сути — тех же шариков, иногда сами определяют судьбу своего обладателя, а также его имя.

— Помню, долгое время мечтала сделать одно колье. Сложно было отыскать необходимый материал, потом не хватало времени. Работа над ним заняла почти две недели, настолько сложно оказалось его собрать. И знаете, я его так ни разу не надела. Когда колье было уже готово, вдруг выяснилось, что мне его просто не подо что носить. Оно не подходило под вырез ни одного платья или сарафана. Попытки регулярно отыскать что-то подходящее в магазинах оканчивались ничем. Оно пролежало почти три года у меня дома. Учитывая, что вещи я делаю не для хранения, а для того, чтобы их носили, это было очень обидно. Выставила его в Интернете. Многие интересовались, спрашивали, как оно сделано, за сколько я с ним соглашусь расстаться, но в результате отказывались от покупки. Как оказалось, украшение просто ждало свою настоящую покупательницу. Совершенно неожиданно для меня оно уехало в Санкт-Петербург. Я предупредила покупательницу, насколько капризное это украшение, но та только улыбнулась. Оказалось, что у нее как раз было платье, под которое идеально вписалось бы это украшение, но куда не подходило ничего иного. Вот так получилось, что свою судьбу колье выбрало само.

Работы курянки есть у Эдмунда Шклярского и Ильи Черта

Любовь Ирины к музыке нередко дает ей темы будущих работ. Названиями каких-то коллекций или украшений становятся строчки любимых песен. Для других украшений, которые обдумывались, возможно, и не один месяц, автору нужно проникнуться особым настроением. Тогда на помощь приходит любимый фильм или исполнитель, тот, кому на этот раз предстоит стать вдохновением для бисерной сказки. Но при этом, когда начинается работа, в комнате тишина. «Главное, чтобы не было поблизости маленьких детей и домашних животных, которые могут все рассыпать или перемешать», — признается Ирина. Но лично у нее есть еще один секрет: музыка или телевизор фоном отвлекают, могут сбить ритм, настроение, так что потом к этому украшению еще некоторое время не сможешь вернуться.

В то время, как некоторые украшения ждут своего обладателя, ищут его, другие выходят из рук мастера для конкретного человека. Не всегда того, с кем Ирина Мозалевская знакома лично, но всегда того, кто важен для нее, как художника.

За бисером нередко приходится ездить в Москву, заказывать его через Интернет. Иногда «хомячью норку», как называет ее сама Ирина, пополняют призы с различных конкурсов. Например — коллекция поделочных камней, готовых для того, чтобы в будущем стать частью очередной бисерной сказки.

— Однажды увидев афишу «Пикника», ну вы же помните, они каждую осень гостят в Курске, я подумала: а почему бы не сделать подарок лично Шклярскому. У меня как раз была польская довоенная монетка. Я подумала, что она могла бы стать неплохим напоминанием для артиста о его исторической родине. Поэтому под нее я сплела из бисера декоративный кармашек с изображением символики «Пикника». Подарок получился достаточно неожиданным, но солист бы очень тронут им. Хочется верить, что мой подарок до сих пор иногда путешествует вместе с группой. В другой раз, уже на фестивале «Нашествие» удалось пообщаться с Ильей Чертом, лидером группы «Пилот». Конкретно ему что-то дарить не планировала, но он оказался настолько простым и светлым человеком. Просто порыв какой-то был: я сняла один из своих браслетов и отдала ему.

Учитывая, что Илья Черт нередко в интервью вспоминает о поклонниках-дарителях и бережно относится к их подношениям, можно не сомневаться, что и браслет, исполненный курянкой, занимает достойное место в его коллекции.

«Люблю ярмарки в торговых центрах. Они живые и настоящие»

Ирина охотно делится с желающими освоить бисер, секретами мастерства. Она признается, что ей самой еще учиться и учиться, но охотно помогает тем, кто только делает первые шаги. Ведет она курсы и для педагогов дополнительного образования. При этом признается, что очень многому можно научиться не по книжкам, а из общения с настоящими мастерами своего дела. На тех же форумах, где курянку хорошо знают по ее нику — Кларимонда.

— Как появилось это имя? У писателя Ганса Эверса был рассказ «Паук». Главный герой долгое время наблюдал из своего окна девушку, которая жила в доме напротив и постоянно пряла. Ее-то и звали Кларимонда. Потом выяснилось, что никакой незнакомки не было, был паук, но это неважно. Я когда прочитала этот рассказ, подумала: а ведь у меня с той Кларимондой достаточно много общего. Я тоже постоянно сижу, занимаясь какой-то мелкой работой. Сейчас под этим именем меня знают едва ли не лучше, чем под моим собственным.

Понятно, что форумы нужны не только для общения мастеров из разных городов. Нередко именно здесь своего автора находят потенциальные заказчики. Но есть и те, кто отправляется по старинке за украшениями не в Интернет, а на ярмарку. И хотя на Коренской Ирина Мозалевская — частый гость, она признается, что куда больше любит небольшие ярмарки, которые проводят торговые центры. Там не так шумно, есть возможность спокойно пообщаться с покупателями, ответить на их вопросы. «Да и сама атмосфера другая, праздничная, доверительная».

Ирина любитель работать с крупной формой. Не перстни, а перчатки, не фенечки, а браслеты. В ее коллекции уже есть две пары перчаток разной длины. В планах — еще одни, свадебные.

— Самая заветная мечта, — Ирина улыбается. — Знаете есть такие специалисты, которые первыми получают доступ к новым коллекциям того же дома Сваровски. Вот там изобрели новый камень, но нужно показать, где его можно использовать, кому он будет интересен, открыть его потенциал. И тогда подключаются художники, ювелиры, мастера по бисеру, которые ищут для него применение, огранку, разрабатывают украшения с ним. Вот когда-нибудь мне бы очень хотелось поработать в такой команде. Потому что в Курске даже обычный хороший бисер или камни отыскать непросто, а некоторые из произведений Сваровски я просто никогда не смогу позволить себе купить, хотя и знаю где и как могла бы их использовать. Что мне остается пока? Набивать руку, трудиться над техникой, совершенствоваться. Я искренне не понимаю тех, кто одновременно занимается всем: декупажем, вязанием, вышивкой и так далее. Лучше уметь что-то одно, но практически в совершенстве. Нет ничего хуже, чем небрежные работы, и не только потому, что глядя на них, неспециалист перестанет ценить работу настоящего мастера, не сможет и не захочет увидеть разницу. Нет. Просто в моем понимании от незаправленного узелка до предательства Родины — рукой подать, только не пишите это. Или пишите, — смеется.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах