Никто не хотел умирать
Впрочем, не все города и поселки городского типа хотят объединяться с районами: упирается пос. Нарышкино — райцентр Урицкого района, сопротивляется город Болхов, численность населения которого, к слову, вдвое больше «районного». Тем более что уже «объединенные» пока не могут похвастать какими-то позитивными изменениями в экономике, бедственное положение которой, собственно, и побуждает… Написала слово «побуждает» и запнулась. Побуждает к чему? Фактически — к экономии средств на зарплату верхушке ликвидируемых администраций центров районов. То есть, присоединяя нищий райцентр к нищему же району, фактически не решается вопрос оздоровления экономики ни там ни там, решается лишь вопрос экономии. Официально уже якобы сэкономлено 35 млн, и «эти деньги направлены на решение наиболее проблемных вопросов, волнующих жителей райцентров». Деревенского жителя цифра может впечатлить, однако на фоне разворованного миллиарда при строительстве юбилейных объектов в Орле — это капля в море. Но это так, к слову.
Пока создана рабочая группа, которая должна изучить проблему и к концу года выдать свое заключение: целесообразно или нет укрупнять районы области. Поскольку в нее вошли и депутаты облсовета, и принимать решение в конечном итоге будет именно власть законодательная, депутаты решили объехать всю область и выслушать руководителей и районов, и райцентров, и сельских поселений, депутатов местного уровня, общественников. Первая такая встреча состоялась в рамках выездного заседания комитета по местному самоуправлению и регламенту и комитета по бюджету, налогам и финансам облсовета 17 мая в Болхове.
Выступали представители Болховского, Хотынецкого, Шаблыкинского районов Мценска, те, кто уже объединился, и те, кто против этого. Главная проблема всех — нищета. Глава Болховского района Виктор Данилов в ходе выступления озвучил доводы «за» объединение. «Если б Болхов был с развитой промышленностью и бюджетом… Но так как бюджет Болхова неполноценный, то мы погубим просто и город, и село», — убежден Данилов. В районе на сегодня четыре сельских поселения района вообще не имеют средств на решение вопросов местного значения и на выплату заработной платы.
О падении собственных доходов говорил начальник финуправления еще не объединенной с районом администрации города Мценска Сергей Сафронов: с 2014 года снижаются отчисления с налога на доходы с физических лиц, с налога на имущество, задолженность по коммуналке, проблема с выполнением плана приватизации, поскольку в городе не осталось привлекательного муниципального имущества... В этом году взяли коммерческий кредит в Сбербанке — 10 млн, но на этом возможности получения кредитов исчерпаны. Предстоят еще большие проблемы.
Ограничен в ресурсах и областной бюджет. Руководитель Департамента финансов Орловской области Елена Сапожникова призналась, что федеральный бюджет действует по отношению к области еще жестче, чем область по отношению к районам: «Мы районам, помимо средств на исполнение переданных госполномочий, на сбалансирование и выравнивание бюджетов, даем средства на какие-то неотложные нужды, а Москва нам — нет. Вот на повышение зарплаты дали 250 млн, а потребность — 750 млн...»
При этом произошел такой диалог.
Михаил Вдовин, первый зампредседателя облсовета: Вы будете предлагать муниципалам брать кредиты, а отдавать их они потом чем будут?
— А зачем их брать-то? — удивился руководитель Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области Федор Карпычев. — Мы берем кредиты для того, чтобы помогать районам, и это правильно.
Вдовин: Есть понятие — устойчивость бюджета. Бесконечно брать кредиты нельзя. Уже 17 миллиардов набрали.
Карпычев: Предложите свой вариант!
Нет ответа…
Между тем общий объем средств дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета в этом году составляет 1,5 млрд рублей. Для помощи органам местного самоуправления в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов, возникающих при обеспечении вопросов местного значения, предусмотрено предоставление кредитов из областного бюджета на 42,7 млн рублей. На 12 мая из облбюджета районам (городским округам) уже предоставлены кредиты на13 млн рублей. И деться некуда. Как отметил Карпычев, «собственные доходы районов — нулевые».
