МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Орловским евреям вернули отобранное в далеком 1923-м…

Синагога обрела настоящих хозяев

В прошлом номере мы пообещали рассказать об истории орловской синагоги, которая обрела, наконец, своих настоящих хозяев. Выполняем свое обещание, благо, прошлое весьма поучительно.

Так выглядит здание костела сегодня... (russia.travel)

Евреи и Орел

Первые еврейские общины на Руси появились еще в Х веке — в Киеве. Однако в Орле община появилась гораздо позже — в середине XIX века. «Начало ее возникновения относится к тому времени, когда небольшое число отставных «николаевских солдат» водворилось на постоянное жительство в Орле, причислившись к местному мещанскому сословию». Постепенно эта небольшая группа аборигенов продолжала увеличиваться прибывшими из «черты оседлости» ремесленниками и купцами, а затем — и лицами так называемых либеральных профессий».

Сразу поясню. «Николаевскими солдатами» называли призванных на военную службу детей евреев — Указом императора Николая I от 26 августа 1827 года для евреев была введена так называемая натуральная воинская повинность, к призыву принимались дети с 12 лет. Квота призыва для еврейских общин составляла 10 рекрутов с 1 тысячи мужчин ежегодно (к слову, для христиан — 7 с одной тысячи и через год). Срок военной службы — 25 лет. Отслужившие полный срок евреи-солдаты, которых и называли «николаевскими», и их потомки получали право жить на всей территории Российской империи.

Что касается «черты оседлости», то так с 1791 по 1917 год называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям и цыганам. Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения) и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.

Оказавшись в Орле, евреи стали налаживать не только свой личный быт, но и общественный, и им это вполне удалось. «Не доставало одного — собственного благоустроенного Храма Божия».

Место для постройки синагоги искали вдумчиво и долго — ключевое слово: вдумчиво. Подходящее место нашлось в 1905 году, и его удалось приобрести — на 2-й Никитской улице — ныне ул. Советской, 16. Здание построили быстро — меньше чем за два года. Исключительно на, как бы сегодня сказали, народные деньги.

...а так выглядел костел в начале ХХ века

Храм — это не укладка камня. Это единенье душ

Торжественная закладка здания Еврейского Молитвенного дома состоялась 14 июня 1909 года. Председатель Хозяйственного правления по постройке Еврейского Молитвенного дома в Орле Я.Е. Дунаевский произнес речь, сказав, в частности: «Чтобы Дом сей был прочен и изящен, примут надлежащие меры лица, взявшиеся его строить; но чтобы эта прочность сохранялась на все времена его существования, необходимо, чтобы мы, орловская община одновременно с созиданием сего Молитвенного дома созидали бы и свой внутренний моральный мир». Ему вторил общественный раввин Я.Б. Кальценельсон: «Мы готовимся воздвигнуть здание из кирпича, камня и железа. Будет создан, так сказать, внешний, материальный «сосуд», — и необходимо понять, что сила его будет заключаться в содержимом, в его внутренней, одухотворенной крепости».

«Чтобы довести эту постройку до конца, мы, все классы нашей общины, должны соединиться. И каждый по мере сил своих должен принести свою лепту на алтарь этого храма», — сказал собравшейся публике член Хозяйственного правления Ф.Л. Цып.

Как шло строительство храма по проекту архитектора Ф.В. Гаврилова, история умалчивает. Но вот как относились к этому люди, строившие себе Храм, можно вполне себе представить по сохранившимся… бухгалтерским документам.

Итак, читаем «Денежный отчет по постройке Молитвенного дома с 17 мая 1909 г. по 1 января 1912 г.»

«Получено за места — 2028 р. 23 к.: от местных жертвователей — 2250 р. 50 к.; от пожертвований на приобретение электр. люстры — 228 р., пожертв., собранные кружком дам, — 625 р. 77 к., от иногородних пожертвователей — 1249 р., лиц. Отказавшихся от приобретения мест — 735 р., кассы Хоз. Правления — 6126 р. 63 к., разных поступлений — 30 р. 73 к., неоплаченных долгов — 2657 р. 06 к. Итого — 34430 р. 92 к.

Пожертвовано Г.А. Липмановичем 2 вагона леса по оценке 300 р.; г. Китаевым один вагон палубника для крыши, по оценке —

120 р.; И.Я. Граевским железная ограда (весом 112 пудов по 4 р. 50 к.) — 504 р.; Я.М. Виленчиком из Брянска 10 пудов кровельного железа (по 2 р. 40 к. за пуд) —

24 р. Итого — 948 р. А всего — 33 378 р. 92 к.»

Было построено красивое двухэтажное здание, после чего ревизионная комиссия подсчитала: потрачено на строительство синагоги не все, что собрано. Сэкономлено 11 рублей 14 копеек, кои и были возвращены Хозправлению на нужды. Эх, поучиться бы нынешней власти так вести дела — прозрачно, чисто, с дотошностью.