С ног на голову
Нет ответа и на другой вопрос: о власти. Ведь вот какая штука получается. В этом году страна будет отмечать столетие революции, которая, как ни крути, дала народу прежде всего «свою» власть — советы народных депутатов, по логике и по конституции представляющие интересы этого самого народа (оттого и власть на местах — в поселках, селах, городах — называют представительной) и контролирующие, направляющие власть исполнительную. Опыт объединений в Орловской области показывает, что вместе с водой, то бишь самостоятельностью поселков-городов, выплескивают и ребенка — фактически «обнуляя» представительную власть. В самом деле — кого теперь контролировать, к примеру, депутатам Хотынецкого поселкового совета? Отдел, в который превратилась поселковая администрация, в структуре райадминистрации? Да и нужны ли эти депутаты при таком раскладе вообще? На местах дошло до того, что из-за сокращений аппаратов представительной власти решения для советов народных депутатов готовят специалисты… исполнительной власти. То есть все с ног на голову.
— Когда мы говорим об объединении городского поселения с администрацией района — все непросто. Что такое лишить город, поселок городского типа исполнительной власти? То есть депутатский корпус есть, а администрации — нет. Обращается житель к депутату — и? Исполнительной власти нет — иди в район. Тогда и депутат не нужен! Отсутствие исполнительной власти на местах — это все равно как мужчину кое-чего лишить, — уверен глава пос. Нарышкино Сергей Завершинский.
Еще более важный вопрос — доступности власти для населения. Не теряется ли она при объединениях?
— Я — представитель малых сельских поселений, — рассказал Николай Глазин, глава Хуторского сельского поселения Болховского района, председатель Хуторского сельского совета народных депутатов. — В свое время село развивалось за счет колхоза. Открывали школы, ФАПы, Дом культуры, строили жилье. И мы держались. Сейчас маленькие сельские поселения, финансируемые в зависимости от числа жителей — не знаю, кто придумал такую программу, — живут очень тяжело. Экономической составляющей нет. Вон у меня 200 га земли — никому не могу продать, никто не покупает… Но люди не идут в район со своими проблемами, они идут ко мне. И в этом смысле полномочия у нас безграничны — идут и днем и ночью с любыми проблемами. Поэтому тысячу раз надо посчитать, прежде чем принимать решения об объединениях, — как бы не было еще хуже. Мне кажется, что нам нужно другое — программа поддержки сельских малых поселений. Не нужен глава поселка? И не надо! Обзовите старостой или еще кем — но власти людей на местах лишать нельзя. Вон Белевский район Тульской области пример: было восемь поселений, потом четыре, теперь два — и что? Лучше не стало, город-призрак…
Все же власть существует не сама для себя, а для людей, и надо просчитать, как на них все это скажется. Они — точка отсчета.
Надо сказать, что выступление это было встречено аплодисментами. Его поддержал и Михаил Вдовин.
— Люди на селе живут сложно. Пока мы с вами рассуждаем, 1,5 тыс. га свеклы надо пересеивать, из-за погоды кормовая база неизвестно какая будет, картошка не всходит. Озимые затормозились в росте… Я против огульного объединения сельских поселений. Власть должна решать проблемы людей. Не главы районных администраций, а главы поселковых, сельских советов на своих машинах без полномочий, без финансирования возят бабушкам хлеб, лекарства, флягами воду. Этих людей надо оставлять — это мое убеждение. И надо прежде спросить у людей, хотят ли они объединяться с кем-либо. Может получиться так, что укрупнение сельских поселений спровоцирует людей покидать села. Так что, прежде всего, надо укреплять экономические основы местного самоуправления. А то парадокс: на жизнь села совершенно не влияют результаты труда ее жителей. Вот собрали мы рекордный урожай — и что? Стало селу от этого лучше? Ничуть! И это неправильно!
— Первое, что напрашивается, — увеличить финансирование муниципальных образований, — полагает руководитель комитета по местному самоуправлению и регламенту Валерий Савин. — Реально это? В условиях Орловской области — нет, значит, надо стучаться в федеральный центр. Очевидно и другое: в последние годы мы принизили местные органы представительной власти. А они единственные, кто принимает решения от имени населения муниципального образования, никто не может больше это сделать.
К сожалению, у нас так сложилось, что власть заинтересована в том, чтобы была выстроена условная вертикаль. Но тут надо определиться: мы управляем либо на основе законов, либо на основе власти-подчинения. Законы, к слову, не позволяют второй вариант.
И чиновники, и депутаты, и даже журналисты уходили в раздумьях. Первая встреча, первое обсуждение лишь обозначили главные вопросы, но не дали ни одного ответа. В том числе какова будет новая модель власти в случае осуществления реформы последней на местах. Но очевидно одно: без денег, без развития экономики ни одна ветвь власти ни на одном своем уровне не сможет исполнять свои задачи. Но это уже не вопрос общественных обсуждений. Тут должна принимать решения и нести за них ответственность исполнительная власть региона... А присоединять Орловскую область к кому-либо пока никто не собирается.