А еще было отмечено: «считать сооружение Молитвенного дома в Орле фактом, выдающимся в жизни местной еврейской общины».

А еще сохранились полные списки тех, кто давал деньги на строительство синагоги. В них — практически вся орловская община. Основная масса денег — 20 528 руб. 23 коп. (рука отказывается в данном случае округлять цифры для краткости) собрана за места. Надо иметь в виду, что, в отличие от православных храмов, здесь можно во время службы сидеть. И место, скамейку можно было купить. В том числе — заранее — на всю жизнь или на год. Или заплатить за аренду.

В этой синагоге было шесть рядов дубовых скамеек на 144 места. На каждом месте — металлическая дощечка с именем владельца или арендатора. Скамьи делали по лучшим образцам того времени, для чего командировали в Московскую синагогу. Чтоб посмотреть и сделать не хуже… Но главным украшением был Арон кодеш — так называют Священный ковчег в синагоге, вмещающий свиток Торы и обычно устанавливаемый у восточной стены на возвышении со ступеньками. Этот шкаф был украшен резьбой и позолотой.

К слову сказать, в орловской синагоге скамейка в первом ряду стоила 500 рублей (для сравнения: зарплата рабочего — 30 рублей, пуд мяса (16 кг) — 4,45 руб., ржаного хлеба — 3-4 коп., хромовые сапоги — 2 руб., фунт золота (0,45 кг) — 525 рублей). Для абсолютного комфорта можно было еще заплатить за скамеечку под ноги — еще 12 рублей. Никто уже не знает, почему тот или иной человек платил ту или иную сумму, но доподлинно известно, что, к примеру, Я.Е. Дунаевский заплатил 512 рублей — то есть и за скамью, и за скамеечку, а, к примеру, Ю.Х. Шагалов — 500. Тот же Шагалов, к слову, занимался сбором средств на люстру, видимо, объявив «по рублю, братцы» — и 204 человека скинулись по рублю, еще 14 человек — кто по два, кто — по три рубля, но все — в списках, по алфавиту. Напротив. Кружок дам собирал по принципу «кто сколько может», хоть копейку — на украшение синагоги. И у них другие цифры — самый маленький взнос — 20 копеек, самый большой — 18 рублей, и тоже — все учтено до копеечки.

Судя по отчету, платили и посторонние люди — через орловских знакомых, через членов правления — все указаны. И те, что давали в долг — тоже остались навеки в списках. Кстати, со всеми рассчитались полностью…

Долгий путь назад

В 1923 году у еврейской общины отобрали синагогу так же, как отбирали православные храмы. Слава Богу, ее не взорвали, как взрывали многочисленные русские церкви. В 1993 году здание признали памятником истории и культуры и приняли на государственную охрану. Но вернуть хозяевам — не вернули, хотя просьбы и обращения были. «Администрация города Орла на ваше письмо от 01.07.1993 г.

о возвращении Орловской еврейской религиозной общине бывшего здания синагоги... сообщает, что передать в настоящее время здание СПТУ № 9 не представляется возможным, так как это потребует строительства нового учебного корпуса или выделения ему помещения на 12-14 классных комнат, однако средств на строительство… администрация города не имеет. Мэр города Орла А.Г. Кисляков».

В начале «нулевых» тогдашний губернатор Орловской области Егор Строев, что называется, на камеру пообещал вопрос решить. Но не решил. В декабре 2010 года на еврейском празднике «Ханука» раввин ФЕОР Центрального федерального округа Зеев Вагнер в присутствии замгубернатора и председателя правительства Орловской области Игоря Гармаша и тогдашнего главы города Орла Виктора Сафьянова сообщил, что «премьер-министр РФ Владимир Путин еще раз подтвердил свое решение о передаче здания бывшей синагоги в Орле ее законным владельцам — всем евреям города Орла в лице местной еврейской религиозной организации «Центр Шалом». Но опять не вышло.

И вот случилось. Как уже сообщал «МК Черноземье», 21 ноября губернатор Орловской области В.В. Потомский и уполномоченный представитель Орловской Еврейской Иудейской религиозной общины Ян Пискунов подписали соглашение о передаче синагоги. Ее восстановление, реставрация будут производиться, как и сто лет назад, за счет пожертвований. Предполагается, что этот дом станет не только местом для религиозных обрядов, но и центром общения и еврейской культуры. Сегодняшней общине есть с кого брать пример в этом деле.

21 ноября губернатор Орловской области В.В. Потомский и уполномоченный представитель Орловской Еврейской Иудейской религиозной общины Ян Пискунов подписали соглашение о передаче синагоги (infoorel.ru)

Можно сказать, что повезло и памятнику истории и культуры. В отличие от другого — здания католического костела, где до сих пор расположены производственные помещения. Увы, католической общины в Орле нет, так что хлопотать о возвращении этой собственности, похоже, некому. Ну а судьбой автодорожного техникума, который здесь располагался, занимается областная власть.

В материале использована информация из книги «Евреи Орловщины. Лабиринты нашей жизни».

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах